Әбу Ханифаның (оған Аллаһ разы болсын) тақлид туралы айтқандарынан
1.«Егер хадис сахих болса-онда, ол менің мазхабым » .Ибн Абидин «әл-Хәшия»(1/63) және «Расм әл-Муфти»(1/4),шейх Салих әл-Фулани «Иказ әл-Химам»(62 бет) және басқалары.
2. «Біздің пікірімізді, неген сүйеніп алынғанын білмейінше,оларды ешкімге қабылдауға рұхсат етілмейді ».
Келесі хабарда былай деп келеді: «Белгілі бір жағдайда,менің сөздеріме негізделіп, олардың дәлелін білмей үкім шығаруға тыйым салынады».
Тағы бір хабарда былай деп келеді: «…барлығымыз адамбызғой: бүгін бір сөз айтсақ,ертең одан бас тартамыз».
Және тағы бір хабарда: «Әй Йақұб,сен үлкен қасіреттесің!Сен менен естігеніңді жаза берме.Өйткені,бүгін былай ойлағаным,ертең- басқаша болуы мумкін,ал ертең ойлағаным келесі күні-басқаша болуы мұмкін» деп келеді. Ибн Абд-әл-Барр «әл-Интика’фи Фада’иль ас-Саляса әл-А’ймат әл-Фукаха»(145-бет),Ибн әл-Қаййм «И’лям әл-Муки’ин»(2/309), Ибн Абидин өзінің «әл-Бахр ар-Ра’ик» (6/293) және «Расм әл-Муфти» (29,32-бет) ескертпелерінде және екінші хабарды жеткізуші аш-Ша’рани «әл-Мизан» (1/55).Соңғы хабарды Әбу Ханифаның оқушысы Зафардан, Аббас ад-Даури «Ат-Тарих Ибн Ма’ин» еңбегінде сенімді(сахих) тізбегімен жеткізген. Осыған ұқсас хабарлар, Әбу Ханифаның серіктестерінен де жетеді (олар):Зафара,Әбу Йусуф және ’Афийи ибн Йазидтен («Иказ»,52.бет.).Ибн әл-Қаййим әбу Йусуфтан жеткен хабарды «И’лам әл-Муки’ин» (2/344) еңбегінде келтірген.Екінші хабардың жалғауын «Иказ» (65.б.) редакторы,Ибн Абд-әл-Барр,Ибн Әл-Каййим жане т.б. жатқызады.
Сказал Шамсуддин Аз Захаби в книге «Сияру Алямин Нубаля» (673-748 х/1274-1348 м) в главе об Ад Дараки:
الدارَكي عبد العزيز بن عبد الله بن محمد
قال ابنُ خَلِّكان:كان يُتَّهم بالاعتزال، وكان رُبَّما يَختار في الفتوى، فيقال له في ذلك، فيقول:ويْحَكُم! حدَّث فلانٌ عن فلانٍ، عن رسولِ الله - صلى الله عليه وسلم - بكذا وكذا، والأخذُ بالحديث أولى مِن الأخذِ بقولِ الشافعيِّ وأبي حنيفةَ.
قلتُ:هذا جيدٌ، لكن بشرطِ أن يكونَ قد قال بذلك الحديثِ إمامٌ مِن نُظراءِ الإماميْن مثلُ مالكٍ، أو سفيانَ، أو الأوْزاعيِّ، وبأن يكونَ الحديثُ ثابتاً سالماً مِن علةٍ، وبأن لا يكونَ حجةُ أبي حنيفةَ والشافعيِّ حديثاً صحيحاً مُعارضاً للآخَر.
أما مَن أخَذ بحديثٍ صحيحٍ وقد تنكَّبه سائرُ أئمةِ الاجتهاد، فلا، كخبرِ: فَإِنْ شَرِبَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ، وكحديثِ لَعَنَ اللهُ السَّارِقَ، يَسْرِقُ البَيْضَةَ، فَتُقْطَعُ يَدُهُ
«293 – Ад Дараки Абдуль Азиз бин Абдиллах бин Мухаммад
…Сказал Ибну Халликан: Он был обвинен в иътизале (мнениях муътазилитов). Иногда он выбирал фатвы (против мнения Имамов). Сделали ему замечание, на что он ответил: «Горе вам! Передал такой-то от такого, а он от Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, так то и так то. И брать хадис лучше, чем брать мнения Шафии и Абу Ханифы».
(Я Захаби) скажу: Это красиво, но с условиями:
1. Делал амаль/действие в соответствии с этим хадисом (какой-то) имам, который на уровне этих двух Имамов (Шафии и Абу Ханифа), как Малик, Суфьян или Авзаи.
2. Хадис должен быть надежным и без какой-то проблемы (илля)
3. Чтобы не было у Абу Ханифы и Шафии достоверного хадиса, который противоречит другому.
А если кто-то берет достоверный хадис в, то время когда Имамы иджтихада не поступали в соответствии с этим хадисом, то этого (делать) нельзя. Как эти два хадиса:
«Если будет пить в четвертый раз, то убейте его» и «Пусть проклянет Аллах вора. Ворует яйцо и в итоге ему отрубают руку»».
Источник: Шамсуддин Аз Захаби: Сияру Алямин Нубаля: 16/405
Бейрут: Мавсуатур Рисаля: 1413/1993
Сказал Мухаммад Амин бин Умар Абидин (1238-1307 х/1823-1889 м) из ханафитских ученых, в заметках на книгу «Ад Дурруль Мухтар Шарху Танвириль Абсар» о вопросе разбираемой нами темы:
صحَّ عنه أنه قال : إذا صحَّ الحديثُ فهو مذهبي .
وقد حكى ذلك ابنُ عبدِ البرِّ عن أبي حنيفة وغيرِه من الأئمة . ا هـ .
ونقَله أيضًا الإمامُ الشَّعْراني عن الأئمةِ الأربعةِ .
ولا يخفى أن ذلك لمن كان أهلاً للنَّظَر في النصوصِ ومعرفةِ محكمها مِن منسوخها ، فإذا نظَر أهلُ المذهبِ في الدليلِ وعمِلوا به صحَّ نِسْبتُه إلى المذهبِ لكونه صادرًا بإذنِ صاحبِ المذهبِ ، إذ لا شكَّ أنه لو علِم ضعْفَ دليلِه رجَع عنه واتّبعَ الدليلَ الأقوى
«Достоверно передано от него (Абу Ханифы): «Когда хадис достоверен, то это мой мазхаб/мнение».
Передал это Ибн Абдиль Барр от Абу Ханифы и от других Имамов. Так же передал это Имам Аш Шаърани от четырех Имамов.
(Я Ибн Абидин говорю) Понятно, что эти слова для тех, кто имеет право на рассмотрение шариатских текстов/нассов (для извлечения хукмов), и знает, как отличать мухкам (утвержденный) от мансуха (отмененного).
Когда ахлюль Мазхаб рассмотрит далил и будет поступать в соответствии с ним, то в таком положении правило будет относить это мнение к мазхабу. Так как это произошло с дозволения Имама этого мазхаба (сахибуль мазхаб).
Потому что нет сомнения в том, что если бы он знал слабость своего далила, то отрекся бы от него и последовал бы за сильным далилом».
Источник: Ибн Абидин: Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар: 1/167
Дару Алямиль Кутуб: 1423/2003
Сказал алляма Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) о словах Имама Аш Шафии - «если хадис достоверен, то это мое мнение/мазхаб»:
وهذا الذي قاله الشافعي ليس معناه أنَّ كلَّ أحدٍ رأى حديثًا صحيحًا قال: هذا مذهبُ الشافعي وعمِل بظاهره. وإنما هذا فيمن له رُتْبةُ الاجتهادِ في المذهب على ما تقدَّم مِن صفته أو قريب منه, وشرطُه: أن يغلِبَ على ظنِّه أنَّ الشافعي - رحمه الله - لم يقفْ على هذا الحديث أو لم يعلَمْ صحتَه, وهذا إنما يكون بعد مطالعةِ كتبِ الشافعي كلِّها ونحوها منِ كتبِ أصحابه الآخذين عنه وما أشبهَها. وهذا شرطٌ صعبٌ قلَّ مَن يتَّصفُ به, وإنما اشترطوا ما ذكرنا لأنَّ الشافعي - رحمه الله - ترَك العملَ بظاهرِ أحاديثَ كثيرةٍ رآها وعلِمها, لكنْ قامَ الدليلُ عنده على طعنٍ فيها, أو نسخِها أو تخصيصِها, أو تأويلِها أو نحوِ ذلك
«Сказанное Аш Шафии не означает, что каждый, кто увидит достоверный хадис, может сказать: «Это мазхаб Аш Шафии» - и следовать за явным смыслом хадиса.
Эти слова относятся лишь к тому, кто достиг степени иджтихада в мазхабе, согласно тому, что было выше упомянуто из его качеств, или же приблизившийся к такой степени.
Условием этого является веское предположение, что Аш Шафии – рахимахуЛлах - не знал этого хадиса, или же не знал достоверность хадиса, а этого можно достичь после изучения всех книг Аш Шафии и книг его сподвижников, получивших знание у него и аналогичных трудов.
Это очень труднодостижимое условие, которому редко, кто соответствует, и (ученые) поставили это условие, потому что Аш Шафии – рахимахуЛлах - не действовал в соответствии с явным смыслом многих хадисов, которые он знал и видел, однако у него был аргумент, указывающий на проблему этих хадисов (таън) или на то, что хадисы отменены, или выделены (другим доводом), или имеют переносный смысл (тавиль) и т. п.»
Источник: Мухйиддин Ан Навави: Аль Маджму: 1/105
Мактабатуль Иршад
Сказал великий ученый усуля Абу Исхак Аш Шатыби (ум. 790 х/1388 м) в книге «Аль Иътисам» по этому поводу:
والرابع : أن كلَّ راسخٍ لا يَبتدع أبداً ، وإنما يَقعُ الابتداعُ ممن لم يتمكّنْ مِن العلم الذي ابتدعَ فيه ، حسبما دلَّ عليه الحديثُ ويأتي تقريرُه بحول الله ، فإنما يُؤتى الناسُ من قِبَلِ جُهَّالهم الذين يُحسبون أنهم علماءُ ، وإذا كان كذلك فاجتهادُ من اجتهدَ منهيٌ عنه إذ لم يَستكملْ شروطَ الاجتهاد ، فهو على أصل العموميّة ، ولمَّا كان العامي حراماً عليه النَّظَرُ في الأدلة والاستنباطُ ، كان المُخضرَمُ الذي بقي عليه كثيرٌ من الجهلات مثلُه في تحريم الاستنباط والنظرِ المعمولِ به ، فإذا أقدمَ على محرَّم عليه كان آثماً بإطلاق
وبهذه الأوجهِ الأخيرةِ ظهَر وجهُ تأثيمه وتبيَّن الفرقُ بينه وبين المجتهدِ المخطىءِ في اجتهاده
«Никакой Расих (углубленный в науках) никогда не введет бидъа. Выдумывание бидъата бывает у тех, кто не владеет наукой, в которой выдумал бидъа, как на это указывает хадис и придет его решение с помощью Аллаха.
Люди вовлекутся (в бидъаты, исходящие) со стороны джахилей, которые считаются учеными. Так как положение таково, что иджтихад того, кто делает иджтихад (не являясь муджтахидом) является запретным/недозволенным. Потому что у него нет полных условий иджтихада и он является простым человеком.
Если простому человеку не дозволено назар (подробный просмотр доводов с целью выведения хукма) и истинбат (выведение хукма из них), то мухадрам (человек который некоторое время жил в джахилии) у которого остались много остатков джахилии, таков же (как и простой человек) в запретности истинбата и назара в соответствии с которым делается амаль/действие.
И когда (кто то) пытается сделать вещь которая ему запрещена, то (он) станет грешником в абсолютном смысле. Этими вещами выяснилась причина его греха и стало понятным отличие[1] между ним и муджтахидом который ошибся в иджтихаде».
Источник: Абу Исхак Аш Шатыби: Аль Иътисам: 1/246
Мактабатут Тавхид
[1]. Отличие в том, что ошибившийся Муджтахид получает одно вознаграждение, как сказано об этом в хадисе, а тот кто не является Муджтахидом будет грешником в любом случае, так как полез в область которая ему изначально была запретна.
В ответ можно привести слова имама Навави:
«Смысл этих слов не в том, что буквальное понимание каждого достоверного хадиса – это мазхаб Шафии 11. Эти слова относятся к тем, кто достиг степени «муджтахид мазхаба» 12 с соответствующими сифатами, и к учёным близкого уровня. Условием тут является то, чтобы такой алим считал, что имам Шафии не знал данного хадиса или не был осведомлен о его достоверности. А об этом можно узнать лишь после изучения всех книг по шафиитскому фикху и доказательства этого мазхаба. Это очень сложно, и мало кто достиг этой степени. Ведь имам Шафии, рахимахуллах, оставлял некоторые достоверные хадисы и не следовал им, и это означало, что у него был довод для этого, например, этот хадис отменен, или имеет частный смысл, или не толкуется буквально. Ибну Салах сказал: «Смысл слов Шафии не в том, чтобы следовать буквальному смыслу каждого достоверного хадиса. И не каждый факих достиг степени, которая позволяет ему самостоятельно выносить решения».
(Аль-Маджмуу, 1\104-105).
Имам аз-Захаби, рахимахуллах, комментирует в «Сияр» слова: «Следовать хадису лучше, чем мнению Абу Ханифы или Шафии»:
«Это хорошо, но об этом хадисе должны были высказаться имамы, равные имамам Абу Ханифа и Шафии, такие, как Малик, Суфиян, Лейс. Также хадис должен быть достоверным и свободным от внутренних изъянов (‘илля). Так, не должно быть хадиса, опровергающего хадис, на который опирались Абу Ханифа и Шафии. А просто брать достоверный хадис, не обращая внимания на мнение имамов - недозволенно».
(Том 16, с. 405.)
Имам Ахмад (ум. 241) сказал: «Кто заявляет, что в религии нет места таклиду, тот фасик перед Аллахом и Его Посланником, ибо из его слов вытекают уничтожение Сунны и наследия праведных предков (сахабов и табиинов), опустошение Сунны и знания, претензии на свое индивидуальное мнение, новшество и расхождение. А мазхабы и мнения, которые я упоминал, – всё это Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а, люди хадиса, которые донесли до нас знания и у которых мы черпали это знание. Мы брали от них хадис, изучали Сунну. Они имамы и люди, достойные доверия, достойные, чтобы за ними следовали и брали их суждения. Они не были сторонниками нововведений. Это люди, которые были до вас, так что следуйте за ними, обучайтесь и обучайте. И от Аллаха тауфик.
(Табакат аль-ханабиля, Абу Яля, том 1, с. 31.)
Ибн Раджаб аль-Ханбали, рахимахуллах, сказал: «Имамы и факихи ахлюль-хадис следуют достоверным хадисам тогда, когда есть знание, что они практиковались сподвижниками и теми, кто был после них. Если же саляфы сошлись на том, что какому-то хадису не следуют, то этому хадису нельзя следовать (даже если он достоверный). Ведь, если они оставили следование ему, значит, они знали [некую] причину, по которой так поступили. Умар ибн Абдуль-Азиз сказал: «Берите то мнение, которое соответствует тому, что было до вас. Ведь они знали больше вас»
(Баян фадль ильм саляф’аля ильм халяф, с. 57.)
В «Сахихе» имама Бухари есть хадис о временном браке. Хотя это и отменено Шариатом, мухаддисы продолжали передавать эти риваяты, однако следовать им категорически нельзя.
Имам Абу Зейд аль-Кайруваниприводит эти слова Ибн Уейны и добавляет от себя: «Он хочет сказать, что человек по ошибке может понять какой-то хадис буквально, хотя может быть другой хадис, который разъясняет первый, или какое-то другое доказательство, которое скрыто от него, или этот хадис оставлен учеными, и они не практикуют его. Всё это могут знать лишь те, чьё знание сравнимо с океаном»
(Джами, стр. 150).
Также Ибн Вахб сказал: «Любой знаток хадиса, у которого нет имама в фикхе, - заблудший. Если бы Аллах не дал мне счастья учиться у Малика и Лейса, то и я погиб бы»
(Аль-Джами, Абу Зейд аль-Кайрувани, стр. 151).
Имам әл – Бұхардің ұстаздарының бірі болған Саъид ибн Ъамр АллаҺ оған разы болсын айтады:
وقال سعيد بن عامر: الجهمية أشر قولا من اليهود والنصارى ، قد اجتمعت اليهود والنصارى وأهل الأديان أن الله تبارك وتعلى على العرش ، وقالوا هم: ليس على العرش شئ
“Жәһмиттердің (сенімі) Еврейлер мен Християндардың сеніміненде жаман. Еврейлер мен християндар және осы дінді ұстанатындар бір ауыздан Аллаһ тағында (Аршыда) деп айтыды.
Ал (Жәһимиттер): “еш нәрсесіз Аршыда”- деп айтқан. (Имам әл – Бұхари “Халқун афъал ибад” кітабы 2 / 17)
Жәһмиттердің айтқан сөздерінің астарында не жатқандығын түсіну үшін ғұламаларға жүгінсек.
Исхақ ибн Ибрахим имам Аъзам Әбу Ханифаның мына сөздерін келтірген:
«Батыс пен шығыстан екі жаман пікір келді. Олар Жәһим муъаттила
(Алланы пәктейміз деп онда айтылған сипатты толықтай жоққа шығарушылар)
мен Мұқатил мүшаббиһа (сөздің тура мағынасын негізге алып, Алланы басқа жаратылғандарға ұқсататындар).
[Имам аз-Захаби, «Сияр а`лям ан-нубаля», 7/202]
Мухаммад ибн Ибрахим Имам Аъзам Әбу Ханифаның шәкірті Әбу Юсуфтан ал ол Әбу Ханифдан жеткізген: «Жәһим (б. Сафуан)
“Аллаһ таъаланың сипаттарын пәктейміз” – деп шектен шыққаны соншалық «ләйса би-шәй» (ол еш нәрсесіз) – дегенге жеткен.
Мұқатил Алланы сипаттағанда шектен шыққаны соншалық Алланы жаратылысқа ұқсатқан». [Ибн Хаджар «Тахзиб ат-Тахзиб»]
Хусейн ибн Әшкаб Әбу Юсуфтан: «Хорасанда жер бетіндегі мен ең жек көретін екі ағым бар
ол Мұқатила мен Жәһимия». [Ибн Хаджар «Тахзиб ат-Тахзиб»]
Араб тіліндегі нұсқасын мына сілтемеден көрмеңіздер болады
http://pics.livejournal.com/asharit/pic/0000qs2r
Хафиз әл – Хаками рахматуллаһ өзінің ақида саласы бойынша жазған “Мааридж әл – қабуль” кітабында: “Истауаны – истиқрар (орнықты) деп тафсирлеу не Құранда, не хадисте келмеген. Біз Алланы Құран мен суннада келген сипаттармен сипаттаймыз, әрі оған еш нәрсе қоспаймыз да, алмаймыз» - деген.
“Мааридж әл-кабуль”, 1-199
Имам әл – Бұхари рахматуллаһтың сахихына ең танымал шарх жасаған Асқаланидің “Фатхул бари” кітабында Ибн Рушдтың “Шарх Утбийа” кітабында келтірген Имам Мәлик ибн Әнас рахматуллаһтың мына сөзін келтірген:
قال أبو الوليد بن رشد في ” شرح العتبية ” إنما نهى مالك لئلا يسبق إلى وهم الجاهل أن العرش إذا تحرك يتحرك الله بحركته كما يقع للجالس منا على كرسيه، وليس العرش بموضع استقرار الله ، تبارك الله وتنزه عن مشابهة خلقه
” – وليس العرش بموضع استقرار الله Арш Алланың استقرار – истиқрар – орныққан жері емес…”
Дәлел ретінде ғұлама Ибн Әбдуль Бар рахматуллаһтың пікірін келтіргендер бар, алайда ол кісінің дәлелді қайдан алғанын әрі не нәрсеге сүйенгенін олар өздері білмейді бірақ дәлелге алады бұл тақлидқа жата ма? Жатпай ма?.
Ақида бойынша тақлид жасап жүрген адамдардаң сұраңызшы استوى «истауа» сөзін استقرار «истиқрар» (орнығу, жайғасу) - деп түсіндірген бір саляф бар мекен? Не Құранда, не хадисте, не сахабалардан жеткен асарда истауа сөзін истиқрар деп жеткізген адам жоқ. Егер бар болса Аллаһ разылығы үшін кетіріңіздерші