Шейх ‘Абдур-Раззак ибн ‘Абдуль-Мухсин Аль-Бадр
Перевод: Абу Бакр Татарстани
Лекция была прочитана в Мединском университете, для всех факультетов, транслировалась по телевидению. Переводчик лично получил разрешение от шейха перевести данную лекцию на русский язык.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Тема этой лекции, или то о чем я буду говорить, будет полезна для всех нас, даже если я сам проявлю в этом больше упущений, чем вы. И еще раз повторюсь, что в этом нуждается каждый из нас, т.к. многие из нас стремятся к благим делам, но не у всех это получается. Кто-то стремится к молитве, кто-то к благочестивому отношению к людям, но, к сожалению не всем Аллах открывает двери этих дел. Итак, тема этой лекции: что нужно для того, чтобы Аллах открыл тебе эти виды добра, или как сделать так, чтобы по причине тебя Аллах кому-то открыл то, в чем он нуждается.
Прошу Аллаха, чтобы Он поддержал меня в том, о чем я буду говорить, прошу, чтобы оно соответствовало истине и чтобы Аллах не оставил меня самому себе, т.к. знаний и правильного понимания у меня не много. И так же прошу Аллаха, чтобы Он сделал то, о чем я буду говорить в нашу пользу, а не против нас. Ведь Он Слышащий, Отвечающий.
О, мои достопочтенные братья!
Ибн Маджа передал в своей «Сунне», а так же ибн Къасим в своей книге, и многие другие ученые хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который передал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что тот сказал:
«Поистине, среди людей есть те, кто являются ключами к добру и замками к злу. И среди людей есть те, кто являются ключами к злу и замками к добру. Да будет Туба (дерево в Раю) тем, кого Аллах сделал ключами к добру в его руках и горе тому, кого Аллах сделал ключами к злу в его руках».
И подобных этому великому хадису высказываний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые подтверждают содержание и смысл этого хадиса, множество.
Например, хадис, который приводится в «Сунне» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах:«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо группы людей и сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем и о худшем из вас?» Сидевшие в этом собрании замолчали, тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повторил трижды, после этого сидевшие сказали: «Конечно, о, посланник Аллаха, сообщи нам о лучшем из нас и о худшем из нас». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим из вас является тот, от которого не ожидаешь ничего, кроме добра и от которого не ждешь зла. А худшим из вас является тот, от которого не ожидаешь добра и от зла которого не находишься в безопасности». И так же хадис от абу Мусы Ашари.
О, мои дорогие братья, поистине каждый мусульманин, желающий счастья, спасения для своей души в мире этом и в мире вечном, когда слышит этот великий хадис, без сомнений, что его сердце содрогается, желая быть ключом к добру, и страшится стать ключом ко всякому злу.
И нет такого мусульманина, который бы не хотел для своей души быть ключом к добру и не быть ключом к злу, который бы не желал для своей души быть из обладателей дерева Тубы и не быть среди тех, кому Аллах обещал горе и великое наказание.
И душа, мои дорогие братья, когда желает и стремится к чему-то, то необходимо чтобы она прилагала усилия для осуществления этой цели. Так как недостаточно одного только желания и стремления, в первую очередь необходимо понять сущность вопроса, затем выполнить следующие причины для достижения этой цели и, самое главное, просить у Аллаха помощи в этом.
Теперь давайте перейдем, мои дорогие братья, к самой теме, а именно: «каким образом ты можешь стать ключом к добру».
Данный вопрос является великим и очень важным, в котором нуждается каждый из нас. И он будет строиться на следующих пунктах, по причине которых человек может стать ключом к добру и замком от зла.
1. Первое (и это самое главное): это то, что необходимо знать и помнить каждому, что Открывающий – это Аллах, являющийся лучшим из открывающих. «Аль-Фаттах» – это одно из имен Всевышнего. И является обязательным для каждого мусульманина, уверовавшего в Аллаха и во все Его совершенные имена, среди которых Его имя – «Аль-Фаттах», искать Его довольства, поклоняясь Ему посредством Его прекрасных имен, делая это в соответствии со словами Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их»(Сура «аль-Аграф», аят 180).
Ду’а (мольба) к Всевышнему Аллаху, посредством Его имен, охватывает в себе ду’а масала и ду’а ‘ибада.
Ду’а ‘ибада (поклонение):
а) осуществляется со стороны понимания этого имени, познанием того смысла, на которое оно указывает;
б) подтверждением атрибута, содержащееся в данном имени;
в) а так же осуществлением поклонения, которого требует от себя это имя.
Имя Всевышнего «Аль-Фаттах» – великое имя и оно приводится в Коране дважды:
Первое в словах Всевышнего при упоминании мольбы Шугайба, мир ему:
رَبَّنَا افْتَحْ بَيْنَنَا وَبَيْنَ قَوْمِنَا بِالْحَقِّ وَأَنتَ خَيْرُ الْفَاتِحِينَ
«Господь наш! Открой истину между нами и нашим народом, ведь Ты – Наилучший из открывателей» (Сура «Аль-Аграф», аят 89).
И второе в словах Всевышнего:
قُلْ يَجْمَعُ بَيْنَنَا رَبُّنَا ثُمَّ يَفْتَحُ بَيْنَنَا بِالْحَقِّ وَهُوَ الْفَتَّاحُ الْعَلِيمُ
«Скажи: «Наш Господь соберет всех нас, а потом откроет нам (рассудит между нами по истине) истину, ибо он Открывающий» (Сура «Саба», аят 26).
Имя Всевышнего «Аль-Фаттах» указывает на атрибут (описание) Всевышнего – а это «фатх» открывание.
И этот великий атрибут содержит в себе много смыслов, которые упоминают ученые. Из них – открытие Всевышним для своих рабов шариата, так же открытие для своих рабов вознаграждения, или открытие для своих рабов каких-либо мирских благ.
Как сказал Всевышний: «Какую бы милость не открыл Аллах для своих рабов, то никто не сможет ее удержать, а какую бы милость не удержал, то никто не сможет открыть после Него. Ведь Он Могущественный, Мудрый» (Сура «Фатыр», аят 2).
Так как Он – «Аль-Фаттах» – Открывающий.
Поэтому, первым шагом в достижении этой цели для того, кто хочет стать ключом к добру и замком от зла, является обращение к Открывающему, являющемуся лучшим из открывателей, чтобы Он открыл для тебя двери благ. Будучи смиренным перед Ним, желая своей цели, будучи правдивым с Всевышним Аллахом, так как Аллах не отвергает мольбу Своего раба, когда он взывает к Нему.
И это является первым шагом.
Ведь открытие всех благ принадлежит одному Аллаху.
Открытие для тебя полезных знаний, праведных дел, достопочтенных нравственных качеств.
Как сказали некоторые из наших предшественников: «Поистине, хорошие нравы являются даром Аллаха, и поистине, если Аллах полюбит Своего раба, то одарит его ими. И Аллах, Свят Он и Велик, разделил между Своими рабами нравы, ризк (пропитание), дела. И все это от Аллаха».
И поэтому, первой вещью на этом пути является полное обращение к Всевышнему Аллаху. И невозможно достичь знаний или приобрести правильное понимание, или достичь хороших нравов, или выполнения поклонения и тому подобное, кроме как если тебе не откроет Аллах.
И как прекрасно сказал Муттараф ибн Абдуллах, который является из ученых таби’инов: «Если бы вынуть мое сердце и положить его на мою левую руку и собрать все благие нравы в моей правой руке, то я не смог бы положить что-то из этих нравственных качеств в мое сердце, кроме как если Аллах сам не положит их в мое сердце». То есть все зависит от Аллаха.
И поэтому бывает так, что человек слышит наставления и очень много вещей, которые принесут ему пользу как в жизни этой, так и в жизни вечной, слышит о дверях добра, благочестия, счастья, но его душа не приобретает пользы, сердце так и продолжает оставаться черствым.
И тауфик (помощь от Аллаха в поклонении) в руках Аллаха и нет ни у кого силы и мощи, кроме как у Аллаха.
2. Второй пункт, по причине которого человек становиться ключом к добру и замком от зла, являющийся большим ключом к добру – это таухид (единобожие Аллаха) и искреннее поклонение Ему Одному.
Таухид является ключом ко всякому добру, так же таухид является ключом от Рая.
И как пришло в хадисе, который передал имам Ахмад в «Муснаде» от Му’аза ибн Джабаля, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ключ к раю – Ля иляха илля Лллах (нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха)».
Что касается этого хадиса, есть разногласия в его достоверности, но смысл, который он в себе содержит, без сомнения, – истина. И доводов на это, подкрепляющих этот хадис, множество. Я не буду приводить их все, ограничусь лишь хадисом, который привели Бухари и Муслим от Умар ибн Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: «Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник» (Ашхаду алля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя ляху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюху), – обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он, через какие пожелает».
Значит таухид – ключ к Раю. И тот, кто не придет к Аллаху с таухидом, тому не будут открыты двери Рая. И поэтому Аллах Всевышний сказал в Коране:
«Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам» (Сура «аль-Аграф», аят 40).
То есть в Рай невозможно войти без единобожия. И как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не войдет в Рай никто, кроме души верующей».
«Ля иляха илля Ллах» – это слово единобожия и это ключ к Раю, как мы говорили об этом ранее.
Но не стоит забывать, что это слово поможет лишь тогда, когда раб будет делать дела в соответствии этому слову, делать то, что требует от тебя это слово. Как привел Бухари в своей книге «Сахих» от Уахба ибн Мунаббиха, что его спросили: «А разве «Ля иляха илля Ллах» не является ключом к Раю?» Он ответил: «Конечно, но нет такого ключа, у которого не было бы зубчиков, и если ты будешь открывать дверь таким ключом, у которого они имеются, то она тебе откроется, а если их нет, то не откроется».
Этим самым он хотел сказать об условиях «Ля иляха илля Ллах», без которых оно не принесет пользы говорящему, если он их не выполнит. Как это пришло в книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его аллах и приветствует, есть семь условий, которые упоминают ученые в своих книгах по таухиду, разбирая доводы на каждое из них. Я не буду впадать в подробности каждого из этих условий, ограничусь лишь их перечислением:
• знание, которое противоречит невежеству;
• убежденность, которая противоречит сомнению;
• правдивость, которая противоречит лжи;
• искренность, которая противоречит ширку;
• любовь, которая противоречит ненависти;
• следование, которое противоречит оставлению
• и принятие, которое противоречит отрицанию.
Один из ученых собрал все эти условия в одном стихе, который называется «Сулламул-усул»:
«Знание, убежденность, принятие и следование и знай о том, что скажу – а это правдивость и искренность, и любовь и поможет тебе Аллах в том, что полюбил».
Значит слова эти – великие, ведь слова единобожия являются ключом к Раю. И является обязательным для каждого, кто стремится стать ключом к Раю, держаться единобожия должным образом, усовершенствовать свою искренность перед Аллахом (т.е. быть искренним с Ним).Желая во всех своих праведных делах лика Аллаха, прибегая к Нему своим поклонением, хорошими нравами к людям. Как сказал Аллах (передавая слова верующих): «Поистине, ведь Мы кормим вас только ради лика Аллаха и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности» (Сура «Человек», аят 9).
То есть люди делают праведные дела, не желая взамен ничего, кроме как достичь награды от Всевышнего и обещанного Аллахом Рая, который Он обещал своим искренним рабам.
3. Третье: полезное знание, основанное на Коране и Сунне. И знание – это основа, так как без них раб не может стать ключом к добру.
Если у человека не будет знаний то, каким образом он сможет отличить между ключами добра и зла, между истиной и ложью, сунной и бид’а (нововведением), прямым путем и заблуждением.
И как человек может остерегаться попасть в заблуждение, если у него нет знаний. Или как раньше говорили: «И как человек может бояться того, чего не знает».
И поэтому тот, кто стремиться стать ключом к добру пусть уделяет внимание полезным знаниям.
Как пришло в хадисе, который передал Байхакый в своей книге «Сунна» от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто вышел в путь рано утром, требуя знания, тому откроет Аллах двери в Рай». В достоверности этого хадиса есть разногласия.
Но нам достаточно хадиса посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который передал абу Дарда: «Кто вступит на путь требования знаний, тому облегчит Аллах дорогу в Рай». И этот хадис содержит в себе смысл предыдущего хадиса.
И кто желает для своей души быть ключом к добру пусть стремится к полезному знанию и прилагает для этого все усилия. А что касается того, у кого этих знаний нет, то он не сможет различить между истиной и ложью.
Всевышний Аллах говорит: «Скажи: разве сравнятся те, которые знают с тем, которые не знают» (Сура «Толпы», аят 9).
Знание – это великая основа в данной теме. И поэтому необходимо рабу уделять внимание знаниям для того, чтобы стать ключом к Раю и замком от зла. Ведь если у человека не будет знаний, в его сердце может зайти очень много заблуждений, нововведений и страстей. Сам того не замечая, он будет делать дела по этим заблуждениям, думая, что он сделал что-то хорошее.
Я не стану затягивать время всей этой темой, ограничусь лишь известной историей, которую передал ад-Дарими а своей книге «Сунна», с хорошим иснадом, а это история про тех людей, которые собрались в мечети для поминания Аллаха. Один из этих людей говорил другим: «Говорите сто раз «субханаллах»; и люди начинали перебирать камни сто раз, говоря слово «субханаллах». Когда об этом услышал ибн Мас’уд, то он немедленно прибежал в мечеть и, увидев этих людей – воскликнул: «Либо то, что вы делаете лучше чем то, на чем был Мухаммад, либо вы на заблуждении». Они ответили: «О абу ‘Абдурахман, мы не хотели ничего, кроме добра». Тогда он сказал: «Сколько людей, желающих добра, не достигают его».
И поэтому никто не сможет достичь добра, кроме того, кто познал это добро. И закончу данный пункт хадисом, который передал ибн Мас’уд в «Муснаде» имама Ахмада: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был обучен тем вещам, которые открывают добро и тем, которые его закрывают, и тем, которые охватывают его полностью».
И поэтому о, раб Аллаха, если ты хочешь стать ключом к добру, то изучай те вещи, которые открывают хайр (добро) и закрывают его, которые содержаться в словах Имама этого хайра (добра) и лучшего из созданий – Мухаммада ибн ‘Абдиллях, да благословит его Аллах и приветствует.
4. Четвертое: уделение внимания пяти столпам Ислама. Поистине, если ты будешь серьезно относиться к столпам Ислама и беречь их, то Аллах откроет тебе такие пути добра, о которых ты даже и не мечтал.
Так, бережное отношение к столпам Ислама, таких как молитва, пост, хадж является самой большой причиной для того, чтобы Аллах открыл тебе ворота добра и сделал тебя ключом к этому добру. И доводов на это множество, ограничусь лишь перечислением некоторых из них.
Пришел в достоверном сборнике «Бухари» хадис от матери правоверных Уммы Саламы, что она сказала: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся ночью и сказал: ««ла иляха илля Ллах» (в другом ривайате «субханаллах») сколько смут спустилось этой ночью и сколько Аллах открыл сокровищниц добра».
Обратите внимания, братья, спустились смуты, и сокровищницы добра открылись.
«Кто разбудит хозяев домов для молитвы, может быть нагим в мире этом и одетым в день судный».
На что хотел указать посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
И поэтому, о, раб Аллаха, если ты хочешь для своей души защиты от смут и желаешь дверей добра, то они – в молитве.
И может быть, сейчас ты вспомнишь, о чем постоянно заботился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как пришло это в хадисе от абу Саиб и абу Хумайд, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда заходил в мечеть говорил: «О Аллах, открой мне двери милости Твоей».
Значит молитва – это дверь милости и забота о ней (то есть оберегание ее) является ключом для тех благ, которые ты знаешь и не знаешь.
И какого добра ждет человек, который просыпает намаз, чья голова становится тяжелой на столько, что он даже не в силах поднять ее с подушки, чтобы прочитать молитву. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда заходил в мечеть говорил:
«О, Аллах. Открой мне двери Твоей милости», а когда выходил говорил:
«О, Аллах, открой мне ворота Твоих благ».
Выстаивание молитвы, стремление к ней открывает врата милости, а постоянное ее выполнение открывает двери ризка (пропитания).
И поэтому было шариатом узаконено для нас, что тогда, когда ты заходишь в мечеть, следует говорить: «О, Аллах. Открой мне двери Твоей милости», а когда выходишь говорить: «О, Аллах, открой мне ворота Твоих благ».
На данную тему приводится очень много хадисов. Приведу хадис-кудси, который передал Тирмизи в «Муснаде», и он достоверен, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сказал Аллах: «О, сын Адама соверши для меня четыре рака’ата (поясных поклона) в первую часть дня и Я вознагражу тебя в оставшуюся часть дня».
Аллах говорит – сделай 4 рака’ата. Аллах не нуждается в этих рака’атах, но это дверь добра для тебя, и призывает тебя к ней Господь миров.
Сказал Шейхуль-ислам Ибн Таймия: «Под этими 4-емя рака’атами подразумевается 2 рака’ата обязательной утренней молитвы и 2 рака’ата желательной до нее».
О, мои дорогие братья, какой награды лишает себя тот, кто просыпает утреннюю молитву. Как пришло в хадисе: «Просыпается со злой душой, ленивым. Закрылись ему двери добра и закрылись ему двери ризка (пропитания)».
Ведь первая часть дня это – его основа. Ведь именно в это время ниспосылается барака (благословение) и ниспосылается пропитание (ризк).
Как сказал Абу Зарр: «Первая часть дня подобна верблюду, если удержишь (потянешь) его за перед остальная часть сама последует за тобой. И тот, кто не удержал первую часть дня выполнением молитвы, чего он ждет в оставшийся день (в оставшуюся часть дня)?»
И поэтому из великих основ в открытии добра для тебя и других – это соблюдение обязательных столпов в Исламе, и впереди всего этого приходит молитва.
А так же много дверей добра находиться в посте, хадже и других видах поклонения.
Как пришло в великом хадисе, в котором сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда настает первая ночь Рамадана закрываются ворота Ада и связываются шайтаны и говорит зовущий: «О, желающий добра (стремящийся,) устремись и о, желающий зла, удержись».
И поэтому уделять внимание обязанностям в Исламе, забота о них (строгое выполнение их) является большой помощью для тебя, для того, чтобы ты смог стать ключом к добру, как для себя, так и для других.
5. Пятое: борьба с собственной душой в отстранении от грехов и ослушании Аллаха. И опять же разговор на эту тему может растянуться, ограничусь лишь упоминанием одного хадиса.
Передал имам Ахмад в «Муснаде» от ибн Самган, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел пример прямого пути, по бокам которого есть стены, в каждой из которых есть дверь, и на каждой двери есть занавес, а в начале этого пути зовущий зовет: «О, раб Аллаха, иди по прямому пути и не сворачивай с него». А сверху этого пути зовущий зовет: «О, раб Аллаха, не открывай дверь. Поистине, если ты ее откроешь, то войдешь в нее». Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил, что касается прямого пути, то это – Ислам, а что касается стен – то это границы Аллаха, а что касается дверей, то это – запреты Аллаха и сунна Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а зовущий сверху – это увещеватель Аллаха, который находится в сердце каждого мусульманина. И это из милостей Аллаха, которую Он проявил Своему рабу, сделав в его сердце увещевателя. В то время, когда душа зовет к открытию дверей из дверей харама, этот увещеватель отстраняет его от этого, говоря: «О, раб Аллаха, не открывай дверь, ведь если ты ее откроешь, то войдешь в нее».
И поэтому тот, кто хочет стать ключом к добру и замком от зла пусть знает, что этот хадис указывает на то, что он на прямом пути, который ведет к Раю. Что на краях этого пути множество дверей слева и справа, и в этих дверях нет ничего, чтобы мешало войти в них, кроме покрывала и эти двери ведут в запретное. И всем хорошо известно, о, мой брат, что ту дверь, на которой нет преград, кроме покрывала, открыть не составит никакого труда, в отличие от двери, у которой есть замок. Ведь ты нуждаешься, чтобы вытащить ключ для того, чтобы открыть ее. А сели на двери только покрывало, то ты быстро в не входишь, т.е. ты идешь по этому пути и заходишь в харам и между запретным нет никакой преграды, кроме покрывала. И поэтому является обязательным тому человеку, который хочет стать ключом к добру и замком от зла остерегаться всем остережением от дверей, ведущих к запретному, которые находятся слева и справа. И если он войдет в нее (в дверь), то откроет дверь зла, как для себя, так и для других, так как человек, совершивший зло, не любит быть единственным, кто его делает.
И этот человек превращается из творящего зло в распространяющего зло. И это то, на чем всегда были призывающие к злу во все времена. Что тот, кто входит в запретное через некоторое время становится из тех, кто призывает к этому.
Как сказал праведный халиф Усман ибн ‘Аффан: «Каждая прелюбодейка желает, чтобы все женщины стали прелюбодейками».
И этим самым подобный человек становится ключом к злу и замком от добра.
6. Шестое: дуа (мольба) мои братья, является ключом к любому добру.
Как сказал один из предшественников: «Я задумался о видах добра и нашел очень много дверей добра: молитва, посты. Понял, что все эти вещи в руках Аллаха, понял, что ду’а является ключом к каждому добру. Так как ты не можешь молиться, кроме как если поможет тебе Аллах, ты не можешь проявлять благочестие к родителям, кроме как если поможет тебе Аллах. Так, если бы не Аллах, то мы не шли бы прямым путем, если бы не Аллах мы бы не молились, если бы не Аллах мы бы не постились».
И говорит Всевышний: «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем по милосердию и милости Аллаха. Аллах – Знающий, Мудрый» (Сура «Комнаты», аяты 7-8).
И поэтому, если ты хочешь для своей души сделать ее ключом к добру и замком от зла, быть из тех, кому Аллах проявил Свою милость, быть из обладателей знаний, то проси Аллаха. Ведь все это в руках Аллаха.
Поэтому один из обладающих знаниями сказал: «Ду’а (мольба) – это ключ к каждому добру. И тот, кому облегчен этот ключ, то ему облегчено все остальное добро. А тот, кто лишился этого ключа, то он лишился всего добра».
И ду’а (мольба), стремление к Аллаху, правдивость с Ним, уделение внимания правилам ду’а и его условиям, которые установлены в книге Аллаха и сунне его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это является основой в этой главе для того, чтобы стать ключом к добру и замком от зла. И может быть твое правдивое, искреннее обращение к Аллаху с мольбой (ду’а) может стать причиной того, что Всевышний оживит всю твою жизнь ключами добра и замками от зла.
И ду’а, которые приводиться в книге Аллаха и сунне его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, множество. И я не буду затягивать перечислением их всех, ограничусь лишь хадисом посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда выходил из дома говорил следующее дуа:
اللهمَ إنِ اعوذ بك أن أضلَ و أضلَ أو أذلَ او أذلَ أو أظلم أو أظلم أو أجهل أو أجهل علي
«О Аллах, поистине я прибегаю к Тебе от того, чтобы не заблудиться и не заблудить, не быть униженным и не унизиться, не причинить ни кому зла и чтобы мне его не причинили, не быть в невежестве и никого в него не ввести».
Обратите внимание, какое это великое ду’а.
Если Аллах ответит тебе на эту просьбу, то ты станешь ключом к добру и замком от зла.
Как говорили наши предшественники: «Обезопась меня и от меня».
Но ду’а пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выглядит красивее и оно более охватывающее.
И поэтому тот, кто хочет стать ключом к добру, пусть стремится к Аллаху и непрестанно просит его, чтоб Аллах оказал ему почет тем, что откроет ему двери добра.
И из тех ду’а, которые постоянно делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после утреннего намаза это:
اللهمَ إنِي اسألك علما نافعا و رزقا طيبا و عملا متقبلا.
«О Аллах, я прошу у тебя полезных знаний, хорошего пропитания, и принятых дел».
7. Седьмое: Следует сторониться смут и сомнений и остерегаться их. И тем самым человек обезопасит свою душу и души других. И так же не буду многословен в данной теме, ограничусь лишь высказыванием Ибн Мас’уда которое привел Ибн Батта в своей книге «Ибана»: «Поистине будет очень много непонятных вещей (т.е ты не знаешь где истина, а где ложь) поэтому не торопись. Поистине, если ты будешь тем, за кем будут следовать в добре – это лучше, чем быть имамом в заблуждении».
И поэтому если ты хочешь стать ключом к добру и замком от зла сторонись смут и сомнений и не заходи в эти вопросы, не участвуй в этом, зачем тебе это надо? Не торопись, а свяжись с большими учеными, которые покажут тебе прямой путь и тогда исчезнут все проблемы.
И поэтому является обязательным человеку не торопиться и сторониться этих смут, а посоветоваться с учеными, побольше просить дуа у Аллаха, чтоб он отстранил тебя от смут и сомнений. Так как если ты подвергнешь себя этим смутам, то ты погубишь как свою душу, так и души других людей.
8. Восьмое: Благие нравы, которые проявляются в мягком отношении с людьми. Ведь это одна из больших причин того, что ты можешь стать ключом к добру и замком от зла для них. И можно добавить, что человек, у которого грубый нрав и плохое отношение к людям, то ему будет тяжело открыть сердца людей.
Ведь Аллах сказал господину сынов Адама: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Сура «Семейство Имрана», аят 159)
Души сторонятся черствого, грубого, даже если то, что говорит этот человек это истина, так как плохое отношение с людьми отгоняет их от такого человека.
Поэтому тот, кто хочет стать ключом к добру и замком от зла – ему необходимо мягко относиться к людям, и вести разговор с ними самыми хорошими словами, такими словами в которых нет злости, враждебности, в которых нет многословности. И я хочу привести пример из сунны посланника, да благословит его Аллах и приветствует, удивительный пример.
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в Мекку победителем, (в город, в котором ему причинили наисильнейшее зло), к нему подошел Абу Бакр со своим отцом (в то время он еще был многобожником) ведя его за руку. Это был человек пожилого возраста, волосы и борода которого были седыми. Он подошел с ним к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что сказал ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?
Сказал: «О Абу Бакр, почему ты сделал так что этот старец пришел к нам? Почему ты не сообщил мне о нем, я бы сам пришел к нему».
Посмотрите, какой благой нрав. Человек зашел победителем в тот город, в котором ему принесли самые тяжелые муки. Потом положил свою руку на грудь этого старика, сказав: «А ты свидетельствуешь, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха и что я Его пророк?». Тот ответил: «Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха и что ты Его пророк».
Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Му’азу ибн Джабалу (в то время он был молодым парнем) поставив свою руку на его плечо: «О, Му’аз поистине я люблю тебя. Не забывай говорить после каждого намаза:
أللهمَ أعنَي على ذكرك و شكرك و حسن عبادتك
«О Аллах помоги мне поминать тебя, благодарить и хорошо поклоняться тебе».
Посмотрите, какая разница между тем как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращается к молодому человеку и между тем, как кто-то кричит: «Эй, ребенок!», «Эй, невежда!» или тому подобное из грубых выражений, почему ты делаешь так?
Поэтому тот, кто хочет стать ключом к добру и замком от зла пусть украсит себя благими нравами.
Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине я был послан для того чтобы довести благие нравы до совершенства».
9. Девятое: человек не сможет достичь данной цели кроме как если будет сам стремиться к добру, соперничать в нем. Посмотрите, что сказал Шу’айб: «Ведь был для вас лучшим примером тот, кто надеется на Аллаха и Судный день, поминая Аллаха много».
И недостаточно человеку призывать только языком, делая упущения в себе, необходимо, чтобы он был примером для других.
Ведь это очень плохо, когда человек призывает к добру, а его дела призывают людей к злу. Как сказал Ибн Кайм: «Плохие ученые сидят у ворот Рая, зовут к нему своими словами и в это же время зовут к Аду своими делами и каждый раз как их слова говорят: Спешите! Дела их говорят: «Не слушайте их, если бы то, к чему они призывали было бы истиной, то они первыми бы ответили на свой призыв»».
10. Десятое: Вспоминать о Судном дне и встрече с Аллахом, расчет людей по их делам, что будет Рай и что будет Ад, расчет и что за все, о чем ты говоришь и делаешь, ты будешь рассчитан перед Аллахом в день Судный.Вспомни, что у Рая восемь дверей, а у Ада – семь. Ведь сказал Всевышний:
وَسِيقَ الَّذِينَ كَفَرُوا إِلَى جَهَنَّمَ زُمَراً حَتَّى إِذَا جَاؤُوهَا فُتِحَتْ أَبْوَابُهَا وَقَالَ لَهُمْ خَزَنَتُهَا أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِّنكُمْ يَتْلُونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِ رَبِّكُمْ وَيُنذِرُونَكُمْ لِقَاء يَوْمِكُمْ هَذَا قَالُوا بَلَى وَلَكِنْ حَقَّتْ كَلِمَةُ الْعَذَابِ عَلَى الْكَافِرِينَ .
قِيلَ ادْخُلُوا أَبْوَابَ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا فَبِئْسَ مَثْوَى الْمُتَكَبِّرِينَ .
وَسِيقَ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ إِلَى الْجَنَّةِ زُمَراً حَتَّى إِذَا جَاؤُوهَا وَفُتِحَتْ أَبْوَابُهَا وَقَالَ لَهُمْ خَزَنَتُهَا سَلَامٌ عَلَيْكُمْ طِبْتُمْ فَادْخُلُوهَا خَالِدِينَ .
وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي صَدَقَنَا وَعْدَهُ وَأَوْرَثَنَا الْأَرْضَ نَتَبَوَّأُ مِنَ الْجَنَّةِ حَيْثُ نَشَاء فَنِعْمَ أَجْرُ الْعَامِلِينَ
«Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну. Когда они подойдут в ней, ее врата будут распахнуты, и ее стражи скажут им:«Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?» Они скажут: «Конечно!» Но сбылось относительно неверующих Слово о мучениях. Будет сказано: «Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно!» Как же скверна обитель возгордившихся! А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!» Они скажут: «Хвала Аллаху, Который дал нам правдивое обещание и позволил нам унаследовать райскую землю. Мы можем поселиться в Раю, где пожелаем. Как же прекрасна награда тружеников!»» (Сура «Толпы», аяты 71-74).
У Рая есть восемь дверей и у Ада семь, а у дверей есть ключи. Ключи Рая и Ада находятся в этой жизни, а не в жизни вечной – в вечной не будет ничего корме расчета. А что касается тех ключей, которые находятся в этой жизни то это: единобожие, молитва, пост и многие другие благие дела. Ключи же от дверей Ада в этой жизни – это многобожие, нововведения, грехи.
Что касается многобожия и неверия то тот, кто умрет на этом, то ему откроются двери Ада навечно, а если же человек не совершал ширк, но у него были грехи, то он войдет в Ад, будет подвержен мучениям, но не останется там вечно.
Пришел в двух достоверных сборниках хадис от Абу Хурайры, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто обеспечит кого-то на пути Аллаха, его позовут из дверей Рая: «О раб Аллаха – это добро», а если он был из тех кто молился, позовут из дверей молитвы, если этот человек много постился, то он будет позван из дверей поста, если он делал джихад, то его позовут из дверей джихада, если он давал милостыню, то он будет позван из дверей милостыни». И сказал Абу Бакр: «О, посланник Аллаха, будет ли тот, кого позовут из всех дверей Рая?» Он ответил: «Да, и я надеюсь, ты будешь из них».
Значит постоянное выполнение молитвы, поста является из ключей Рая, и так же призыв людей к добру, так как призывающий к добру подобен совершающему добру. Призвал человека к поклонению, он выполняет его и одновременно тебе пишется награда, поднимается твоя ступень в Раю, и таким образом, ты стал указывающим на добро, ключом к Раю.
И очень важно, чтобы ты вспоминал Рай и Ад, стояние перед Всевышним Аллахом.
11. Одиннадцатое: Дружба с праведниками. Приводиться хадис от Абу Мусы Ал-Аш’ари в сахихайн (Сахих Бухари и Сахих Муслима) и в других сборниках по хадисам, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Праведное собрание и неправедное собрание подобно человеку продающему благовония и кузнецу. Что касается продавца миска, то он либо подарит тебе миск, либо приобретешь от него хороший запах, а что касается кузнеца, то либо он сожжет твою одежду, либо приобретешь от него неприятный запах».
И если ты хочешь стать ключом к добру, то проявляй терпение, дружи с праведниками. Как сказал Всевышний: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (Сура «Пещера», аят 28).
12. Двенадцатое: Наставление людям во время совместного провождения времени с ними. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине религия является наставлением».
И человек не будет ключом к добру, если только он не будет на каждом собрании стараться распространить добро и призывать к нему. Как сказал Ибн Кайм в отношении аята «и сделай меня благословенным где бы я не был»: «Человек не будет таким, если только не будет на каждом из собраний, в котором он присутствует, стараться распространить добро и остановить зло».
13. Тринадцатое: То, что виды добра следуют друг за другом. Если тебе открылась одна дверь, то за ней последуют и другие, и это является милостью Всевышнего к своим рабам. И как говорят обладатели знанием: «Поистине одно хорошее дело зовет другое».
И если Аллах облегчит тебе одно хорошее дело, то это милость Аллаха, так как одно хорошее дело зовет вслед за собой другое. И если ты нашел в своей душе стремление к совершению какого-то хорошего дела, то используй эту возможность, соверши его до тех пор, пока что-то не помешает сделать это, так как если ты сделаешь его, даже если это дело будет совсем незначительным, то оно откроет за собой множество дверей.
И как пришло в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Если человек откроет дверь подаяния милостыней, то непременно Аллах прибавит ему это».
Поэтому необходимо человеку использовать стремление к хорошим делам и энергию. Так как у души есть стремление к делам и усталость. И если перед тобой открылась какая-то дверь добра, то не медли, войди в неё, даже если эта дверь будет незначительной. Может эта малость приведет к большему. Шаг за шагом. И остерегайся лишать свою душу добра, даже если оно будет незначительным, так как, может быть, в будущем ты не сможешь его сделать.
14. Четырнадцатое: Тот, кому открылась дверь в чем-то пусть не презирает тех, кому эта дверь не открылась. И эта проблема во многих из нас. Тогда, когда тебе открывается дверь желательной молитвы или поста, или Аллах облегчил тебе какие-то благие дела, то не относись с презрением к тому, кому Аллах не открыл эти двери.
Тебе Аллах открыл дверь в посте, другому же Аллах открыл дверь в помощи Исламу. Может быть, ты считаешь, что эти дела несравнимы с твоей молитвой, постом, милостыней. А может быть, дела этого человека больше весят у Аллаха, чем твои.
Важно, что кому Аллах открыл какую-то дверь из дверей добра, чтобы он не презирал тех, кому не была открыта эта дверь.
Некоторые из людей, когда Аллах им облегчает какой-то вид поклонения как пост или выстаивание ночной молитвы, потом смотрят на другого, который не делает того, что он делает, начинают презирать или начинают видеть его дела незначительными. Может быть у этого другого, между ним и Аллахом есть такие дела, которые намного больше весят у Аллаха, чем у того, кто возгордился своими делами. Так как есть виды подчинения Аллаху, которые передаются другим, и есть те, которые ограничиваются на том, кто их делает.
Поэтому пусть не призирает человек из благого ничего.
Есть очень интересная история, которая произошла с имамом Маликом и одним усердно поклоняющимся. Однажды этот человек, у которого все время было занято поклонением, написал письмо имаму Малику, в котором он делал наставление ему, чтоб он оставил уроки (преподавание) и посвятил все свое время поклонению, так как он сам был полностью погружен в поклонение, а имам Малик все свое время отдавал преподаванию. И этот человек требовал, чтоб он оставил эти уроки и полностью погрузился в поклонение, так как он считал, что преподавание отнимает слишком много времени от поклонения.
Эту историю привел имам Захаби в своей книге «Сиару а’ляму нубаля».
Имам Малик написал ему: «Поистине Аллах разделил дела так же, как разделил пропитание между людьми. Может быть, кому-то Аллах открыл в молитве, а кому-то открыл в посте, другому же открыл в джихаде и в распространении знаний, которое является из лучших дел благочестия. И я доволен тем, что открыл для меня Аллах, и я не думаю что то, на чем я – это хуже того, на чем ты. И я надеюсь, что мы оба на добре и благочестии».
Посмотрите на слова ученого «и я надеюсь, что мы оба на добре и благочестии».
И обратите внимание, он не сказал: «Ты не понимаешь или у тебя нет того, что есть у меня, или твое дело не сравнится с моим», но он сказал красивые, смиренные слова: «и я надеюсь, что каждый из нас на добре и благочестии». То есть ты – на добре и я на добре. Но то добро, на котором я, я вижу его больше. Почему? Так как его добро передается в отличие от поклоняющегося, у него же добро ограничивается только на нем самом. Поэтому пришло в хадисе: «Достоинство ученого над поклоняющимся подобно достоинству луны в лунную ночь над остальными планетами».
15. Пятнадцатое: Лечение души. Тот, кто хочет стать ключом к добру для людей пусть приложит усилия в лечении своего сердца от болезней сердец, т.к. болезни сердец очень опасны и приносят большой вред человеку. Это такие болезни как: зависть, ненависть и тому подобное.
И от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришло очень много ду’а по данной теме. И из них, то великое ду’а, которое он завершил словами: «Извлеки ненависть из наших сердец».
Если в сердце человека злоба, гнев и ненависть на людей, то каким образом он может стать ключом к добру и замком от зла для других людей.
И завистник, которого Аллах испытал злостью, в глазах людей может казаться, что он делает добро, а на самом деле он только портит. И пример этому – предводитель зависти – Иблис. Тогда, когда проявил зависть по отношению к нашему отцу Адаму, придя к нему в облике наставника, надежного, а на самом деле обманывал его.
И так же тот, в чем сердце ненависть и злость. Он никогда не сможет стать ключом к добру, а будет ключом к злу. Поэтому сердце постоянно нуждается в лечении.
Как пришло в одном ду’а:
أللهمَ آت نفوسنا تقواها و زكِيها و انت خير من زكَاها
«О, Аллах внуши нашим душам богобоязненность, и очисти их ведь ты лучший из очищающих».
16. Шестнадцатое: И последнее, которое собирает в себе все то, о чем мы говорили – это желание раба совершать добро и приносить пользы людям. И когда у человека будет крепкое стремление, решительное намерение и он попросит у Аллаха помощи в данной цели, и правильно использует причины, которые приводят его к этой цели, то с дозволения Аллаха он станет ключом к добру и замком от зла.
Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его род и его сподвижников и ниспошлет им мир.