С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Среди имамов были такие, кто запрещал разговоры о мирском в мечетях, опираясь на то, что цель построения мечетей состоит в поклонении Аллаху! Всевышний Аллах сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом, мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили, и приумножил это по Своей милости» (ан-Нур 24: 36-38).
Что же касается упомянутого хадиса «Разговоры в мечети о мирском пожирают благие дела так же, как и огонь дрова», то его приводит имам аль-Гъазали в книге «аль-Ихья», и он очень распространен на языках многих мусульман также и в другой версии: «Разговоры в мечети о мирском пожирают благие дела так же, как скот пожирает траву».
Этот хадис не имеет никакой основы, более того, является выдуманным.
Хафиз аль-‘Иракъи в «Тахридж аль-Ихья» сказал: “Я не нашел у этого хадиса какой-либо основы!”
Шейх аль-Альбани в «ас-Самр аль-мустатаб» сказал: “Нет у этого хадиса основы!”
И этот хадис поместил шейх ‘Али аль-Къари в книгу ложных хадисов. См. «аль-Мауду’ат» 1/92.
Это что касается данного распространенного хадиса.
А что касается самого вопроса, относительно разговоров о мирском в мечетях, то правильным является то, что это не запрещено. Самак ибн Харб рассказывал: “Однажды я спросил Джабира: «Ты сидел с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он ответил: «Да, много. Он не вставал с места совершения молитвы, на котором совершал утренний намаз, пока не восходило солнце. А когда солнце восходило, он вставал. И они разговаривали о том, что происходило во времена джахилии, и они (сподвижники) смеялись, он (пророк) улыбался»”. Муслим 670.
Это ясный довод тому, что в основе разговоры о мирском в мечетях не запрещены, если сам разговор о дозволенном, и нет в нем ни сплетен, ни сквернословия, ничего запретного!
Имам ан-Науауи говорил: “Дозволено разговаривать о дозволенном в мечети из мирских дел и тому подобного из дозволенных слов, даже если при этом будет смех и тому подобное, до тех пор, пока разговор будет о дозволенном. И довод этому хадис Джабира”. См. «аль-Маджму’» 2/204.
Однако, несмотря на дозволенность разговоров о мирском в мечетях, не следует злоупотреблять этим, и посещать мечеть с целью времяпровождения! И не следует забывать, что мечети были воздвигнуты только для поклонения Аллаху! А правильное понимание этой темы дает хадис, который передается от Анаса и Ибн Мас’уда, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся в конце времен люди, которые будут садиться в мечетях группами и имамом у них будет дунья! Не садитесь с ними, ибо нет у Аллаха в них нужды!» ат-Табарани 3/78, аль-Хаким 4/359.
Шейх аль-Альбани считал хадис хорошим в силу существующих свидетельств. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1163.
Однако имамы ад-Даракъутни, Ибн аль-Джаузи и аль-Хайсами считали этот хадис слабым.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
soliha.co