«Сунан аль-Фитра»
Отрывок из книги «Фикх ас-Сунна» о Суннах фитры (естества)
Это законы, которые Аллах установил для своих пророков, мир им всем, и велел нам следовать за ними, ими узнают их последователей, и этим они отличаются от других. Эти (законы) известны как «Сунан аль-Фитра», что означает «врождённые свойства человека» и в это число входит следующее:
1. Обрезание
Это обрезание кожи, покрывающую головку пениса и делается для того, чтобы под нею не собирались нечистоты, и легко было его очистить от мочи. Также это способствует продолжительности полового акта. Это относится к мужчинам. А что же касается женщин, то в это действие входит обрезание верхней части клитора.[1]
Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ اختتن إبراهيم خليل الرحمن بعدما أتت عليه ثمانون سنة ، واختتن بالقدوم ﴾ رواه البخاري
«Друг Милосердного Ибрахим, сделал себе обрезание в возрасте восьмидесяти лет с помощью тесла». Этот хадис передали Аль-Бухари 3356, 6298 и Муслим 2370.
Большинство ученых говорят, что обрезание является обязательным /ваджиб/.
Шафи’иты считают, что обрезание следует сделать на седьмой день[2].
Аш-Шаукани сказал: «Нет никакого сообщения, которое точно указывает на его время[3] или что оно (является) обязательным (действием)».
2, 3. Сбривание волос с лобка и выщипывание волос из подмышек
Эти действия являются сунной. Если даже волосы только подрезать или выщипать, то этого будет достаточно[4].
4, 5. Подстригание ногтей, подстригание и сбривание усов
Об этих действиях существуют достоверные сообщения.
Передают, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ خالفوا المشركين : وفسروا اللحى ، وأحفوا الشوارب ﴾ رواه الشيخان
«Отличайтесь от многобожников: отращивайте бороды и сбривайте усы». Этот хадис передали аль-Бухари 5892, Муслим 259.[5]
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ خمس من الفطرة: ( الاستحداد، والختان، وقص الشارب، ونتف الابط، وتقليم الاظافر ﴾ رواه الجماعة
«Пять вещей относятся к “фитре”: сбривание волос с лобка, обрезание, подстригание усов, удаление волос из подмышек и подстригание ногтей». Этот хадис передали аль-Бухари 5889, Муслим 257, Абу Дауд 53-54, ат-Тирмизи 2756, Ахмад 2/229.
Здесь не упоминается, как следует выполнять эти действия. Нужно убедиться, что усы не настолько длинны, чтобы на них накапливались крупицы пищи, вода и грязь.
Сообщается, что Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من لم يأخذ من شاربه فليس منا ﴾ رواه أحمد والنسائي ، والترمذي وصححه
«Тот, кто не сбривает усы - тот не из нас». Этот хадис передали Ахмад 4/366, ан-Насаи 13 и ат-Тирмизи 2761, который подтвердил его достоверность.[6]
Желательно сбривать волосы с лобка и из подмышек, подстригать ногти и стричь усы еженедельно, поскольку это является гигиеничным. Если ненужные волосы оставлять на теле на более длительный период времени, то это может создать человеку неудобства. Можно не совершать эти действия в течение сорока дней, но не более этого.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿وقت لنا النبي صلى الله عليه وسلم في قص الشارب ، وتقليم الاظافر ، ونتف الابط ، وحلق العانة ، ألا يترك أكثر من أربعين ليلة﴾ رواه أحمد وأبو داود وغيرهما .
«Промежуток времени, который определил для нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует, для подстригания усов, подстригания ногтей, удаление волос из подмышек и лобка, составлял сорок суток». Этот хадис передали Ахмад 3/122, Муслим 258, Абу Дауд 4200, ат-Тирмизи 2759, ан-Насаи 14.
6. Отращивание бороды
Это является отличительным признаком и достоинством (мужчины). Борода не должна быть настолько короткой, чтобы выглядела сбритой и не должна быть настолько длинной, чтобы выглядела неряшливой. Также борода это то, что присуще мужчинам.
Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ خالفوا المشركين : وفروا اللحى ، وأحفوا الشوارب ﴾ متفق عليه
«Отличайтесь от многобожников: отращивайте бороды и сбривайте усы». Этот хадис передали Аль-Бухари 5892 и Муслим 259.
У аль-Бухари добавлено:
﴿ وكان ابن عمر إذا حج أو اعتمر قبض على لحيته فما فضل أخذه﴾
«Каждый раз, когда Ибн ‘Умар совершал хадж или ‘умру, он брал свою бороду в кулак и отрезал то, что выступало за кулак».
7. Нанесение масла на волосы и их расчесывание
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من كان له شعر فليكرمه ﴾ رواه أبو داود
«Пусть каждый из имеющих волосы относится к ним с должным уважением». Этот хадис передали Абу Дауд 4163, ат-Тахави в «Мушкиль» 4/321, аль-Байхаки в «Шу’аб аль-иман» 2/265/2.[7]
Сообщается, что ‘Атаъ ибн Йасар, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ أتى رجل النبي صلى الله عليه وسلم ثائر الرأس واللحية فأشار إليه رسول الله صلى الله عليه وسلم كأنه يأمره بإصلاح شعره ولحيته ، ففعل ثم رجع ، فقال صلى الله عليه وسلم : ﴿ أليس هذا خيرا من أن يأتي أحدكم ثائر الرأس كأنه شيطان ﴾ ﴾ رواه مالك .
«К пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один человек с не начесанными волосами и неопрятной бородой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал ему знак, как бы повелевая привести в порядок волосы и бороду. Он сделал это и вернулся, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заметил: “Разве так не лучше, чем то, что один из вас приходит с не расчесанными волосами подобно шайтану?”» Этот хадис передали Малик 2/949/7, Абу Дауд 4062, ан-Насаи 2/292, Ахмад 3/357 первую часть хадиса, Абу Йа’ля в своем «Муснаде» 1/114, Ибн Хиббан 1438, аль-Хаким 4/186, Абу Ну’айм в «аль-Хильйа» 6/78.[8]
Сообщается, что Абу Къатада, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что у него были очень густые волосы. Он спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об этом, и тот велел ему относится к ним хорошо и расчесывать их каждый день. Этот хадис передал ан-Насаи 2/292. В той версии этого хадиса, которую передал Малик в «аль-Муваттаъ» 3/624, сказано:
﴿ قلت : يا رسول الله إن لي جمة أفأرجلها ؟ قال ﴿ نعم . . . وأكرمها ﴾ ﴾
«Я сказал: “О посланник Аллаха, у меня густые волосы, следует ли мне расчесывать их?” Он ответил: “Да, и относись к ним с должным уважением”. Абу Къатада наносил масло на волосы два раза в день из-за слов пророка, “…и относись к ним с должным уважением”»[9].
Волосы разрешается стричь так же, как и разрешается отращивать их, если человек будет ухаживать за ними.
Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ احلقوا كله أو ذروا كله ﴾ رواه أحمد ومسلم وأبو داود والنسائي
«Или сбривайте все или оставляйте все». Этот хадис передали Ахмад 2/88, Муслим, Абу Дауд 4195 и ан-Насаи 8/130.
Однако частичное сбривание волос является порицаемым.
Нафи’ сообщил, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
﴿ نهى رسول الله صلى الله عليه وسلم عن القزع ، فقيل لنافع : ما القزع ؟ قال : أن يحلق بعض رأس الصبي ويترك بعضه ﴾ متفق عليه
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил «къиза’». У Нафи’а спросили: “А что такое «киза‘»”? Он сказал: “Это частичное сбривание головы мальчика”». Этот хадис передали аль-Бухари 5920, Муслим 2120, Абу Дауд 4193. К этому же относится и хадис от Ибн ‘Умара, который был приведен выше.
8. Оставление седых волос
Это относится как к голове, так и бороде, как к мужчинам, так и женщинам.
Сообщается, что ‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца и деда, да будет доволен ими всеми Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا تنتف الشيب فإنه نور المسلم ، ما من مسلم يشيب شيبة في الاسلام إلا كتب الله له بها حسنة ، ورفعه بها درجة ، وحط عنه بها خطيئة ﴾ رواه أحمد وأبو داود والترمذي والنسائي وابن ماجة
«Не выщипывайте седые волосы, поистине, они являются светом верующего. Верующий не станет в исламе седым без того, чтобы Аллах не запишет для него из-за этого благого дела, поднимет его в степени и стирает из-за этого один из его грехов». Этот хадис передали Ахмад 2/179, Абу Дауд 4202, ат-Тирмизи 2821, Ибн Маджах 3721, ан-Насаи 8/136. Ат-Тирмизи сказал: “Это хороший хадис”. [10]
Передают, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ كنا نكره أن ينتف الرجل الشعرة البيضاء من رأسه ولحيته ﴾ رواه مسلم .
«Мы не любили, когда человек выщипывал белые волосы со своей головы и бороды». Этот хадис передал Муслим 2341.
9. Изменение цвета седых волос, используя хну, красную, желтую и т. п. видов красок
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إن اليهود والنصارى لا يصبغون فخالفوهم ﴾ رواه الجماعة
«Иудеи и христиане не окрашивают (волосы), так отличайтесь же от них». Этот хадис передали аль-Бухари 3462, Муслим 2103, Абу Дауд 4203, Ибн Маджах 3621.
Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إن أحسن ما غيرتم به هذا الشيب الحناء والكتم ﴾ رواه الخمسة .
«Лучшее, что можно использовать для окрашивания седины - это хна и катм[11]». Этот хадис передали Ахмад 5/147, Абу Дауд 4205, ат-Тирмизи 1753, ан-Насаи 8/139 и Ибн Маджах 3622.[12]
Существуют некоторые сообщения, в которых говорится, что окрашивание волос является нежелательным, однако очевидно, что эти сообщения противоречат Сунне и обычаю. От некоторых сподвижников сообщается, что лучше не окрашивать волосы, другие говорят, что лучше поступать таким образом. Некоторые из них использовали желтую краску, другие использовали хну или катм. Другие пользовались шафраном, а одна группа из них использовала черную краску.
Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» писал: «Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: “Мы использовали черную краску, если лицо выглядело юным. Но если лицо было с морщинами и без зубов, то не пользовались ею”».
Что же касается хадиса от Джабира, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал: «В день покорения Мекки к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привели Абу Кухафу,[13] борода и голова которого были белыми как сугъама.[14] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ اذهبوا به إلى بعض نسائه فلتغيره بشئ وجنبوه السواد ﴾ رواه الجماعة إلا البخاري والترمذي
“Отведите его к одной из его жен, и пусть она изменит цвет его волос чем-нибудь, но пусть избегают черного цвета”», хадис передала «группа», исключая аль-Бухари и ат-Тирмизи,[15] то здесь это отдельный случай и поэтому невозможно применить его ко всем. Кроме того, черный цвет не присущ человеку с возрастом Абу Кухафы.
10. Использование мускуса и других видов благовоний
Они доставляют человеку удовольствие и улучшают окружающую обстановку.
Передают, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ حبب إلي من الدنيا النساء الطيب وجعلت قرة عيني في الصلاة ﴾ رواه أحمد والنسائي
«Из числа вещей этого мира я люблю женщин и благовония, а прохлада моих глаз – молитва». Этот хадис передали Ахмад 3/285 и ан-Насаи 7/61[16].
Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من عرض عليه طيب فلا يرده ، فإنه خفيف المحمل طيب الرائحة ﴾ رواه مسلم والنسائي وأبو داود
«Если кому-то предложат благовония, то пусть он не откажется от них, так как их легко носить и (у них) приятный запах». Этот хадис передали Муслим 2253, ан-Насаи 5276 и Абу Дауд 4172.
Передают, что Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о мускусе:
﴿ هو أطيب الطيب ﴾ رواه الجماعة إلا البخاري وابن ماجة
«Это - лучшее из благовоний». Этот хадис передал Муслим 2252, Абу Дауд 3158.
Нафи’ рассказывал, что Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, поджигал ветки[17] Алова[18] и нюхал их запах. Он также использовал камфару. Ибн ‘Умар говорил: «Так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали Муслим 2254 и ан-Насаи 8/156.
[1] Хадисы, в которых повелевается совершать обрезание женщинам, являются слабыми. Достоверных сообщений по этому вопросу нет. Прим. автора.
Шейх аль-Албани сказал: «Однако это не совсем так, поскольку (по этому поводу) есть достоверное высказывание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с которым он обратился к одной из женщин в Медине, которая занималась совершением обрезания. Хадис об этом передали Абу Дауд 5271, аль-Баззар 6178, ат-Табарани 8137 и др., и у него есть другие подтверждающие сообщения от группы сподвижников, которые я с пояснениями привёл в «Сильсиля ас-Сахиха» (2/353-358) … и разъяснил, что обрезание у женщин было известно праведным предшественникам … и из того, что подтверждает всё это, известный хадис: “Если соприкоснутся две обрезаемые части, то купание становится обязательным”, который приводится в “аль-Ирваъ” 80. Имам Ахмад, да помилует его Аллах сказал: “В этом доказательство того, что женщины совершали обрезание”». См. «Тамамуль-минна» 1/67.
[2] То есть, на седьмой день после рождения ребенка. Прим. пер.
[3] Т.е. с какого возраста следует сделать обрезание. Прим. пер.
[4] Имам-ханбалит аль-Мардави говорил: «Волосы подмышки выщипываются, а лобок бреется, но человек волен убирать волосы как ему хочется». См. «аль-Инсаф» 1/122.
Имам ан-Навави сказал: «Сунной является выщипывание (волос подмышками), как на это указывает хадис, но есть их побрить, то это дозволено!» См. «аль-Маджму’» 1/341.
[5] Все имамы четырех мазхабов были единогласны, что брить бороду запрещается. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Брить бороду харам!”, а имам Ибн Хазм и другие говорили, что в этом вопросе не было среди имамов разногласия и было единогласное мнение /иджма’/. См. «Маратибуль-иджма’» и “Раддуль-мухтар” 2/116.
[6] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 6533.
[7] Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис, и этот иснад является хорошим, как об этом сказал аль-Хафиз в “аль-Фатх” 10/310». См. «Сильсиля ас-Сахиха» 500 и «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 6493.
[8] Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима, как об этом сказал аль-Хаким и с ним согласился аз-Захаби». См. «Сильсиля ас-Сахиха» 493.
[9] Шейх аль-Албани сказал: «Этот хадис как переданный от Абу Къатады является недостоверным, поскольку в его цепи есть разрыв и неясность». См. «Тамамуль-минна» 1/70.
[10] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 2998, «Мишкат аль-Масабих» 4458.
[11] Краска красноватого цвета
[12] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 2919, «Сильсиля ас-Сахиха» 1509, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 1546.
[13]Абу Кухафа - отец Абу Бакра ас-Сиддика
[14] - “Суѓама” - растение с белоснежными цветами и плодами.
[15] Этот хадис передали Муслим 2102, Абу Дауд 4204, Ибн Маджах 3624, Ахмад 12174.
[16] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Мишкат аль-Масабих» 5261, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3124.
[17] - Это делалось для того, чтобы в комнате распространился аромат от этого растения, который и по сей день используется в странах Персидского залива. Прим. пер.
2 Алова - вид растений. Прим. пер.
Источник: Фикх ас-Сунна, Саид Сабик
Перевод: Саид Эмин Гиххо, Абдуль Хамид Абдуль Азиз, примечания: ФАРУК