Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Хорошо известно о том, что обязательный гъусль, как гъусль после полового осквернения, месячных и и послеродового кровотечения, заменяют собой малое омовение и включает его в себя. Однако многие братья и сестры не знают о том, что добровольный гъусль не заменяет малого обязательного омовения.
Вот слова ученых об этом:
Имам аль-Хараши сказал: “Если человек ограничиться гъуслем вместо малого омовения, то этого достаточно, однако это касается обязательного гъусля. Что же касается необязательного гъусля, то он не достаточен для омовения. Поэтому является обязательным совершить малое омовения тому, кто желает совершить молитву”. См. “Шарх мухтасар халиль” 1/175.
Имам ас-Сауи аль-Малики сказал: “Гъусль от джанаба достаточен и для малого омовения, а что касается необязательного гъусля, как гъусль для пятничной молитвы (джуму’а) или молитвы двух праздников, то они не заменяют малого омовения и необходимо совершить его тому, кто желает делать молитву”. См. “Хашия ас-Сауи” 1/174.
Шейх Ибн Баз сказал: “Если человек совершает гъусль от джанаба и намеревается взять малое и большое омовение, то этого достаточно.
Однако лучше сначала подмыться, потом совершить малое омовение и потом довершить гъусль, следуя в этом за пророком (мир ему и благословение Аллаха). Также в этом подобны и женщина очистившаяся после месячных и послеродового кровотечения. Однако если гъусль не из тех, что упомянут, как гъусль для джуму’а, или гъусль для прохлады или чистоты, то он не достаточен, даже если у человека было намерение взять гъусль по причине отсутствия причины, как обязательность малого омовения и по причине отсутствия большого омовения, включающего в себя и малое, как например гусль от джанаба”. См. “Фатауа Ибн Баз” 10/173.
То же самое говорили и шейх Ибн Усаймин и шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад и др. ученые.
Из слов шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада я понял, что добровольный гъусль может заменит малое обязательное омовение если будет соблюдена очередность малого омовения. Это так для дополнительной информации.
Шейха ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббада спросили: Если человек искупался чтобы освежиться и при этом прополоскал нос и рот и имел намерение на малое омовение и человек при этом не был в состоянии джанабы.
Шейх ответил: Нет, Нет, если человек не помыл части тела, как это необходимо делать при взятии малого омовения то этого недостаточно, однако будет достаточно, если он купался по причине джанабы, для избавляется и от большого и от малого осквернения. И если он в состоянии большого осквернения ополоснется с намерением избавиться от своего состояния, то этого ему достаточно и для большого и для малого омовения. И необходимо также при этом прополоскать рот и нос.
Если же у него есть гусль и желает взять малое омовение, то он должен соблюдать необходимую в малом омовении очередность. То же самое и при гусле в пятницу необходимо соблюдать последовательность необходимую при малом омовении, если человек желает взять малое омовение (так как нет намерения избавления от большого осквернения).
Простого ополаскивания для наличия малого омовения будет достаточно только в том случае, если у человека не было гусля, так как он намеревался очиститься от большого осквернения и по этой причине осквернение сходит с него как большое, так и малое.
(Сунан ат-Тирмизи «Китаб Тахара» 9 - 58:30)