Ибн Халдун сообщает, что Харун ар-Рашид сказал учителю своего сына аль-Амина:
«О Ахмар, поистине, повелитель правоверных вручил тебе свою собственную душу и плод своего сердца и дал тебе над ним полную власть, и он обязан повиноваться тебе;
так будь же для него тем, кем сделал тебя повелитель правоверных: заставляй его читать Коран, познакомь его с летописями, читай ему стихи, обучай его сунне, позволяй ему смеяться лишь тогда, когда это будет уместно, не пропускай и часа, чтобы не дать ему что-нибудь полезное, но не убивай его разум, огорчая его, но в то же время не будь к нему настолько снисходительным, чтобы он наслаждался бездельем и привыкал к нему, и исправляй его, по возможности, с помощью близости и мягкого обращения».
Разъяснение того, как следует воспитывать детей в раннем возрасте
и способствовать улучшению их нравственных качеств
Знай, что методы воспитания детей относятся к числу важнейших дел, ибо ребёнок является тем, что отдано на хранение его родителям, а его чистое сердце есть драгоценная жемчужина, на которой нет никаких изображений. На нём можно нарисовать что угодно, и его можно склонить к чему угодно, и если ребёнка приучат к благому и научат, как это следует делать, он вырастет с этим и будет счастлив в обоих мирах, а его награду разделят с ним его родители и все те, кто учил и воспитывал его. Если же приучать ребенка к дурному и не уделять ему внимания, будто это не человек, а животное, он будет злосчастным и погибнет, а бремя греха за это понесёт тот, кто был обязан следить за ним, ведь Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня…» (“Запрещение”, 6).
Как бы ни старался отец уберечь своё дитя от огня мира этого, уберечь его от огня мира вечного всё же важнее. Добиться этого можно, если отец будет воспитывать своего ребёнка, прививая ему достойные нравственные качества, оберегая его от плохих товарищей, не приучая его к роскоши и не внушая ему любви к украшениям этой жизни и всевозможным удобствам, ибо это приведёт к тому, что, повзрослев, он потратит всю свою жизнь на то, чтобы добиться этого, и погибнет навеки, а поэтому должный контроль за ним необходимо осуществлять с самого начала.
К осуществлению контроля за ребёнком необходимо приступать сразу же, как только начнёт формироваться его разум, признаком чего служат первые проявления стыда. Когда ребёнок начинает стесняться и прекращает делать некоторые вещи, это указывает на пробуждение в нём разума, в свою очередь являющееся радостной вестью о том, что его нравственные качества пришли к гармонии, а сердце очистилось. Ребёнку, который уже испытывает стыд, необходимо уделять внимание и оказывать помощь путём воспитания в нём чувства стыда и умения отличать хорошее от дурного.
Что касается качеств, то прежде всего в ребёнке просыпается жадность к еде, и следует приучать его к тому, чтобы он брал пищу только правой рукой, произнося при этом слова «С именем Аллаха» /Би-сми-Ллях/, брал то, что лежит рядом с ним, не начинал есть раньше других, не смотрел пристально ни на еду, ни на тех, кто сидит за столом, не торопился, хорошо прожёвывал, не хватал один кусок за другим и не пачкал руки и одежду.
Кроме того, ребенка надо приучать иногда довольствоваться только хлебом, чтобы он не считал, что хлеб всегда обязательно есть только с чем-то ещё, и внушить ему отвращение к употреблению слишком большого количества пищи с помощью сравнения объедающихся с животными, порицания в его присутствии таких детей, которые делают это, и похвал по адресу тех из них, кто проявляет умеренность в еде.
Кроме того, ребёнка следует приучать к тому, что-бы он делился своей едой с другими, поменьше думал о еде и довольствовался грубой пищей, какой бы она ни была.
Кроме того, мальчикам следует внушать любовь к одежде, сшитой не из шёлка, постоянно объясняя им, что такая одежда предназначена только для женщин, а мужчины считают ношение её зазорным для себя. Если же мальчик наденет на себя шёлковую одежду, ему необходимо выразить порицание и его следует удерживать от общения с плохими товарищами.
На определённом этапе нужно заняться обучением ребенка, чтобы он познакомился с Кораном, хадисами и рассказами о благочестивых и любовь к праведным людям запала ему в душу.
Когда же ребёнок станет проявлять признаки благонравия и совершать достойные поступки, его необходимо вознаграждать за это тем, что принесёт ему радость, и хвалить его в присутствии других людей, а если он один раз поступит вопреки этому, не надо ни замечать, ни раскрывать этого перед другими, особенно в том случае, когда сам ребёнок старается утаить это, ибо указание на то, что он сделал, может привести к тому, что ребенок осмелеет и перестанет опасаться огласки. Если он совершит нечто подобное ещё раз, ему следует выразить порицание тайно, постараться внушить, что он совершил серьёзный проступок, и сказать:
«Ни в коем случае больше не делай ничего подобного, ибо, если об этом узнают люди, ты осрамишься перед ними!»
Вместе с тем, не следует каждый раз порицать его слишком долго, поскольку это может привести к тому, что порицание и совершение неподобающего станет казаться ему чем-то незначительным, а слова перестанут оказывать воздействие на его сердце. Пусть же отец всегда обращается к нему определённым образом и порицает его лишь изредка; что же касается матери, то она должна внушать ребёнку страх перед отцом и удерживать его от всего неподо-бающего.
Кроме того, необходимо удерживать ребёнка от всего, что совершается им тайком, поскольку он не стал бы таиться, если бы не считал свой поступок дурным; когда же он привыкнет к тому, что его удерживают от подобных вещей, то перестанет совершать дурное.
Определённую часть дня обязательно нужно заставлять его двигаться и заниматься какими-нибудь упражнениями, чтобы им не овладевала лень.
Кроме того, не следует допускать, чтобы он похвалялся перед товарищами чем-либо из того, чем владеют его родители, или же своей едой и одеждой, приучая его к проявлению смирения, уважению и вежливости с каждым из тех, с кем он общается.
И необходимо запрещать ребенку отбирать что-либо у других детей, объясняя ему, что возвышает человека то, что он дарит, а не то, что он берёт, и что брать у других низко, поскольку так ведет себя и собака, которая виляет хвостом в ожидании куска, который могут ей дать.
Короче говоря, ребёнку следует внушать отвращение к стяжанию золота и серебра и предостерегать его от этого чаще, чем детей предостерегают от змей и скорпионов, ибо бедствие любви к золоту и серебру не только для детей, но и для взрослых хуже того вреда, который может причинить им яд.
Кроме того, ребёнка следует удерживать от многословия, объясняя ему, что оно является признаком бесстыдства и что такое качество свойственно низким людям.
И его следует удерживать от клятв независимо от того, правдивыми они являются или ложными, чтобы он не привыкал к этому с детства.
И его следует приучить внимательно слушать всё то, что говорят старшие, а также проявлять уважение по отношению к ним.
И его следует удерживать от пустословия, сквернословия, произнесения проклятий и ругани, а также от общения с теми, кто часто говорит подобные вещи, поскольку это может исходить только от плохих товарищей, а основным в процессе воспитания детей является недопущение их общения с плохими товарищами.
Кроме того, необходимо приучить ребёнка слушать и уважать своих родителей, учителей, воспитателей, а также всех родственников и чужих людей, которые старше его по возрасту.
Когда ребёнок будет уже всё хорошо понимать, нельзя позволять ему пренебрегать омовением и молитвой. Ему следует велеть соблюдать пост в некоторые дни рамадана и учить его необходимым заповедям шариата, внушая ему страх перед воровством, употреблением в пищу запретного, вероломством, ложью и всем непристойным; когда же он повзрослеет, можно будет говорить с ним об этом более подробно.
Из книги:НАСТАВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИМ ШЕЙХА МУХАММАДА ДЖАМАЛЬ АД-ДИНА АЛЬ-КАСИМИ