Quickribbon

Причины развода со стороны родственников супругов или других лиц

1. Отсутствие подготовки попечителями своих детей, особенно дочерей, и их невнимательность к приготовлению их к супружеской жизни, их большой ответственности по отношению к мужу, его дому, его имуществу, его детям и его родственникам. И мы обнаруживаем, что многие отцы и матери воспитывают своих дочерей в роскоши и удобстве, что делает их неготовыми к новой супружеской жизни.

Поэтому каждый отец и каждая мать должны готовить своих детей – мальчиков и девочек. Это осуществляется их воспитанием в религии, нраве, мудрости, серьезности (старании) в делах, чтобы они соответствовали ответственности супружеской жизни. Также они обязаны не пренебрегать завещанием, которое они дали бы перед браком, которое станет с соизволения Всевышнего Аллаха причиной постоянства их супружеской жизни. Мы упомянем здесь завещание Умамы бинт аль-Харис, которая была красноречивой и умной, своей дочери перед ее замужеством. Она сказала: «О, дочка, если бы завещание было бы оставлено по причине достоинства в этикете и почета в происхождении, то оно было бы оставлено от тебя, однако оно является напоминанием для невнимательного и содействием для разумного.

О, моя дочь, если бы женщина могла богатством своего отца обойтись без мужа, из-за своей сильной нужды в нем, ты была бы самой не нуждающейся из людей. Однако женщины созданы для мужчин, также как и мужчины созданы для них.

О, моя дочь, поистине, ты оставила почву, из которой вышла, и дом, к которому ты привыкла, ради дома, которого ты не знаешь. И ради товарища, которого ты (прежде) не любила, и он, женившись на тебе, стал хозяином (мужем), так будь же для него рабыней, и он станет для тебя рабом.

Прими от меня десять качеств, и они станут для тебя сбережением и напоминанием.

Первое и второе: сопутствуй ему с умеренностью (неприхотливостью) и живи с ним, слушаясь его и повинуясь ему. Ибо в нетребовательности имеется покой сердца. А в слушании и повиновении имеется довольствие Господа.

Третье и четвертое: заботься о запахах, которые он может почуять, и местах, куда может попасть его взор. Чтобы его взгляд не попал на что-либо неприятное в тебе. И чтобы он чуял от тебя лишь приятный запах. Поистине, сурьма является лучшим из имеющихся украшений. А вода является самой приятной из утраченных благовоний.

Пятое и шестое: заботься о времени его еды и покое во время его сна. Ибо жар голода является пламенем, а нарушение сна – причиной гнева.

Седьмое и восьмое: забота о его близких[1] и детях, оберегание его имущества, ибо оберегание имущества является отдачей должного (хорошей оценкой), а забота о близких и детях является лучшим управлением (домом).

Девятое и десятое: не распространяй его тайн и не ослушивайся его велений. Ибо если ты распространишь его тайну, то не обезопасишься от его коварства, и если ты ослушаешься его веления, то вызовешь в нем гнев.

Кроме того, моя дочь, остерегайся радости при нем, когда он печален, и печали, когда он рад. Ибо первое качество относится к упущению, а второе – к досаждению. Почитай его так сильно, как только можешь, и он будет уважать тебя так сильно, как только может. Чем больше ты будешь соответствовать ему, тем мягче будет он к тебе.

Знай же, моя дочь, что ты не добьешься от него того, что любишь, пока не предпочтешь его довольствие своему довольствию, и его желание своему желанию в том, что тебе нравится и не нравится. Пусть Аллах посодействует тебе и сохранит тебя[2].

2. Пренебрежение опекунами завещания пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Если к вам придет тот, чьей религией и нравом вы довольны, то жените его. Если вы не сделаете этого, на Земле возникнут смута и нечестие»[3]. А также их заинтересованность богатством, служебным положением, званием. Либо же их обращение внимания на религию, и не обращение внимания на нрав. Хотя пророк, да благословит и приветствует его Аллах, завещал, чтобы у сватающегося были две вещи вместе. Иногда бывают среди опекунов те, кто не обращает внимания ни на какое-либо из этих дел: религиозных или мирских. Для них важно освободиться от ответственности опекунства по отношению к опекаемой, и поэтому они бросают ее в руки любого сватающегося, кем бы он ни был.

Поэтому опекуны должны бояться Всевышнего Аллаха относительно своих женщин и выдавать их замуж согласно завещанию избранного пророка, да благословит и приветствует его Аллах, чтобы их женщины жили счастливо и не возвращались с соизволения Всевышнего Аллаха в дома своих опекунов разведенными.

3. Принуждение сына или дочери к браку с тем, кого они не любят. Это иногда приводит к отсутствию продолжения супружеской жизни между ними из-за отсутствия взаимного согласия.

Поэтому гордыня родителей не должна подталкивать их на грех, когда они принуждают своих сыновей и дочерей к замужеству с тем, кого они не любят. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «С побывавшей замужем женщиной можно заключать брак, только посоветовавшись с ней. А с девственницей можно заключать брак лишь с ее согласия». (Сподвижники) сказали: «О, посланник Аллаха, каким будет ее согласие?» Он ответил: «(Ее согласие) - молчание»[4]. Они должны стремиться к тому, что будет причиной продолжения супружеской жизни их детей. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Души подобные различным группам. В чем они согласны, в том они объединяются. В чем они различаются, в том они разъединяются»[5].

4. Веление обоих родителей или одного из них сыну дать развод своей жене, и иногда это бывает по личным причинам между родителями и этой супругой.

Поэтому сыну не обязательно повиноваться им в этом. И это мнение имама Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах. Аль-’Алими привел случай, который произошел с имамом Ахмадом ибн Ханбалем, да смилуется над ним Аллах: «Один мужчина спросил Абу ‘Абдуллаха (Ахмада ибн Ханбаля): «Мой отец велит мне, чтобы я дал развод своей жене». (Ахмад) сказал: «Не разводись с ней». Тот сказал: «Разве ‘Умар не велел своему сыну ‘Абдуллаху развестись со своей женой?». (Ахмад) ответил: «Пока твоей отец не будет подобен ‘Умару, да будет доволен им Аллах»[6].

Сын может поговорить о причине этого требования родителей или одного из них и попытаться примирить (или исправить), совершив благочестие к родителям и хорошее отношение к жене.

Также можно выделить ей отдельное жилье, если она живет вместе с родителями, и он считает, что это будет мерой исправления положения. И было бы хорошо, если он будет близок к родителям, чтобы соблюдать права всех их вместе.

5. Преувеличение в свадебных подарках и свадебных торжествах, что ведет к недостатку благословения в них, и это преувеличение иногда бывает условием, поставленным опекунами женщины, либо из-за любви мужа к хвастовству и кичливости. И когда мужчина стремится к большому благу в женщине и ожидает этого, то бывает, что он не обнаруживает желаемого из-за недостатка благословения по причине того преувеличения в осуществлении брака. Тогда он начинает сторониться ее и разлучается с ней.

Поэтому и муж, и опекуны женщины должны соблюдать умеренность и не преувеличивать, чтобы с соизволения Всевышнего Аллаха благословения было больше, а супружеская жизнь - дольше. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, больше всего благословения в таком браке, в котором легче всего снабжение»[7]. Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных»[8]. Пречистый Аллах также сказал: «Но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу»[9].

6. Родственники супругов вмешиваются в небольшие разногласия и затруднения между ними, которых дом почти не бывает лишен, и которые можно уладить между супругами. Это относится к причинам, из-за которых трудности увеличиваются, и иногда это приводит к разлучению.

Поэтому родственники супругов не должны вмешиваться в подобное и оставлять дела им самим, чтобы примирить их между собою. Если дело требует того, чтобы супруг исправил положение, то он может применить те меры, которые узаконил для него Аллах.

В посланнике Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, для нас имеется хороший пример в его позиции относительно разногласий между его дочерью Фатимой и ее мужем ‘Али, да будет доволен ими обоими Аллах. Он не стал вмешиваться, кроме лишь успокоения положения и мягкого обращения с ‘Али, да будет доволен им Аллах, когда он стряхнул с него песок и сказал: «Вставай, Абу Тураб»[10]. Подобное ведение дел является прекрасным и любезным.

7. Пренебрежение родственниками супругов больших трудностей между супругами, которые иногда приводят к разводу, и их неторопливость к приведению двух судей (по одному с каждой стороны) для предупреждения возникновения развода.

Всевышний Аллах указал, что в подобном случае между супругами следует направить двух судей для рассуждения между ними и попытки примирения. Всевышний сказал: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий»[11].

8. Сплетни между супругами, либо между женой и родственниками мужа, либо между мужем и родственниками жены, относятся к тому, что вызывает ненависть между супругами, и в результате возникает развод.

К видам сплетней между супругами относится:

  • Высмеивание жены в присутствии ее мужа, унижение ее достоинства в красоте или другом, даже со стороны мужчин. Это случается в обществе, которое не оберегает хиджаб, и это относится к тому, что приводит к нелюбви мужем своей жены и его избеганию ее.
  • Нечестие по отношению к женщине со стороны ее близких родственников или подруг, которое осуществляется науськиванием ее требовать от мужа некоторые второстепенные вещи, наподобие мебели и тому подобного. Либо упоминанием его пороков и подсмеивание над ним. Либо напоминанием его некоторых упущений по отношению к ней, хотя в действительности она проявляет к этому терпение.
  • Клевета порочным делом по отношению к одному из супругов, что приводит к разрушению их совместной жизни. Это иногда бывает со стороны малоизвестного, (или) неизвестного лица, например, по телефону, что вызывает трудности и враждебность между супругами.

Йахйа ибн Аксам сказал: «Сплетник хуже колдуна. Сплетник за час совершает то, чего колдун не совершает и за месяц»[12].

Поэтому супруги не должны слушать тех сплетников, и должны знать, что сплетник желает лишь нечестия, - даже если он и показывает, что желает наставления и блага, - а также что он находится под гневом пред Всевышним Аллахом. Всевышний сказал: «Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному»[13]. То есть, презренному, который совершает много ложных клятв[14]. «Хулителю, разносящему сплетни»[15]. Хулитель, то есть, порочащий. Разносящий сплетни, то есть, распространяющий среди людей нечестивые речи[16]. Они также должны удостоверяться в сообщениях и не спешить принимать решения. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном»[17].

А те сплетники и насмехающиеся должны побояться Всевышнего Аллаха, остерегаться этого порицаемого качества и прислушаться к этим священным текстам шариата, под которыми они имеются в виду.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками»[18].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Сплетник не войдет в рай»[19].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Не относится к нам тот, кто обманул женщину относительно ее мужа»[20].

9. Колдовство, ибо оно является причиной разлучения между супругами, как сказал Всевышний: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха»[21].

Поэтому супруги должны постоянно соблюдать поминания, указанные в шариате, и пророческие средства, чтобы оберегаться от зла колдовства.

Мы упомянем здесь священные тексты шариата по этому вопросу:

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Читайте суру «Корова», ибо поистине, взятие ее – благодать, а ее оставление – разочарование. И дурное[22] не в состоянии (ничего сделать) против нее»[23].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Кто поест с утра семь сухих фиников ‘аджва, тому не повредят в тот день ни яд, ни колдовство»[24].

Также он сказал: «Кто прочтет эти два аята в конце суры «Корова» ночью, они будут достаточны для него»[25]. Было сказано, что «будут достаточны», то есть, будут достаточны от всякого зла. Было также сказано: «Достаточны от зла сатаны». Было также сказано: «Они будут защищать его от зла людей и джиннов». Было также сказано другое, и все это возможно. А лучше всего об этом известно Аллаху[26]. Еще он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Троекратное Чтение: «Скажи: «Он – Аллах, Единственный, Самодостаточный», а также двух сур «му‘аввизат» вечером и утром достаточно тебе от всего»[27].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Тот, кто сто раз в день скажет: “ Нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала и Он властен над всем сущим” (Ля иляха илляллаху уахда-ху ля шарийкя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, уа ля-ху-ль-хамду уа хува `аля кулли шайъин кодийрун), тот получит вознаграждение, равное награде за освобождение из рабства десяти рабов. Ему записывается сто благих дел и стирается сто прегрешений. Эти слова будут для него защитой от сатаны в тот день до самого вечера»[28].

Замечание: Супругам не следует считать или предполагать, что причиной всякой трудности между ними является колдовство или сглаз, живя в сомнениях и пренебрегая причинами, которые иногда происходят от них самих. Поэтому они должны проверить и исследовать основные причины возникших между ними трудностей перед тем, как приписывать это колдовству или сглазу, для того чтобы они могли исправить те трудности. Когда же после исследования и проверки предполагается, что причиной является колдовство, то они должны использовать заклинание, имеющееся в шариате, чтобы удалить вред, наносимый им. И они должны остерегаться искать прибежища у колдунов, прорицателей и предсказателей, ибо прошение у них помощи является большим грехом. И мы напоминаем, что оберегание лучше, чем лечение, ибо вышеупомянутые поминания предохранят супругов с соизволения Всевышнего Аллаха.

10. Принуждение развестись. Иногда муж дает развод своей жене под принуждением притеснителя, противостоять и отразить которого он не в силах, и он полагает, что развод в таком случае вступает в силу.

Истиной является то, что такой развод не вступает в силу и не принимается во внимание. И оба супруга должны быть спокойны, ибо связь между ними остается. В хадисе, переданном от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, он сказал: «Нет ни развода, ни освобождения раба под принуждением»[29]. И большинство ученых считает, что возникшее при этом (разлучение или освобождение раба), не принимается во внимание. ‘Ата привел в доказательство аят суры «Пчелы»: «Не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера»[30]. Он, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Многобожие больше, чем развод». Это сообщение передал Са’ид ибн Мансур с достоверной цепочкой передачи. И аш-Шафи’и подтвердил его: «Если Аллах снял неверие с того, кто произнес его в состоянии принуждения, то таким же образом снимается с принужденного то, что ниже неверия. Ибо если снимается то, что больше, то меньшее снимается тем более»[31].

11. У женщины иногда бывает физический недостаток, либо длительная болезнь, и опекуны женщины скрывают это от сватающегося. Иногда это сокрытие происходит со стороны той женщины. И она скрывает этот физический недостаток от того, кто может видеть ее из числа сватающихся, особенно от мужа при его взгляде во время сватовства. И данный обман (сокрытие) приводит к разрушению этого брака.

Поэтому опекуны должны бояться Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и разъяснить этот недостаток сватающемуся и не обманывать его. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Не относится к нам тот, кто обманывает нас»[32].

Кроме того, в этом действии со стороны опекунов имеется нанесение вреда своим дочерям, ибо они подвергают их супружеской жизни, неудача которой наступает скоро. И тогда дочь остается в неудаче, желая того, чтобы она не выходила замуж. И если подобное положение произойдет со стороны опекунов, и муж узнает, что жена не имеет к этому отношения, и сможет проявлять терпение в жизни с ней, оказывая ей благодеяние, пусть сделает это. И тогда скоро он обнаружит с соизволения Всевышнего Аллаха великую награду. Всевышний сказал: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?»[33]


[1] «Хашам» - близкие родственники, соседи, слуги. См.: «Му’джам аль-васыт», с.176.

[2] «Личность мусульманской женщины» доктора Мухаммада ‘Али аль-Хашими, с.165-166.

[3] «Сунан ат-Тирмизи», Книга брака, глава о сообщениях о том, что если придет тот, чьей религией вы довольны, то жените его, №1085. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, малоизвестный хадис». (От переводчика: Некоторые ученые нашего времени сказали, что в наше время мы должны довольствоваться таким нравом сватающегося, который хотя и не совершает дополнительных благодеяний, однако совершает обязательные, например, выплачивает закят, хотя и не совершает добровольных пожертвований. В противном случае мы лишимся пользы наших дочерей и сестер, поскольку людей с совершенными нравами очень мало.)

[4] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Отец или другой не выдают замуж девственницу или побывавшую замужем, кроме как с ее согласия», №5136.

[5] «Сахих аль-Бухари», Книга пророков, глава «Души подобны различным группам», №3336. «Сахих Муслима», Книга благочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава «Души подобны различным группам», №2638.

[6] «Аль-Минхадж аль-Ахмад фий тароджим асхаб аль-имам Ахмад», 2/108-109 в биографии Абу Бакра аль-Ховатими аль-Багдади.

[7] «Муснад имама Ахмада», 6/82, «аль-Мустадрак» 2/178, аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. (От переводчика: этот хадис назвали слабым шейх Шу’айб Арнаут в примечаниях к «Муснаду Ахмада», шейх Мукбиль назвал его очень слабым в примечаниях к «аль-Мустадрак», шейх Албани назвал его слабым в «аль-Ирва» №1928 из-за ибн а-Туфайля ас-Сахбары. Однако шейх Албани сказал там же, что имеется хороший хадис у Ахмада 6/77 и 6/91, Ибн Хиббана №1256 с таким текстом: «К счастью женщины относится легкость ее сватовства, легкость ее свадебного подарка, легкость рождения ее детей». Его достоверным согласно условиям Муслима назвал аль-Хаким, и аз-Захаби согласился с ним. Шейх Шу’айб Арнаут также назвал его хорошим.)

[8] Ограды-31.

[9] Ночной перенос-26-27.

[10] Выше был приведен этот хадис.

[11] Женщины-35.

[12] «Танбих аль-гафилийн» Абу аль-Ляйса Насра ибн Мухаммада ас-Самарканди с выверкой ‘Абдуль-’азиза аль-Вакиля, 1/185.

[13] Письменная трость-10.

[14] «Тафсир аль-Джалалайн», с.758.

[15] Письменная трость-11.

[16] «Тафсир аль-Джалалайн», с.758.

[17] Комнаты-6.

[18] Комнаты-11.

[19] «Сахих аль-Бухари», Книга этикета, глава «Что запретно из сплетни», №6056, «Сахих Муслима», Книга веры, глава «Разъяснение строгости запрета сплетни», №105.

[20] «Сунан Абу Давуда», Книга развода, глава о том, кто обманул женщину относительно ее мужа, №2175, его цепочка передачи достоверна. См.: «Джами’ аль-усуль» с выверкой аль-Арнаута 11/727.

[21] Корова-102.

[22] То есть, колдовство. «Ан-Нихая» Ибн аль-Асира, 1/136.

[23] «Сахих Муслима», Книга молитвы путешественника, глава достоинства чтения Корана и суры «Корова», №804.

[24] «Сахих аль-Бухари», Книга медицины, глава «Лечение ‘аджвой от колдовства», №5769, «Сахих Муслима», Книга напитков, глава «Достоинство сухих фиников Медины», №2047.

[25] «Сахих аль-Бухари», Книга достоинств Корана, глава «Достоинство суры Корова», №5009, «Сахих Муслима», Книга молитвы путешественника, глава достоинство суры «Фатиха» и конца суры «Корова», №808.

[26] «Фатх аль-Бари», 8/672.

[27] «Сунан ан-Насаи», Книга прошения защиты, №5428. Его цепочка передачи хорошая. См.: «Джами’ аль-усуль» с выверкой аль-Арнаута, 8/492-493.

[28] «Сахих аль-Бухари», Книга мольб, глава «Достоинство тахлиля», №6403, «Сахих Муслима», Книга поминаний, мольбы, покаяния и прошения прощения, глава «Достоинство тахлиля, тасбиха и мольбы», №2691.

[29] «Иглак» – принуждение, см.: «Фатх аль-Бари», 9/301. «Сунан Ибн Маджи», Книга развода, глава «Развод принужденного и забывшего», №2046. «Аль-Мустадрак» 2/198. Его достоверным назвал аль-Хаким, и аль-Арнаут сказал, что он слабый, однако его усиливает хадис: «Воистину, Всевышний Аллах простил моим последователям ошибки, забывчивость и все, к чему они были принуждены вопреки собственной воле». И это хороший хадис. (Примечание переводчика: хадис, указанный в тексте книги автор «аль-Ирва» (№2047) назвал хорошим из-за нескольких путей передачи.)

[30] Пчелы-106.

[31] «Фатх аль-Бари», 9/302.

[32] «Сахих Муслима», Книга веры, глава «Слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Не относится к нам тот, кто обманывает нас», №101.

[33] Милостивый-60.

Из книги “ПРОТИВОЯДИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУПРУГОВ ОТ РАЗВОДА”
Доктор Мухаммад ибн Насыр аль-Хумаййид

Перевод с арабского подготовил:  г.Астана Ибрахим Таиржан

_______________________________________________________________________________
Поделиться с друзьями:
Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Советуем почитать:

Советуем почитать:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , для того чтобы оставить комментарий.

Powered by WordPress | Designed by: Premium WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Bromoney and Wordpress Themes
Видео | Аудио лекции| Книги | Статьи| Ринат Абу Мухаммад |Дарын Мубаров| Наиль Абу Салих | Арсен Абу Яхья | Салим абу Умар | Имам Алмат | Эльмир Кулиев|