Quickribbon

Назр (обет)

http://islamic.kz/Вопрос: Салам алейкум ва рахматуЛлахи.
Насколько я знаю, допустимо просить Аллаха посредством благих дел. Например - я буду пост держать, дай Аллах мне хорошую жену.
А допустимо ли такое, если человек совершал грех, распития спиртного, например, - я брошу пить, дай Аллах мне хорошую жену?

Ответ: Уа’алейкум ас-салям.
Брат, просить по средствам хороших дел - это когда ты после совершения благого просишь Аллаха даровать тебе награду как в этом мире так и в том, просишь прощение, просишь благого исхода, просишь спасения от наказаний и испытаний. Пример тому - история людей, которым преградил выход из пещеры большой камень, и они просили по средствам совершённых благих дел. И Аллах Всевышний спас их. Это пришло из известного хадиса. Думаю ты знаешь его.

Ты же в своем вопросе написал о торговле с Аллахом, пусть Он простит нас. Как можно брат говорить Всевышнему Аллаху: «я брошу пить, а Ты мне дай жену» или т.п. Распивать опьяняющие напитки - это грех, и мы и так ОБЯЗАНЫ его оставить, без каких-либо условий. То же самое с постом. Пост - это поклонение. Как можно сравнивать поклонение и мерзкие блага (жена, машина…) Это торговля с Аллахом не принесёт пользы. Аллах Прощающий, Он даёт нам в этой жизни что пожелает и забирает у кого пожелает, и Он не нуждается в наших обетах и предложениях, и более того, Он не нуждается в наших поклонениях. Наоборот, это мы нуждаемся, и обязаны подчинятся Ему во всем.
Запрещено совершать молитву или держать пост желая ещё что-то наряду с довольством Аллаха.
Необходим далиль для того, чтобы утверждать обратное.

Обет - это поклонение.
Аллах Всевышний говорит в Куране:
يوفون بالنذر ويخافون يوما كان شره مستطيرا
Они выполняют свои обеты и боятся дня, в котором зло распространиться (Сура аль-Инсан, 7)
Человек, давший обет Аллаху, обязан его выполнить. За невыполнение обета следует искупление: освобождение раба, если нет раба, то кормление 10 бедных, если нет возможности, то пост 3 дня подряд.
Аллах Всевышний говорит:
وما أنفقتم من نفقة أو نذرتم من نذر فإن الله يعلمه
Что бы вы не расходовали, какие бы обеты не давали Аллах знает об этом (Сура аль-Бакара, 170)
Посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, сказал:
«من نذر أن يطيع الله فليطعه، و من نذر أن يعصي الله فلا يعصه»
«Тот, кто дал обет подчиняться Аллаха, пусть подчиняется, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, то пусть не делает этого».
Существует разногласие, однако я придерживаюсь того, что обет является вещью порицаемой, в том, случае, когда муслим делает для себя исполнение чего-либо обязательным. Так как в этом трудность для него.
Пророк, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, сказал:
«إنّ النذر لا يأتي بخير»
«Поистине обет не приходит с добром»
Однако если дал обет подчинятся Аллаху, то следует выполнять его до конца.
Однако возникает вопрос: если обет - поклонение, то как он может быть макрух???
Шейх аль-’Усеймин говорил: «из аята (сура аль-Инсан, 7) следует то, что Аллах хвалит тех, кто выполняет обеты, т.е. это любимо Аллаху, а всё что любит Аллах есть поклонение.
Знай, что тот обет, который похвалил Аллах Всевышний - это обет тех, который связан с выстаиванием обязательных видов поклонений, которыми Аллах обязал Своих рабов. Так как совершать поклонение, которым обязал себя мусульманин, является обязательным. Так Аллах Всевышний говорит:
ثم ليقضوا تفثهم وليوفوا نذورهم وليطوفوا بالبيت العتيق
Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг Каабы (сура аль-Хадж, 29)

А обет, которым человек обязывает себя и свою душу, не является из предписанных обязательных видов поклонения, то такой обет будет порицаемым (макрух), а некоторые из учённых говорили о таком запрете - харам. Так как пророк, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, запрещал обеты, сказав:
«إنّ النذر لا يأتي بخير و إنما يستخرج من البخير»
«Поистине обет не приходит с добром, и поистине, он исходит только от скупого» (приводит имам аль-Бухарий, 6608, 6693 и имам Муслим, 1639, от ибну ‘Умара)
Но вместе с тем, если дал обет подчинятся Аллаха, то нужно подчиняться Ему, следуя словам пророка, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия…» (конец слов шейха)
Этого мнения так же придерживался ибн Баз, да помилует его Аллах и учённые до него.
Условием действительности обета, является его произнесение вслух!
Если человек вознамерился что-то сердцем, то это не обет!
Имам аш-Ширази говорил: “Обет не действителен, кроме как с произнесением!”
Имам ан-Науауи относительно его слов сказал: “Действителен ли обет только с намерением, без произнесения его? Правильным является по единогласному нашему мнению, что обет не действителен кроме как со словами, и одного лишь намерения недостаточно!” См. «аль-Маджму’» 8/435.
Также говорил и имам аль-Мардауи: “Обет без слов недействителен, и если кто-то дал обет только намерением без слов, то он недействителен без разногласия!” См. “аль-Инсаф” 11/118.
Таким образом, в том, что условием действительности обета является произнесения его вслух, нет среди ученых разногласия!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не давайте обеты, ибо поистине, обет никак не влияет на предопределение!» аль-Бухари 6609, Муслим 1640.

Также брат запретным является давать такие обеты, которые после осуществления просьбы Всевышним, человек оказывается не в силах исполнить.
А что касается обетов, чтобы избежать грехи, то это дозволено.

Ибн Уахб рассказывал: «Я дал обет, что каждый раз, как я сделаю гъиба о человеке, буду поститься один день, и это меня утомило, я делал гъиба и постился. Тогда я решил, что каждый раз, как я буду делать гъиба, я буду делать садакъа в один дирхам, и по причине любви к дирхамам я оставил гъиба!» См. «ас-Сияр» 9/228.
Субхана-Аллах, какая решительность и стремление было у саляфов к тому, чтобы оставить гъиба, которое в наши дни для мусульман стало тоньше волоса! Так вот, это дозволено.

Но шейх Ибн Усаймин говорил, что лучше стараться оставить грехи без обета. См. «Фатауа Ислямия» 3/501.
Шейх Ибн Усаймин говорил: «Остерегайтесь обета! Не давайте обет, находясь в благополучии! Не обязывайте себя тем, чем не обязал вас Аллах! Если у кого-то есть больной, то пусть скажет: «О Аллах, исцели его!» У кого экзамен, пусть скажет: «О Аллах, помоги мне его сдать!» Есть некоторые студенты, которые при опасении провала экзамена говорят: «О Аллах, если я сдам экзамен, то сделаю то-то и то из благих деяний!» Однако после того, как он сдал его, он приходит к ученому и говорит: «Помогите мне избавиться от обета, помогите!» Однако нет бегства от обета (если он в благом), и его выполнять обязательно!» См. «Фатауа Ибн Усаймин» 21/54.
А что касается аята, в котором Аллах похвалил тех, кто исполняет свои обеты: «Они выполняют обеты» (аль-Инсан 76: 7), то как сказал Къатада, в нем речь идет о тех людях, кто дал обет повиноваться Аллаху, совершая молитвы, соблюдая пост, выплачивая закят, совершая хадж и умру и прочее из того, что повелел Всевышний Аллах. См. “Фатхуль-Бари” 11/500.
Т.е. дал обет исполнять все то, что Аллах вменил в обязанность.
Уа-Ллаху а’лям.

salaf-forum.ru
_______________________________________________________________________________
Поделиться с друзьями:
Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Советуем почитать:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , для того чтобы оставить комментарий.

Powered by WordPress | Designed by: Premium WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Bromoney and Wordpress Themes
Видео | Аудио лекции| Книги | Статьи| Ринат Абу Мухаммад |Дарын Мубаров| Наиль Абу Салих | Арсен Абу Яхья | Салим абу Умар | Имам Алмат | Эльмир Кулиев|