Последствия развода
В хадисе приведено: «Из всех разрешенных деяний самым ненавистным Аллаху является развод»[1]. В одной версии сказано: «Аллах не разрешал ничего ненавистнее для Него, чем развод»[2].
Несомненно, что последствия развода чаще всего плохи для личности и общества, и мы коснемся некоторых последствий развода, чтобы оба супруга поразмыслили перед тем, как свершится это очень серьезное событие, которое ненавистно Всевышнему Аллаху.
К этим последствиям относятся:
1. Лишение мужа или жены благодеяния, терпения и той радости и блага, которые следуют за ними в этой и Последней жизнях.
2. Разрушение дома, построенного мужем, и распад семьи. И дело становится «наподобие (дела) той, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити»[3].
3. Мужчина впадает в озабоченность и трудность в вопросе женитьбы на другой женщине. Иногда ему становится трудно собрать средства, которыми он осуществил бы для себя другой брак. Иногда многие люди не женят его по причине его развода с первой женой, и он остается холостым, и это известный и распространенный случай.
4. Возвращение многих женщин в дома своих отцов или их других опекунов, что приводит к их собственному стеснению и их тягости для их опекунов. Ибо состояние их проживания в доме опекунов после брака не подобно состоянию до замужества, и это известное среди женщин положение.
5. Редкое стремление мужчин к женитьбе с разведенными женщинами, и иногда они остаются без замужества после развода. Поэтому в этом имеется много вреда и душевной боли, в которой чаще всего будет жить женщина свою оставшуюся жизнь.
6. Если у разведенной женщины были дети, то мы обнаруживаем возникновение трудностей между ее детьми и их родственниками из числа детей и других. И стесненность родственников из-за ее детей ухудшает положение.
7. Иногда отец забирает своих детей у их матери силой, и может быть, она видит их лишь изредка, особенно, если отец жесток по отношению к ней. В этом случае по причине этого у нее возникает огромная печаль.
8. Отдаленность отца от своих детей либо по причине того, что они остались у матери, либо его занятостью другой женой и частым отсутствием заботы другой жены по отношению к ним. Второй случай возникает, когда дети находятся у него. Тогда отец попадает в большой грех по причине упущения (прав) детей согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Знайте, что каждый из вас является пастырем, и каждый из вас ответственен (за свою паству). Правитель людей является пастырем, и он ответственен (за свою паству). Мужчина является пастырем своей семьи, и он ответственен (за них). Женщина является пастырем над домом мужа и его детьми, и она ответственна (за них). Раб является пастырем имущества своего хозяина, и он ответственен (за него). Так имейте же в виду, что каждый из вас является пастырем, и каждый из вас ответственен (за свою паству)»[4].
9. (Моральная) гибель детей из-за удаленности отца и частой трудности воспитания матерью в одиночку. Это относится к тому, что приводит их к дурным товарищам и нравственному разложению, особенно в это время, когда увеличились смута и соблазны. Иногда они впадают в страсти и наркотики и становятся опасностью для общества. Этим положением для своих детей не будет доволен всякий разумный отец, и это пятно позора, вызывающее отвращение.
10. Многочисленность разводов в обществе иногда приводит к воздержанию мужчин и женщин от брака, в качестве избегания супружеских трудностей. Из этого вытекает большой вред для общества, и от него – стремление к желаемому не путем, указанным шариатом.
Наставление
После того, как мы узнали о последствиях развода и вреде, который иногда сопутствует ему для каждого из супругов, детей и общества, мы приведем здесь священные тексты из Писания и сунны и наставления в качестве напоминания каждому из супругов, их родственников и других, кто иногда бывает причиной возникновения развода.
О, мой брат, вспомни состояние твоей жены и ее страдание из-за той беды, которая постигла тебя, и то, что она оставалась с тобой, даже если ты и допускал упущение по отношению к ней или притеснял ее. И она не забывала, что приходится матерью твоим детям. Иногда она относилась к тебе по-доброму и терпела во всех состояниях, даже если ты и не был таким. Так торопись же к благодеянию и терпению и запасись по отношению к себе терпением, и тогда ты достигнешь успеха с соизволения Всевышнего Аллаха. Также вспомни, что женщина слаба, и даже если она укрепится и поднимется, то слово развода обольет ее сердце кровью и разобьет ее чувства. Так остерегайся же этого слова, насколько ты можешь.
Всевышний сказал: «Но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»[5].
Всевышний также сказал: «Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный»[6].
Пречистый также сказал: «Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу»[7].
Пречистый также сказал: «Ибо мирное решение – лучше»[8].
Также Пречистый Аллах сказал: «После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму»[9].
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относятся к своим женам (семьям). И я являюсь лучшим из вас по отношению к моим женам (семьям)»[10].
В хадисе ‘Умара, да будет доволен им Аллах, он сказал: «Мы курайшиты обладали властью над женщинами. Когда же мы прибыли к ансарам, оказалось, что это племя, в котором женщины преобладают влиянием. И наши женщины стали приучаться к нравам женщин-ансаров. Однажды я крикнул на свою жену, и она ответила мне. Я отверг ее возражение. Она сказала: «Почему ты отвергаешь то, что я возражаю тебе? Клянусь Аллахом, поистине, супруги пророка, да благословит и приветствует его Аллах, возражают ему, и кто-либо из них не общается с ним в тот день до вечера». Тогда меня это испугало, и я сказал ей: «Поистине, тот из них, кто сделал это, потерпел неудачу»[11].
Так поразмысли же, о, мой брат, что это бывало в домах пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и домах его сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Поэтому проявляй терпение и переноси от своей жены то, что происходит из-за нее наподобие этого.
О, моя сестра, Всевышний Аллах говорит: «Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу»[12]. Пречистый также говорит: «Ибо мирное решение – лучше»[13].
Сестра моя, ты также подумай об этих священных текстах, приведенных в чистой сунне: «Абу Бакр однажды попросил разрешения войти к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и услышал повышенный голос ‘Аиши. Когда он вошел, то потянулся, чтобы ткнуть ее, говоря: «Что это я вижу, как ты повышаешь голос на посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах?» Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, стал препятствовать ему, и Абу Бакр вышел разгневанным. Посланник же Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Как я тебя защитил от этого человека?»[14]
Также он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Если бы я велел кому-либо пасть ниц перед кем-либо (из творений), то я непременно велел бы женщине пасть ниц перед ее мужем»[15].
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда бы женщина ни обидела своего мужа в этом мире, его жена из числа чернооких, большеглазых гурий говорит: «Не причиняй ему страданий, да погубит тебя Аллах. Ибо он у тебя гость, и скоро он расстанется с тобой, чтобы прийти к нам»[16].
Также он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Аллах не посмотрит на женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она и не может обойтись без него»[17].
О, супруги, подумайте об участи ваших детей и о том душевном страдании, которое они будут претерпевать из-за отдаленности от своих родителей или от одного из них после развода. Они станут подобными сиротам. Так терпите же, даже хотя бы из-за них.
О, родственники супругов, поистине, в счастье ваших сыновей и дочерей имеется ваше счастье и покой. В неудаче же их жизни имеется и ваша неудача. Так делайте же все возможное, чтобы осуществить их счастье и покой, и остерегайтесь того, что расстраивает их жизнь.
Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»[18].
Пречистый Аллах также сказал: «Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику, если вы являетесь верующими»[19].
О, друзья мужа и подруги жены, остерегайтесь распространения нечестия между супругами и прививайте себе качества верующих, как сказал Пречистый Аллах: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый»[20].
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Верующий по отношению к верующему подобен строению, одни части которого укрепляют другие», а затем он скрестил свои пальцы[21].
Всевышний Аллах, повелевая Своим верующим рабам, сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы тайно переговариваетесь, то не говорите о грехах, вражде и неповиновении посланнику, а говорите о благочестии и богобоязненности и бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны»[22].
Что следует делать после возникновения развода?
Воистину, Всевышний Аллах узаконил для супругов дела, которые следует соблюдать, для того чтобы исправить перелом и возобновить еще раз супружескую жизнь.
Сюда относится повеление неокончательно разведенной женщине оставаться в супружеском доме на протяжении срока выжидания и запрет ей выходить оттуда. Так же, как Он запретил мужу выгонять ее оттуда, если только она не совершит явной мерзости – скверного слова или действия. Как сказал Пречистый Аллах: «Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость»[23]. Ибо ее пребывание в доме ее мужа больше всего способствует возобновлению брака и воссоединению союза.
Аллах узаконил для супруга возобновление брака с разведенной женой в течение выжидательного срока, пока развод является неокончательным, насколько возможно исправление положения. Возможно, после развода Всевышний Аллах создаст новое (положение), поместив в сердце мужа милость и любовь к жене, и он возобновит с ней брак. Либо во время выжидательного срока исчезнет причина, приведшая к разводу, и он также вернет ее к себе[24]. Всевышний сказал: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения»[25]. Всевышний также сказал: «О, пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе»[26]. Точно также Всевышний Аллах сделал дозволенным мужу жениться на разведенной им женщине после окончания выжидательного срока новым брачным союзом, если только развод не является окончательным и троекратным. Поэтому необходимо, чтобы развод было согласно сунне: однократный развод во время чистоты от менструаций без вступления мужем с нею в близость в этом периоде. Всевышний сказал: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму»[27].
Однако если жизнь затруднилась после возобновления брака после первого и второго разводов, тогда необходимо разлучение. Ибо продолжение связи между супругами в таком положении содержит в себе стеснение и тягость для них обоих. Всевышний же Аллах сказал: «И Он не сделал для вас никакого затруднения в религии»[28]. Это относится к великодушию и легкости исламского шариата в отличие от других религий, которые запретили развод. Данный запрет привел к тому, что супруги стали прибегать к достижению желаемого запретными путями с так называемыми друзьями. Это друзья женщины и подруги мужчины. И ислам оберег мусульманина и мусульманку от этого, узаконив развод, чтобы каждый из них нашел для себя подходящего супруга. Всевышний сказал: «Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Мудрый»[29].
И в этом месте нам стоит разъяснить предписание развода, чтобы муж имел знание об этом деле.
Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Развод бывает пяти видов:
- Обязательный. Это развод, который следует после выжидания, если муж отказался возобновить брак, а также развод двух судей (с обеих сторон) при ссоре, если они считают это правильным.
- Нежелательный. Это развод без надобности.
Аль-Кази передал по этому поводу два сообщения. Первое, что он запрещен. Ибо это нанесение вреда себе, жене, лишение обоюдной пользы без надобности. Поэтому он стал запретным наподобие нанесения ущерба имуществу и согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Нет нанесения вреда ни себе, ни другому»[30].
Второе, что это дозволено согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Из всех разрешенных деяний самым ненавистным Аллаху является развод»[31]. В другой версии сказано: «Аллах не разрешал ничего ненавистнее для Него, чем развод»[32]. И он становится ненавистным лишь при отсутствии необходимости в нем. Ведь пророк, да благословит и приветствует его Аллах, назвал его дозволенным. А из-за того, что он отменяет предпочтительный брак, содержащий в себе пользу, он становится нежелательным.
- Дозволенный. Это при необходимости в нем из-за плохого нрава женщины, их плохой совместной жизни и испытании от нее вреда без достижения цели (совместной жизни) с ней.
- Предпочтительный. Это при упущениях женщины в обязательных права Аллаха, возложенных на нее, наподобие молитвы[33] и тому подобного. При этом невозможно принудить ее к этому[34]. Либо у мужчины имеется нецеломудренная жена. Ахмад сказал: «Ему не следует удерживать ее». Это потому что в этом положении возникает недостаток для религии этого мужчины. А также, потому что он не безопасен от ее супружеского нечестия и ее приписывания ему ребенка, который не родился от него. В этом случае нет ничего плохого в препятствии ей и утруждении ее для того, чтобы она выкупила развод. Всевышний Аллах сказал: «Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости»[35]. Может быть также, что в этих двух случаях развод является обязательным.
К предпочтительному разводу также относится развод в состоянии разногласий и состоянии, когда женщина нуждается в разводе за выкуп с целью устранения вреда по отношению к ней.
5. Запрещенный. Это развод во время менструации, либо в состоянии очищения после близости с нею. Ученые всех краев и всех времен единодушны в запретности этого. Он называется «еретическим разводом» («талак бид’ий»), ибо давший такой развод совершил противоречие сунне и оставил веление Всевышнего Аллаха: «Разводитесь в течение установленного срока»[36].
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Если он желает, то разведется с ней до того, как сблизится с нею. И это – установленный срок, в течение которого Аллах велел давать развод женщинам»[37]. В одной версии, переданной ад-Даракутни от Ибн ‘Умара, сказано, что он дал однократный развод своей жене, когда у нее была менструация. Тогда он захотел дать после этого еще два других развода во время двух куруъ. Весть об этом дошла до посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, он сказал: «О, сын ‘Умара, разве таково веление Аллаха? Ты ошибся в сунне. А сунна состоит в том, чтобы ты дождался состояния очищения и давал развод для каждого куруъ»[38]. Кроме того, это потому что если он даст развод во время менструации, то ее срок удлинится. Ибо менструация, в которой он дал ей развод, а также следующий за нею период очищения не засчитываются в качестве ее выжидательного срока согласно мнению тех, кто считает «акроъ» менструациями. Если же муж даст жене развод во время очищения, в котором он сблизился с нею, то он не безопасен от ее беременности, и тогда он будет сожалеть. А она окажется в сомнении, не зная: выжидать ли ей до разрешения от беременности, либо выжидать «акроъ»?[39]
Заключение
Выше мы узнали, какое большое значение придал ислам установлению супружеской жизни, ее обереганию и удалению всего, что противоречит ее чистоте. Это было сделано указанием каждому из супругов на их обязанности, для того чтобы установились согласие и продолжительность их совместной жизни.
Также мы узнали, что шайтаны стараются, чтобы произошел развод между супругами, и что Иблис очень сильно радуется этому.
Также мы увидели, как ислам исправляет каждую причину, которая мутит эту чистую связь.
Мы также увидели, что среди тех причин есть те, которые бывают до брака, и те, которые бывают после брака. Поэтому необходимо обращать внимание на каждую из них для ее предупреждения. Также к этим причинам относятся те, что бывают добровольными, и те, что бывают принудительными, в которых нет воли мужа или жены.
Еще мы узнали, что большинство тех причин можно исправить, а тех, что исправить невозможно, кроме как разводом, мало. И те причины, которые можно избежать или исправить, необходимо исправлять или сторониться, чтобы очистить общество и оздоровить его от большого вреда, происходящего от распространения в нем развода.
Также мы узнали, что ислам побуждает к разводу, когда продолжение совместной супружеской жизни невозможно, для того чтобы удалить вред от них обоих.
Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он наставил всех на благо, чтобы Он облагодетельствовал супругов и объединил их во благе. И да будет благословение и мир нашем пророку Мухаммаду, его семье, и всем его сподвижникам. Хвала Аллаху, Господу миров.
Автор:
Мухаммад ибн Насыр аль-Хумаййид
6/6/2022 г.х.
Медина
[1] «Сунан Абу Давуда», Книга развода, глава о нежелательности развода, №2177, «Сунан Ибн Маджи», Книга развода, глава: «Нам рассказал Сувайд ибн Са’ид», №2018.
[2] «Аль-Мустадрак» 2/196, аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Аль-Байхаки и Абу Хатим сказали, что достоверно, что это сообщение отослано (в цепи передачи отсутствует сподвижник). Аль-Хаттаби сказал: «Это известное сообщение». См.: «Кашф аль-хафа» и «Мазиль аль-ильбас» 1/28. (От переводчика: См: «аз-За’ифа» №4414, «аль-Ирва» №2040.)
[3] От переводчика: Пчелы-92.
[4] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава: «Оберегайте себя и свои семьи от Огня», №5188. (От переводчика: Навави в комментарии к этому хадису сказал: «В этом содержится указание на то, что отвечающий за кого-либо, обязан справедливо относиться к нему, осуществлять полезное для его религии и мирской жизни».)
[5] Женщины-128.
[6] Женщины-129.
[7] Корова-237.
[8] Женщины-128.
[9] Корова-229.
[10] «Сунан ат-Тирмизи», Книга достоинств, глава «Достоинство супруг пророка, да благословит и приветствует его Аллах», №3895. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, малоизвестный, достоверный хадис».
[11] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Наставление мужчины своей дочери из-за ее мужа», №5191.
[12] Корова-237.
[13] Женщины-128.
[14] «Сунан Абу Давуда», Книга этикета, глава о том, что приведено о шутке, №4999. Его цепочка хорошая. См.: «Джами’ аль-усуль» с выверкой аль-Арнаута, 6/497. (От переводчика: См.: «Мишкат аль-Масабих» №4891.)
[15] «Сунан ат-Тирмизи», Книга молочного вскармливания, глава о том, что приведено о праве мужа над женой, №1159. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, малоизвестный хадис».
[16] «Сунан ат-Тирмизи», Книга молочного вскармливания, глава 19, №1174. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, малоизвестный хадис».
[17] «Аль-Мустадрак» 2/190, аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
[18] Трапеза-2.
[19] Трофеи-1.
[20] Покаяние-71.
[21] «Сахих аль-Бухари», Книга этикета, глава «Взаимопомощь верующих друг другу», №6026, «Сахих Муслима», Книга блгочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава «Взаимное милосердие и сочувствие верующих», №2585.
[22] Препирающаяся-9.
[23] Развод-1.
[24] См.: «Тафсир Ибн Са’ди», 5/260-261.
[25] Корова-228.
[26] Развод-1.
[27] Корова-229.
[28] Паломничество-78.
[29] Женщины-130.
[30] Выше была приведена выверка этого хадиса.
[31] Выше была приведена выверка этого хадиса.
[32] Выше была приведена выверка этого хадиса.
[33] Я говорю (автор): Если это упущение в молитве, то он увещевает ее. Если же она отказывается, то следует развестись с ней. Ибо пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Договором между нами и ими (неверными) является молитва. Кто оставит ее, тот совершит неверие». Это сообщение передал ат-Тирмизи в книге веры, главе оставление молитвы №2621 и сказал: «Хороший, достоверный, малоизвестный хадис». Всевышний сказал: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют» (Корова-221). Всевышний также сказал: «Не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них» (Испытуемая-10). См.: «Книгу молитвы и решения относительно оставившего ее» Ибна аль-Каййима с.14-31.
[34] От переводчика: Некоторые ученые сказали, что в этом случае мужчина должен сам решить это, и невозможно дать одинаковый для всех ответ. Поскольку при этом возникают вопросы: сможет ли он воспитывать детей? Сможет ли он найти женщину, которая согласится выйти за него замуж? И если он самостоятельный и богобоязненный мужчина, который сможет воспитывать своих детей, даже если он и не найдет другую супругу, то ему нельзя удерживать эту женщину, которая ослушивается Аллаха. Они привели в доказательство также хадис, что один мужчина пришел к пророку, да благословит и приветствует его Аллах, и сказал: «Моя жена не отвергнет руку ласкающего». Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Разведись с ней». Тот сказал: «Я не смогу стерпеть без нее». Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Так удержи же ее». Это сообщение ан-Насаи (№3465) передал от Ибн ‘Аббаса через ‘Абдуллаха ибн ‘Убайда ибн ‘Умайра, а Абу Давуд (№2049) - от Ибн ‘Аббаса через ‘Икриму. То есть, в подобном случае мужчина будет пользоваться своей женой, даже, несмотря на ее кривизну, как сказано в другом хадисе.
[35] Женщины-19.
[36] Развод-1.
[37] «Сахих аль-Бухари», Книга развода, глава «Слова Всевышнего Аллаха: «О, пророк! Если вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока и ведите счет этому сроку», №5251.
[38] «Сунан ад-Даракутни», Книга развода, развода за выкуп, отречения от жены и другого, 4/31/84. (От переводчика: См.: некоторые замечания к этой версии в «аль-Ирва» №2044.)
[39] «Аль_Мугни», выверка доктора ‘Абдуллаха ат-Турки и доктора ‘Абдульфаттаха аль-Хульва, 1/323-325.
Книга закончена.
Книга “ПРОТИВОЯДИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУПРУГОВ ОТ РАЗВОДА”
Доктор Мухаммад ибн Насыр аль-Хумаййид
Перевод с арабского подготовил: г.Астана Ибрахим Таиржан