Поистине, Всевышний Аллах установил для супругов положения, при помощи которых их жизнь становится правильной, а их совместное проживание становится продолжительным. Также Он сделал обязательными для каждого из супругов права, которые необходимо соблюдать по отношению друг к другу. Мы упомянем здесь совокупность священных текстов шариата, которые разъяснили эти права. И это - путь, который необходимо соблюдать супругам для того, чтобы прожить счастливую жизнь.
Всевышний сказал: “Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению”[1]. Всевышний также сказал: “После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму”[2]. Пречистый Аллах еще сказал: “Живите с ними достойно”[3]. Также Всевышний сказал: “Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку”[4].
От Му’авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: “Я спросил: “О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?” Он ответил: “Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее. И не бей ее по лицу и не говори: “Да обезобразится твое лицо”, и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)”[5]. От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передается, что она сказала: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Какая бы женщина ни умерла, в то время как ее муж остался доволен ею, она войдет в рай”[6].
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “У посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросили: “Какая из женщин лучше?” Он ответил: “Та, которая радует (своего мужа), если он посмотрит на нее. Она повинуется его велениям, и не противоречит ему ни в себе, ни в своем имуществе тем, что ему не нравится”[7].
Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Если мужчина позвал свою жену к постели, и она отказалась прийти, ангелы будут проклинать ее до наступления утра”[8].
От Талька ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи[9]“.[10]
От ‘Амра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, передано, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Послушайте, поистине, вы имеете право над своими женщинами. И ваши женщины также имеют право над вами. Что касается вашего права над вашими женщинами, так это чтобы они не позволяли сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите[11]. И чтобы они не разрешали входить в ваши дома тому, кого вы не любите. Послушайте, их право над вами, чтобы вы хорошо одевали и кормили их”[12].
Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Женщине недозволенно соблюдать (добровольный) пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом (кому-либо), кроме как с его разрешения”[13].
Это лишь небольшое количество воды из большого разлива. Кто желает дополнения по этому вопросу, пусть прочтет главы о браке в книгах сунны и описания жизни Избранного, да благословит и приветствует его Аллах, с его супругами, матерями правоверных, да будет доволен всеми ими Аллах, ибо в этом содержится много блага и обилие знания.
Плоды брака
Поистине, ислам побудил к браку, поскольку в нем имеются огромные плоды для личности и общества.
Всевышний сказал: “Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь”[14].
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак[15], то пусть женится”[16]. Также он сказал: «Этот мир – вещь (для пользования). И лучшим благом этого мира является праведная жена»[17].
Мы упомянем здесь совокупность плодов брака. Среди них:
Во-первых. Успокоение и умиротворение души. Всевышний сказал: “Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих”[18].
Всевышний также сказал: “Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них”[19]. То есть, они - укрытие (покой) для вас, а вы – укрытие (покой) для них, как прокомментировали этот аят Ибн ‘Аббас и группа предшественников, да будет доволен ими Аллах[20].
Во-вторых. Опускание взора и оберегание половых органов. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и оберегать половые органы (от распутства)”[21]. Ибо каждый из супругов прикрывает друг друга и защищает его от совершения распутства.
В-третьих, появление достатка (богатства), которое обещал Пречистый Аллах неимущим Своими словами: “Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий”[22].
В-четвертых, появление праведного потомка, благодаря которому будет продолжаться деяние человека после его смерти. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда человек умирает, то его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается (и после его смерти); знание, которое приносит пользу людям; и праведный сын, который молится за него»[23].
В-пятых, увеличение мусульманской общины. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Женитесь на любящих и часто рожающих (женщинах и девушках), ибо я буду гордиться вами перед (другими) общинами»[24].
В-шестых, оставление потомства и продолжение человеческого рода для того, чтобы поклоняться Всевышнему Аллаху и населять Землю. Всевышний сказал: “Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый”[25]. И хотя данный аят и является обращением к народу Салиха, мир ему, однако эти цели, указанные в аяте, являются умыслом во всех общинах[26].
В-седьмых. Взаимное знакомство и сближение между людьми, как сказал Всевышний: “О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга”[27].
В-восьмых, исполнение благочестия к родителям и поддержание родственных уз, а также достижение великой награды от Всевышнего Аллаха тем, кто совершает благочестие к родителям и поддерживает родственные узы. От пророка, да благословит и приветствует его Аллах, передается, что он сказал: “Господь доволен, когда доволен родитель, и Аллах гневается, когда гневается родитель”[28]. Всевышний также сказал: “Которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают молитву, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!”[29]
[1] Корова-228.
[2] Корова-229.
[3] Женщины-19.
[4] Развод-6.
[5] “Сунан Абу Давуда”, Книга брака, глава “Право жены над мужем”, №2142. Это хороший хадис. См.: “Джами’ аль-усуль” с выверкой ‘Абдулькадыра аль-Арнаута, 6/505.
[6] “Сунан ат-Тирмизи”, Книга молочного вскармливания, глава о том, что было приведено о праве мужа над женой, №1161. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший, малоизвестный хадис”. “Сунан Ибн Маджи”, Книга брака, глава о праве мужа над женой, №1854. (От переводчика: см.: “Аль-Вахият” 2/141 Ибн аль-Джаузи, “аз-За’ифа”, №1426.)
[7] “Сунан ан-Насаи”, Книга брака, глава “Какая из женщин лучше”, №3231, а также “Муснад Ахмада” 2/251. Его цепочка передачи хорошая. См.: “Джами’ аль-усуль” с выверкой ‘Абдулькадыра аль-Арнаута, 6/498. Текст Ахмада: “И она не противоречит ему тем, что ему не нравится, ни в себе, ни в его имуществе”. Мулла ‘Али аль-Кари объяснил версию: “Ни в своем имуществе”, что здесь имеется в виду имущество ее мужа, которое находится в ее руках, подобно словам Всевышнего: “Не отдавайте неразумным людям вашего имущества” (Женщины-5). См.: “Миркат аль-Мафатих”, 3/471.
[8] “Сахих аль-Бухари”, Книга брака, глава “Если женщина проведет ночь, удалившись от постели мужа”, №5193. “Сахих Муслима”, Книга брака, глава о запрете отказываться от постели мужа, №1436. (От переводчика: Ибн Абу Джамра сказал, что под приглашением в постель имеется в виду супружеская близость, как сказано в другом хадисе: «Ребенок – относится к постели». Явный смысл хадиса указывает, что имеется в виду приглашение ночью. Однако это не означает, что жена может отказываться от приглашения мужа днем, ибо ночь указана потому, что чаще это происходит ночью. Ибн Хаджар сказал, что это подтверждается тем, что в одной из версий хадиса Муслима от Абу Хурайры сказано: «Тот, Кто на небе, будет разгневанным на нее, пока (ее муж) не будет доволен ею». Общий смысл этого хадиса указывает на то, что имеется в виду не только ночь, но и день. Имеются также другие достоверные хадисы с общим смыслом. См.: “Фатх аль-Бари”.)
[9] У которой она печет хлеб. См.: “Ан-Нихая” ибн аль-Асира, 1/199.
[10] “Сунан ат-Тирмизи”, Книга молочного вскармливания, глава о том, что приведено о праве мужа над своей женой, №1160. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший, малоизвестный хадис”.
[11] То есть, чтобы они не позволяли посторонним мужчинам, (не являющимся родственниками, с которыми нельзя вступать в брак), входить к ним, (сидеть) и беседовать с ними. Ранее это было обычаем арабов, и они не считали это сомнительным действием, и не видели в этом ничего плохого. Когда же был ниспослан аят занавеса, им было запрещено это. “Ан-Нихая фий гариб аль-хадис валь-асар” Ибн аль-Асира, 5/201.
[12] “Сунан ат-Тирмизи”, Книга вскармливания, глава о праве жены над мужем, №1163. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший, достоверный хадис”. “Сунан Ибн Маджи”, Книга брака, глава “Право женщины над мужем”, №1851.
[13] “Сахих аль-Бухари”, Книга брака, глава “Женщина не позволяет входить в дом своего мужа никому, кроме как с разрешения своего мужа”, №5195. “Сахих Муслима”, Книга закята, глава “То, что расходовал раб из имущества своего хозяина”, №1026. (От переводчика: Навави сказал в своем комментарии, что здесь так же, как и с милостыней: можно пускать в дом кого-либо, если заранее известно о разрешении мужа на это.)
[14] Свет-32.
[15] “Аль-баах”, то есть, брак. Он был назван “баах”, ибо тот, кто женится на женщине, помещает ее в месте жительства. Было также сказано, что это (названо так), потому что мужчина утверждается (или владеет) своей женой, также как он утверждается (владеет) своим местом жительства. “Лисан аль-’араб”, 1/36, “ан-Нихая фий гариб аль-хадис валь-асар”, 1/160, “Гариб аль-хадис” Ибна аль-Джаузи, 1/89.
[16] “Сахих аль-Бухари”. Книга брака, глава “Кто не может вступить в брак, пусть постится”, №5066. “Сахих Муслима”, Книга брака, глава “Предпочтительность брака того, чья душа желает этого”, №1400.
[17] “Сахих Муслима”, Книга вскармливания, глава “Лучшее благо этого мира – праведная жена”, №1467.
[18] Румы-21.
[19] Корова-187.
[20] См.: “Тафсир Ибн Касира”, 1/192.
[21] Выше, на предыдущей странице была приведена выверка этого хадиса.
[22] Свет-32.
[23] “Сахих Муслима”, Книга завещания, глава “Какая награда достигает человека после его смерти”, №1631. (От переводчика: Навави сказал в комментарии к этому хадису: “Праведный сын является приобретением родителей, а продолжающееся доброе дело – это вакуфное имущество, (польза от которого используется в качестве милостыни)”.)
[24] “Сунан Абу Давуда”, Книга брака, глава “Запрет женитьбы на не рожающих женщинах”, №2050. “Сунан ан-Насаи”, Книга брака, глава “Нежелательность женитьбы на бесплодных (женщинах)”, №3227. Это сообщение Ибн Хиббан назвал достоверным, как сказано в книге “Маварид аз-зомъан фий заваид ибн Хиббан”, №228.
[25] Худ-32. (От переводчика: Вернее, это Худ-61.)
[26] См.: “Аль-Бурхан фий ‘улюм аль-Куръан” аз-Заркаши, 2/218, и “аль-Каваид аль-Хассан” Ибн Са’ди, правило №45, с. 144-146.
[27] Комнаты-13.
[28] “Сунан ат-Тирмизи”, Книга благочестия и поддержания родственных уз, глава о том, что приведено о достоинстве довольства родителей, №1899, “аль-Мустадрак”, 4/152, аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
[29] Гром-21-24.
Из книги “ПРОТИВОЯДИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУПРУГОВ ОТ РАЗВОДА”
Доктор Мухаммад ибн Насыр аль-Хумаййид
Перевод с арабского подготовил: г.Астана Ибрахим Таиржан
[...] [27] Комнаты-13. [...]
[...] [23] “Сахих Муслима”, Книга завещания, глава “Какая награда достигает человека после его смерти”, №1631. (От переводчика: Навави сказал в комментарии к этому хадису: “Праведный сын является приобретением родителей, а продолжающееся доброе дело – это вакуфное имущество, (польза от которого используется в качестве милостыни)”.) [...]
[...] [19] Корова-187. [...]
[...] [15] “Аль-баах”, то есть, брак. Он был назван “баах”, ибо тот, кто женится на женщине, помещает ее в месте жительства. Было также сказано, что это (названо так), потому что мужчина утверждается (или владеет) своей женой, также как он утверждается (владеет) своим местом жительства. “Лисан аль-’араб”, 1/36, “ан-Нихая фий гариб аль-хадис валь-асар”, 1/160, “Гариб аль-хадис” Ибна аль-Джаузи, 1/89. [...]
[...] [11] То есть, чтобы они не позволяли посторонним мужчинам, (не являющимся родственниками, с которыми нельзя вступать в брак), входить к ним, (сидеть) и беседовать с ними. Ранее это было обычаем арабов, и они не считали это сомнительным действием, и не видели в этом ничего плохого. Когда же был ниспослан аят занавеса, им было запрещено это. “Ан-Нихая фий гариб аль-хадис валь-асар” Ибн аль-Асира, 5/201. [...]
[...] [5] “Сунан Абу Давуда”, Книга брака, глава “Право жены над мужем”, №2142. Это хороший хадис. См.: “Джами’ аль-усуль” с выверкой ‘Абдулькадыра аль-Арнаута, 6/505. [...]
[...] и Аллах гневается, когда гневается родитель”[28]. Всевышний также сказал: “Которые поддерживают то, [...]
[...] взор и оберегать половые органы (от распутства)”[21]. Ибо каждый из супругов прикрывает друг друга и [...]
[...] Всевышний сказал: “Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь”[14]. [...]
[...] От Му’авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: “Я спросил: “О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?” Он ответил: “Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее. И не бей ее по лицу и не говори: “Да обезобразится твое лицо”, и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)”[5]. От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передается, что она сказала: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Какая бы женщина ни умерла, в то время как ее муж остался доволен ею, она войдет в рай”[6]. [...]
[...] В-пятых, увеличение мусульманской общины. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Женитесь на любящих и часто рожающих (женщинах и девушках), ибо я буду гордиться вами перед (другими) общинами»[24]. [...]
[...] Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак[15], то пусть женится”[16]. Также он сказал: «Этот мир – вещь (для пользования). И лучшим благом этого мира является праведная жена»[17]. [...]
[...] Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Женщине недозволенно соблюдать (добровольный) пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом (кому-либо), кроме как с его разрешения”[13]. [...]
[...] От Талька ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи[9]“.[10] [...]
[...] ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)”[5]. От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передается, [...]
[...] как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению”[1]. Всевышний также сказал: “После чего надо либо [...]