Quickribbon

Некоторые положения связанные с молитвой в холодное время и во время дождя

http://islamic.kzО том, что человек не обязан посещать мечеть для выполнения коллективной молитвы в морозную и дождливую погоду

Передается от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что в один из дождливых дней он сказал муаззину: “После того, как произнесешь слова «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», не говори: «Хайя ‘аля-ссаля» (спешите на молитву), а скажи: «Саллю фи буютикум» (совершите молитву в своих домах)”. Когда же ему показалось, что люди не одобряют его поступок, он сказал: “Так поступил тот, кто был лучше меня (пророк). Поистине пятничная молитва обязательна, но я не хотел вас обременять, так как вам пришлось бы ходить по грязи и слякоти”. аль-Бухари 901, Муслим 699.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “«Поистине пятничная молитва обязательна» то есть: если бы я дал сказать муаззину “Спешите на молитву”, то услышавшие эти слова непременно отправились бы на молитву под дождь, что было бы обременительным для них. Поэтому я повелел ему сказать вместо этих слов «совершайте молитву в своих домах», дабы вы знали, что дождь является одним из оснований, для облегчения обязательного предписания”. См. «Фатх аль-Бари» 2/447.
Передается от Нафи’а, что он сказал: “Однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) возвестил призыв на молитву в Даджнане, а потом сказал: «Совершите молитву в своих жилищах». Затем он поведал нам, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в морозные и дождливые дни повелевал муаззину в конце призыва на молитву говорить: «Аля саллю фи-ррихаль» (Совершите молитву в жилищах)”. аль-Бухари 632, Муслим 697.
Передается от Усамы ибн ‘Умайра (да будет доволен им Аллах), что он сказал: “Мы были вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) при Худайбии, и нас настиг дождь, от которого даже низы наших сандалий не намочились. И воззвал муаззин посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со словами: «Совершите молитву в своих жилищах»”. Ахмад 5/74-75, Абу Дауд 1059, Ибн Хиббан 2083. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
В версии хадиса Абу Дауда сказано, что это был пятничный день.
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были в пути, пошел дождь, и он сказал: «Пусть кто из вас желает, совершит молитву у себя на месте»”. Муслим 698.
Этот хадис привел также и Ибн Хиббан № 2082 и назвал главу так: «Разъяснение того, что веление совершать молитву в своих домах не категоричное, а указание на дозволенность этого».
Упомянутые хадисы указывают на дозволенность оставления коллективной молитвы по приемлемой с точки зрения шариата причине. Об этом сказал аль-‘Иракъи в «Тарх ат-тасриб» 2/318, а затем продолжил: “Ибн Батталь сказал: «Ученые единогласно сошлись во мнении о том, что оставление коллективной молитвы во время сильного дождя, ветра и т.п. является дозволенным»”.
Однако приведенный ранее хадис опровергает то мнение, что оставление посещения коллективных молитв дозволено только при наличии сильного дождя. Усама ибн ‘Умайра рассказывал: “Мы были вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) при Худайбии, и нас настиг дождь, от которого даже низы наших сандалий не намочились. И воззвал призывающий посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со словами «Совершите молитву в своих жилищах»”. Ахмад 5/74-75, Абу Дауд № 1057, Ибн Хиббан № 2083. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Имам Ибн Хиббан использовал этот хадис в качестве довода на то, что на мелкий и большой дождь распространяется действие одних и тех же установлений. И он назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Разъяснение того, что на мелкий дождь, даже если он и не причиняет неудобство, распространяется действие установлений касающихся сильного дождя, причиняющего неудобство». См. “Сахих Ибн Хиббан” 5/438.
Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби, упомянув некоторые вышеупомянутые хадисы, сказал: “Из очевидного смысла этих хадисов следует, что дозволено оставлять коллективную молитву при наличии затруднения, по причине дождя, ветра, мороза, и всего, что ставит человека в трудное положение, будь это в пути или на постоянном месте жительства”. См. «аль-Муфхим» 3/1218.
Веление совершить молитву дома носит выборочный характер, и не является обязательным. См. «Фатх аль-Бари» 2/157.

О форме азана во время холода или дождя

Хадисы предыдущей главы указывают на то, какой должна быть форма азана во время холода или дождя в соответствии с Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Имам ан-Насаи привел часть упоминавшихся хадисов в своем сборнике в главе азана, и назвал эту главу так: “Азан для оставления коллективной молитвы в дождливую ночь”. См. “Сунан ан-Насаи” 1/86.
Шейх аль-Альбани после приведения одного из хадисов предыдущей главы сказал: “В этом хадисе содержится важная Сунна, которая, к сожалению, стала забытой для большинства муаззинов”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/205.
Шейх Салих Али Шейх сказал: “Из числа деяний, которое из Сунны, но мало тех, кто воплощает его – это произнесение муаззином во время наступления намаза при сильном дожде после слов двух свидетельств и вместо слов: «Спешите на молитву, спешите к спасению», слова: «ас-Саля филь-буют» (молитва в домах), или: «Саллю фи буютикум» (Молитесь в своих домах), или: «ас-Саля фи-ррихаль» (Молитва в жилищах). И тот, кто слышит это, совершает молитву дома, когда идет сильный дождь. И не просто дождь, который не предоставляет трудности, а сильный дождь”. Сл. “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” № 11.
Однако среди ученых было разногласие, когда именно следует произносить подобные слова во время азана, как «саллю фи рихаликум» или «саллю фи буютикум» (молитесь в своих домах) и т.п. Группа ученых считала, что эти слова следует произносить после слов свидетельства «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», и при этом они опирались на хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал муаззину в один из дождливых дней: “После того, как произнесешь слова «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», не говори: «Хайя ‘аля-ссаля» (спешите на молитву), а скажи: «Саллю фи буютикум» (совершите молитву в своих домах)”. аль-Бухари 901, Муслим 699.
Если же сильный холод или дождь выпал на утреннюю молитву, то они говорили, что произносить следует эти слова после слов муаззина: «ас-Саляту хайру мина-ннаум» (Молитва лучше сна). Ну’айм ибн ан-Нухам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда муаззин пророка произносил азан для утренней молитвы в холодную ночь, я пожелал о том, чтобы он произнес: «Кто останется (дома), нет на нем греха». И когда он произнес: «ас-Саляту хайру мина-ннаум», он сказал эти слова”. ‘Абдур-Раззакъ 1/502, Ибн Абу ‘Асым в “аль-Ахад уаль-масани” 2/67. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Хаджар и шейх Мукъбиль ибн Хади. См. “Фатхуль-Бари” 2/117, “аль-Джами’ ас-сахих” 2/58.
Что же касается других ученых, то они считали, что подобные слова, как «совершите молитву в своих домах» следует произносить после полноценного азана. В качестве довода они опирались на хадис Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в морозные и дождливые дни повелевал муаззину в конце призыва на молитву говорить: «Аля саллю фи-ррихаль» (Совершите молитву в жилищах)”. аль-Бухари 632, Муслим 697.
Имам аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Мууатта» говорил: “Слова муаззина: «Совершайте молитву в своих домах» произносятся после полноценного азана, и это правильнее, так как нельзя прерывать полноценный азан, являющийся отличительным призывом к молитве”.
Некоторые ученые говорили, что если не заменять слова «спешите на молитву» во время азана, на слова «молитесь в своих домах», то получается противоречие. Но на самом деле нет противоречий между этими призывами, и прямой довод этому хадис, который передается от ‘Амр ибн Ауса, сказавшего: “Человек из племени Сакъиф рассказывал нам, что он слышал, как муаззин пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время дождливой ночи в пути говорил: «Хайя ‘аля-ссаля, хайя ‘аляль-фалях, саллю фи рихаликум»”. ан-Насаи 653. Шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса.
Шейх ‘Али ибн Адам аль-Атьюби сказал: “Слова: «Спешите на молитву» – призыв для желающих явиться на коллективную молитву. А слова: «Молитесь в своих жилищах» – дозволение оставить коллективную молитву тому, для кого является затруднительным явиться на нее (в дождь, холод и т.п.). Поэтому нет противоречия между двумя этими призывами, о чем говорил ас-Синди”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 8/151-152.
Шейх Машхур ибн Хасан сказал, что все варианты совершения упомянутых видов азана являются правильными, на что указывают достоверные хадисы. Однако более сильное мнение то, к которому склонился имам ан-Науауи и другие ученые, что лучше произносить упомянутую форму азана во время дождя или холода, после полноценного азана. См. “Фатауа Машхур”, вопрос № 85.
И следует отметить, если существует причина, дозволяющая оставление коллективной молитвы, то дозволено оставлять ее в независимости от того, произнес муаззин слова «совершите молитву в своих домах» или нет, слышно было эти слова или нет.

О совмещении молитв по причине дождя, холода или необходимости
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил обеденную (зухр) молитву с послеобеденной (‘аср), а вечернюю (магъриб) с ночной (‘иша) в Медине. И это было не во время страха и не в пути”. В другой версии хадиса сказано: “Не в пути и не во время дождя”. Когда же Са’ид ибн Джубайр спросил Ибн ‘Аббаса: “Почему он так поступил?”, Ибн ‘Аббас ответил: “Он желал не утруждать свою общину!” Муслим 705 (49-54).
В словах: «Не в пути и не во время дождя» указание на то, что объединение молитв во время дождя имело место во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Более того, это подтверждается и поступками сподвижников и их последователей (таби’ун):
Нафи’ рассказывал: “Когда правители во время дождя объединяли вечернюю молитву с ночной, Ибн ‘Умар объединял с ними”. Малик в “аль-Мууатта” 1/145, аль-Байхакъи в “ас-Сунан” 3/168. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Ируа аль-гъалиль” 583.
Хишам ибн ‘Уруа рассказывал: “Если в дождливый вечер объединяли вечернюю с ночной молитвой, то ‘Уруа, Са’ид ибн аль-Мусайиб и Абу Бакр аль-Махзуми объединяли вместе с ними, и не порицалось это”. аль-Байхакъи в “ас-Сунан” 3/168. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Ируа аль-гъалиль” 3/41.
Имам Ибн Къудама сказал: “Дождь является причиной, дозволяющей объединение между двух молитв, так как по причине этого промокает одежда и это влечет затруднение. Однако небольшой дождь, который не намочит одежду, не становится причиной для объединения. Что же касается снега, то он по положению как и дождь, и тоже самое касается града”. См. “аль-Мугъни” 3/133.
Имам аш-Ширази сказал: “Нельзя объединять две молитвы, кроме как во время сильного дождя, от которого промокнет одежда. Что же касается слабого дождика, то нельзя по причине него объединять между молитвами, поскольку от него нет никакой трудности и вреда”. См. «аль-Маджму’» 4/378.
Таким образом, объединение двух молитв связанно не просто с самим дождем, а с трудностью, которая последует по причине дождя. Более того, объединять по причине дождя две молитвы может не каждый, а именно молящиеся в мечети, так как тому, кто молится дома, нет нужды объединять две молитвы. Смысл в объединении молитв во время дождя, града и т.п. в том, чтобы идущие в мечеть на групповую молитву не попали в затруднительное положение. См. «аль-Маджму’» 4/381-382, «‘Акъд аль-джауахир» 1/219.
Что же касается слов Ибн ‘Аббаса, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил две молитвы не во время дождя, не в пути и не во время страха, а по той причине, что он не желал утруждать свою общину, в этом указание на то, что при необходимости дозволяется объединять две молитвы. И в этом хадисе указание на то, что поводом для совмещения молитв может быть не только страх, нахождение в пути или дождь, но и все что ставит мусульманина в трудное положение. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Неправильно будет ограничивать хадис какой-либо конкретной причиной, так как Ибн ‘Аббас сообщил нам об общем смысле хадиса, сказав: «Он желал не утруждать свою общину». Также передается от Ибн Сирина, что он не считал проблемой объединить две молитвы между собой при наличии потребности или какой–либо причины, однако с условием, чтобы человек не делал это привычкой”. См. «аль-Аусат» 2/432.
Имам ан-Науауи сказал: “Группа из числа ученых считала дозволенным совмещать две молитвы не в пути при необходимости, если это не носило постоянный характер. Об этом говорили Мухаммад ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика. Также аль-Хаттаби сказал, что это было мнением аль-Къафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафи’и и Абу Исхакъа аль-Маруази. Также это мнение было группы из числа мухаддисов, и его выбрал Ибн аль-Мунзир. И это мнение усиливается смыслом слов Ибн ‘Аббаса: «Он желал не утруждать свою общину». И он не связал причину с чем-то конкретным, ни болезнью, ни чем-либо другим”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/219.
Что же касается некой утомляющей болезни, то нет сомнений в том, что это также относится к числу причин, дозволяющих совмещение. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Имам Ахмад, Малик и группа ученых из числа шафиитов считали дозволенным объединение двух молитв при болезни”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/28.
Имам Ибн Къудама в своей книге «аль-Мугъни» говорил: “Болезнь дозволяет совместить две молитвы, ибо при болезни совершение каждой молитвы в свое время влечет затруднение и слабость”. См. также “Фикъху-Ссунна” 1/291.
Необходимо учитывать, что объединение молитв является облегчением, к которому прибегают при необходимости для избавления мусульман от трудностей, а степень необходимости и трудности разнится в зависимости от времени, места и людей.
Что же касается объединения двух молитв без причины, то это запрещено, поскольку у каждой молитвы есть свое строго узаконенное время. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Ниса 4: 103).
Абу Къатада аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды нам зачитали письмо ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который в обращении к одному из своих наместников писал: «Три вещи из числа тяжких грехов: Объединение между двумя молитвами без причины; бегство с поля боя; и грабеж»”. ‘Абдур-Раззакъ 2/552, аль-Байхакъи 3/169. Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/458.
Таким образом, объединение двух молитв дозволено только при необходимости, что является исключением.

О совершении молитвы с покрытым ртом

Некоторые мусульмане по причине холода во время молитвы, покрывают рот шарфом или иной одеждой. На самом деле этого не следует делать, если холод терпимый. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал в молитве садль, и запрещал прикрывать в молитве рот (материей)”. Абу Дауд 643, ат-Тирмизи 378, Ибн Хиббан 478. Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Тахридж аль-Ихья” 1/140, “Сахих Сунан Аби Дауд” 650.
Ученые разошлись относительно значения слова «ас-садль», но более правильным представляется мнение, которое высказал имам Ибн аль-Асир, что «садль» – это закутывание в одежду так, чтобы руки оставались внутри, и в подобном положении совершать поясные и земные поклоны. См. «ан-Нихая» 424.
То есть совершать молитву, накинув одежду на плечи, не вдевая руки в рукава.
Этому мнению отдал предпочтение и шейх Сыддикъ Хасан Хан. См. «ар-Рауда ан-надия» 1/82.
Имам аль-Хаттаби и Ибн аль-Асир сказали: “Из обычаев арабов было прикрывать рот чалмой, и поступать так в молитве стало запретным. Но если кому-то захочется зевнуть, то ему разрешено прикрыть рот одеждой или рукой, как на это указывают хадисы”. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 3/224, «ан-Нихая» 373.
Как, например, хадис: «Если кто-нибудь из вас захочет зевнуть, пусть прикроет рот рукой, ибо иначе шайтан обязательно проникнет в него». Муслим 2995.
Что же касается упомянутого хадиса, то он указывает на запрет заворачиваться в одежду и покрывать рот во время молитвы, так как в основе любой запрет указывает на недозволенность, кроме тех случаев, когда существует доказательство, указывающее на исключение из категоричного запрета.

О совершении молитвы в перчатках или совершении земного поклона на пол через шапку

Можно ли совершать молитву в перчатках по причине холода, или же совершать земной поклон, касаясь земли через шапку? Некоторые ученые запрещали это и обязывали оголять кисти во время молитвы, так же как лоб и лицо. В качестве довода они приводили следующий хадис: «Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей тела». Муслим 490.
Известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал земные поклоны, опираясь на семь частей тела: ладони, колени, пальцы ног, лоб и нос, считая последние два органа как одну часть тела, поскольку он сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны, опираясь на семь костей: на лоб, - и при этом он указал рукой на нос, - на кисти рук, колени и пальцы ног, и не заправлять одежду и волосы». аль-Бухари 812.
Однако большинство ученых считали, что совершение земного поклона на эти семь частей, упомянутых в хадисе, не означает, что необходимо совершать земной поклон так, чтобы лоб, нос и ладони прикасались напрямую к земле. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда мы молились вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) некоторые из нас из-за сильной жары расстилали края своей одежды на месте совершения земных поклонов”. аль-Бухари 385.
Хасан аль-Басри рассказывал: “Сподвижники совершали земные поклоны на чалму, феску и руки их были в рукаве”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/493.
Имам Ибн Къудама сказал: “Не является обязательным совершающему молитву опираться на оголенные части этих мест. Сказал аль-Къады: «Если человек сделает земной поклон на край чалмы или на часть одежды своей, то его молитва действительна по единому мнению». И это мазхаб Малика и Абу Ханифы. И также из числа тех, кто дозволял совершать саджда на одежду во время жары или холода: ‘Ата, Таус, ан-Наха’и, аш-Ша’би, аль-Ауза’и, Исхакъ и др.”. См. “аль-Мугъни” 1/561.
Однако, если нет веской причины, как холодная или горячая земля, или земля с колючками и т.п., то лучше совершать земной поклон на оголенные ладони и лоб с носом. Имам Ибн Къудама сказал: “Желательно для молящегося совершать земной поклон на (оголенный) лоб и руки, чтобы выйти из разногласий”. См. “аль-Мугъни” 1/652.

О совершении молитвы верхом на животном или в транспорте по причине трудностей

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Уитр верхом на животном, в какое бы направление не шло животное. Но он не совершал на верховом животном обязательные молитвы”. Муслим 700.
Среди ученых нет разногласий в том, что обязательную молитву, в отличии от добровольной, нельзя без причины совершать верхом на животном, поскольку человек обязан совершать обязательную молитву полноценным образом, совершая ее стоя, с ее поясными и земными поклонами! См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 3/89, “аль-Муфхим” 2/342.
Что же касается опасности во время сражения, болезни, различных затруднений и т.п., то в подобных случаях можно совершать обязательную молитву верхом на животном или в транспорте. Всевышний Аллах сказал: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом» (аль-Бакъара 2: 239).
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о совершении молитвы на корабле, он ответил: «Молись стоя, если только не боишься утонуть». ад-Даракъутни 152, аль-Баззар 68, аль-Хаким 275. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Байхакъи, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Шейх аль-Альбани сказал: “Положение молитвы в самолете такое же, как и на корабле. Следует молиться стоя, если это возможно. Если же нет, то сидя, имитируя поясные и земные поклоны”. См. “Асль ас-сыфа ас-саля” 1/102.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Дозволяется совершать обязательную молитву на верховом животном, если есть опасение отстать от своих спутников (по причине полноценного совершения молитвы)”. См. «аль-Ихтиярат аль-‘ильмия» 74.
Шейх Ибн аль-Къасим сказал: “Если человек боится отстать от своих спутников в случае, если он спустится с животного (для полноценного совершения молитвы) или же опасается за себя, то он может молиться верхом. Так же если ему тяжело забраться на животное после того, как он спустится, он может молиться верхом. И он должен (во время молитвы на животном) повернуться в сторону Каабы, если может сделать это”. См. “Хашия ар-рауд” 3/356.
Тот, кто на машине, или поезде, или корабле, или самолете и он опасается того, что время, установленное для молитвы, выйдет прежде, чем он остановится или достигнет своего места, или у него нет возможности остановить машину для полноценного совершения молитвы и т.п., то он обязан совершить обязательную молитву в пути. И он обязан повернуться в сторону Каабы, если есть для этого возможность. Также он обязан совершать все обязательные условия молитвы, которые способен совершить. И если человек не в состоянии в транспорте совершать молитву стоя, однако может делать земной поклон, находясь скажем на койке и т.п., то ему нельзя оставлять совершение того, что он может сделать полноценно. Если же для человека в пути на транспорте является сложным повернуться в сторону Каабы или же выполнить какое-либо обязательное движение молитвы, то эта обязанность снимается с него. И человек обязан совершать молитву своевременно, даже если при этом он будет не в состоянии совершить некоторые обязательные столпы молитвы. Все это имеет отношение к словам Всевышнего Аллаха, который сказал: «Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (ат-Тагъабун 64: 16).
Однако, если человек является путником и знает, что непосредственно в поездке совершить молитву полноценно не получится, то если есть возможность ему следует объединить молитву до пути, или же после пути по прибытию, если прибытие совпадает с подходящими для объединения молитвами. См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/120-124, “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 15/244-252.

Можно ли совершить молитву в транспорте по причине дождя и слякоти?

В данной главе также весьма уместно разобрать следующий вопрос:
«Можно ли совершить молитву верхом или в машине во время дождя и слякоти, если при полноценном совершении молитвы испачкается одежда грязью или это создаст затруднение при совершении земного поклона из-за наличия воды?»
Относительно этого вопроса есть разногласия среди ученых. Группа ученых считала это недозволенным и не веской причиной для того, чтобы оставлять такие столпы молитвы, как стояние (къиям), поясной (руку’) и земной (саджда) поклоны. При этом они опирались на известный хадис от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Мы совершали затворничество в мечети вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) в течение второй половины Рамадана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Поистине, мне было возвещено о Ночи предопределения, а потом меня заставили забыть о ней. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады Рамадана. И, поистине, я видел во сне, что совершаю земной поклон в воде и глине. И пусть же тот, кто совершал затворничество вместе с посланником Аллаха, вернется обратно», и мы вернулись. В то время мы не видели на небе ни облачка, но вдруг появились тучи и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале молитвы, и я увидел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершает земные поклоны в воде и глине, и я увидел также следы, оставленные глиной на его лбу”. аль-Бухари 2016.
Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения в подобной обстановке молитвы в лужу или в грязь, как и нет запрета совершать молитву верхом в подобной обстановке. Имам Ибн Къудама сказал: “Хадис от Абу Са’ида касается Медины, где пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву в своей мечети. И внешне хадис указывает на то, что грязи (глины) было мало, и она не касалась ничего, кроме носа и лба. Однако дозволяется это (не совершать земной поклон на землю) когда грязи много и она испачкает одежду и тело, а также земной поклон повлечет вред”. См. «аль-Мугъни» 2/325.
Другие ученые сказали, что в подобной обстановке можно совершать молитву верхом на животном, и в качестве довода они опирались на хадис Я’ли ибн Мурры ас-Сакъафи (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Однажды, когда мы были с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пути, мы оказались в тесном месте, и начался дождь. Наступило время молитвы, под нами было мокро, а сверху дождливое небо. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел Билялю произнести азан и икъама, выдвинулся вперед и совершил с людьми молитву верхом на своем животном. И он имитировал жестами (поясные и земные поклоны), наклоняясь во время земного поклона ниже, чем при поясном”. Ахмад 4/173, ат-Тирмизи 411, ад-Даракъутни 1429, ат-Табарани в “аль-Кабир” 22/256.
Но ученые разногласили относительно достоверности этого хадиса. Например, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили называл иснад этого хадиса достоверным, а имам ан-Науауи называл его сильным. См. «аль-Маджму’» 3/106, “аль-Ахкам аль-уста” 2/41.
Но имам аль-Байхакъи, Ибн аль-Къаттан и Ибн аль-‘Араби считали этот хадис слабым по причине неизвестности передатчика ‘Умара ибн ‘Усмана. См. “ат-Тальхыс” 1/212.
И шейх аль-Альбани также склонился к тому, что данный хадис слабый.
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Что касается хадиса от Я’ли ибн Мурры, то иснад его слабый, однако смысл его правильный. Молитва в слякоти на верховом животном, совершенная жестами, является действительной, если человек опасается выхода времени молитвы и не может спуститься (с животного) из-за тесного места, или же из-за причины грязи и воды”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 2/202.
И то же самое говорил шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайр, приводя этот хадис в качестве довода на то, что при нужде можно совершать и обязательную молитву верхом.
Также те, кто считал, что грязь и вода являются причиной, дозволяющей совершать молитву верхом, в качестве довода опирались на поступок сподвижника – Анаса ибн Малика. Анас ибн Сирин рассказывал: “Как-то мы выдвинулись с Анасом ибн Маликом из Куфы, и когда достигли места Атыт, то земля была глинистая и мокрая. Он совершил (по этой причине) обязательный намаз на верховом животном, а затем сказал: «Я никогда не совершал обязательную молитву верхом до этого дня»”. ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики заслуживают доверия. И имам аш-Шаукани подтвердил его достоверность. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/162, “Найлюль-аутар” 3/534.
После того, как имам ат-Тирмизи привел вышеупомянутый хадис от Я’ли ибн Мурры, он сказал: “Также передается и от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что во время дождя и грязи он совершил молитву верхом на животном. И на это опирались обладающие знанием, и это мнение Ахмада и Исхакъа”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2/268.
Имам Ибн Къудама сказал: “Если совершение земного поклона наносит вред, и человек опасается намочиться, испачкать слякотью руки и одежду, то он может совершить молитву на верховом животном, обозначая земные поклоны наклоном. Если же он не на животном, то он имитирует земной поклон, и не обязан совершать его на землю. От Анаса передается, что он совершил молитву на своем верховом животном из-за воды и слякоти. Такой же поступок передается и от Джабира ибн Зайда. И поступать так велели Тауус и ‘Уммара ибн Гъазия”. См. «аль-Мугъни» 2/323.
Что же касается того, кто имеет возможность найти сухое место и совершить молитву полноценно, то ему не разрешается делать молитву без совершения полноценного земного поклона!

Что делать тому, кто не находит ни воды, ни земли для очищения?

Если человек по каким-либо веским причинам не может совершить очищение водой или же землей, то с него спадает это условие, и он обязан совершить молитву в том состоянии, в котором он пребывает. И не дозволено пропускать совершение молитвы в установленное для нее время, даже если человек находится без малого или полного омовения, или при наличии нечистот на одежде (наджаса), которые невозможно удалить, или при отсутствии одежды для прикрытия того, что должно быть прикрыто во время молитвы. Необходимо совершать молитву в установленное для нее время, вне зависимости от положения и состояния человека. Об этом говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “Маджму’уль-фатауа” 30/22. И это мнение многих имамов нашей общины. См. «аль-Умм» 1/79, «аль-Фуру’» 1/293, «аль-Маджму’» 1/182.
Однако это не дозволено, кроме как в том случае, когда человек действительно оказался в упомянутых ситуациях, как отсутствие воды и земли для очищения, или же отсутствие одежды для прикрытия ‘аурата и т.д.
Доказательством тому, о чем идет речь, является хадис, который передается от ‘Аиши. Она рассказывала: “Однажды я потеряла ожерелье, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал людей найти его. Когда же их застало время молитвы, у них не было воды, и они совершили молитву в таком состоянии. Затем они пожаловались на это посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах ниспослал аят об очищении землей (таяммум)”. аль-Бухари 336, Муслим 367.
Хафиз Ибн Хаджар передал слова Ибн Рашида, который сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на обязательность совершения молитвы даже тому, кто не имеет возможность очиститься обоими способами (водой или землей). В этом хадисе указание на то, что те сподвижники совершили молитву, будучи убежденными в обязательности этого (несмотря на их состояние). И если бы молитва в таком положении была запрещенной, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязательно выразил бы им порицание. И это было мнением аш-Шафи’и, Ахмада и большинства мухаддисов, а также большинства сторонников имама Малика”. См. “Фатхуль-Бари” 1/440.
Что же касается молитвы, совершенной в таком состоянии, то ее не следует впоследствии переделывать заново, так как нет на это указания, и в приведенной истории не сообщается, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел им возмещать эту молитву. См. “Фатхуль-Бари” 1/449.
Имам Ибн Хазм сказал: “Кто находится в состоянии осквернения, будь то дома или в пути, и не может найти воды или земли, то он совершает молитву в таком состоянии, в каком находится и его молитва действительна. И он не должен ее возмещать независимо от того, найдет он воду в отведенный для этой молитвы промежуток времени или же после него!” См. “аль-Мухалля” 1/363.

Из статьи  «Некоторые законоположения, связанные с зимним периодом и дождем» 

_______________________________________________________________________________
Поделиться с друзьями:
Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex

Советуем почитать:

Советуем почитать:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , для того чтобы оставить комментарий.

Powered by WordPress | Designed by: Premium WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Bromoney and Wordpress Themes
Видео | Аудио лекции| Книги | Статьи| Ринат Абу Мухаммад |Дарын Мубаров| Наиль Абу Салих | Арсен Абу Яхья | Салим абу Умар | Имам Алмат | Эльмир Кулиев|