بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
تبصير الناسك بأحكام المناسك على ضوء الكتاب والسنة والمأثور من الصحابة
Разъяснение поклоняющемуся законоположений, связанных с обрядами (хаджа и ’умры) на основе Корана, Сунны и преданий от сподвижников
الشيخ المحدث عبد المحسن العباد حفظه الله
Автор книги: шейх мухаддис ’Абдуль-Мухсин аль-’Аббад
(да сохранит его Аллах)
Предисловие
Вся хвала Аллаху, Властелину, Пречистому! Он вменил в обязанность обязательные предписания и установил законоположения совершенным образом. Он сделал хадж к Его Запретному дому одним из столпов Ислама и его великих опор. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он обладает милостью и вознаграждением, величием и щедростью. Я также свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, а также пример для подражания и истинный имам. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был лучшим из тех, кто совершал намаз, давал милостыню, совершал хадж и ’умру, и постился. О Аллах, благослови Мухаммада, ниспошли ему мир и благодать (баракат), а также его почетной и благородной семье, и его сподвижникам, предводителям людей и светочам во тьме. О Аллах, ниспошли мир и благодать (баракат) тем, кто пришел после них, и последовал по их следам. Сердца их чисты, а слова благи. Они говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный”.
А затем:
Среди ученых и простых мусульман известно, что самой великой милостью, дарованной Аллахом джиннам и людям, является послание к ним благородного посланника – Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он был послан, чтобы вывести их из мраков к свету и наставить на прямой путь. Он указал своей общине на всякое благо, предостерег от всякого зла и донес послание ясным донесением.
Поистине, Аллах построил Свою религию на пяти столпах:
1 — Свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха;
2 — Выстаивание намаза;
3 — Выплата закята;
4 — Пост в месяц Рамадан;
5 — Хадж к Запретному дому Аллаха.
Это разъяснено в известном хадисе Джибриля, который спрашивал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об Исламе, о вере, об ихсане, а также о Судном Часе и его признаках. И в конце хадиса пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, это - Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии». Когда Джибриль спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об Исламе, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». Муслим, 8.
Сообщается также, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, рассказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадане”. аль-Бухари, 8; Муслим, 16.
Самым великим и самым важным из этих столпов являются два свидетельства: свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха. И эти два свидетельства обязывают человека не поклоняться никому, кроме Аллаха, и совершать свое поклонение в соответствии с тем, с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ни одно дело не принесет пользы человеку пред Аллахом, если не будет совершено искренне только ради Аллаха и в соответствии с сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
После двух свидетельств следует намаз, который является опорой Ислама! Намаз удерживает человека от мерзости и порицаемого. Намаз – это самое последнее, что человек может потерять в мирской жизни из своей религии, и самое первое, за что будет спрошен он в День Воскресения. Намаз – это крепкая связь между рабом и его Господом, ибо он повторяется пять раз каждый день.
После намаза следует закят, который Аллах Всевышний связал с намазом во многих аятах благородного Корана. У закята всесторонняя польза: выплачивающий закят получает пользу в виде великого вознаграждения, а бедняк получает имущество. Закят – это малая часть из имущества богатых, которую они обязаны отдавать каждый год. Богатому не навредит потеря этой малой суммы из своего имущества, но зато бедняк получит великую пользу.
После закята следует пост в месяце Рамадан. А затем следует хадж, который обязательно совершить один раз в жизни.
Существует много трудов, как старых ученых, так и современных, где разъясняются законоположения, связанные с хаджем и ’умрой. Среди них есть огромные книги, есть и краткие послания. К числу полезнейших кратких посланий можно отнести послание нашего шейха ’Абдуль-’Азиза ибн ’Абдуллаха ибн База, да помилует его Аллах. Оно называется ″ат-Тахкъикъ уа-ль-идах ли-кясирин мин масаили-ль-хаджи уа-ль-’умрати уа-з-зиярати ’аля дауъи-ль-китаби уа-с-суннати″. Это послание было издано уже десятки раз и переведено на многие языки. Польза этого послания охватила многих людей, и приняли его требующие знания. Первый раз его издали в 1363 году по хиджре за счет короля ’Абдуль-’Азиза, да помилует его Аллах. После этого ибн Баз, да помилует его Аллах, добавлял в это послание некоторые вещи, и оно издавалось еще много раз. Шейх ибн Баз, да помилует его Аллах, умер в 1420 году по хиджре.
И я сам уже давно хотел написать послание относительно хаджа и ’умры. Аллах Всевышний облегчил мне осуществление моих желаний в этом 1428 году, и я смог написать это краткое послание на эту тему. Я назвал его ″Табсыр ан-Насик би ахкам аль-манасик ’аля дауъи-ль-китаби уа-с-суннати уа-ль-маъсур мина-с-сахабати″ (Разъяснение поклоняющемуся законоположений, связанных с обрядами (хаджа и ’умры) на основе Корана, Сунны и преданий от сподвижников).
Я прошу Аллаха Всевышнего принять от меня это деяние и даровать мне за него вознаграждение. Я прошу Аллаха Всевышнего, чтобы это послание принесло пользу требующим знания и тем, кто желает совершить хадж к Запретному дому Аллаха. Я прошу Аллаха Всевышнего, чтобы Он вознаградил тех, кто распространит это послание, или поможет его распространить. Я прошу Аллаха Всевышнего, чтобы Он направил мусульман к изучению религии и помог им твердо стоять на истине. Поистине, Он – Слышащий, Отвечающий на мольбы!
Этикет и нравы, которых должен придерживаться человек во время совершения хаджа и ’умры
1 — Самым важным из того, чем обязан человек, совершающий хадж и ’умру, является искренность перед Аллахом. Он должен избавиться от показухи и желания славы, дабы получить вознаграждение за этот хадж и эту ’умру.
Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, если же кто-то совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия!”». Муслим, 2985.
Также сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, (сделай этот) хадж таким, в котором нет ни показухи, ни желания славы!» ибн Маджах, 2890. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в силу множества подтверждающих цепочек. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2617.
2 — Человек, желающий совершить хадж и ’умру, должен проявить усердие в изучении законоположений, связанных с хаджем и ’умрой, чтобы совершить их на основе знания. Из самых полезных книг, которые человек может приобрести на эту тему, книга нашего шейха ’Абдуль-’Азиза ибн ’Абдуллаха ибн База, да помилует его Аллах, которую мы упоминали выше. Человек должен спрашивать обладателей знания прежде, чем что-либо совершить, дабы избежать ошибок.
3 — Человек, совершающий хадж и ’умру, должен постараться выбрать самых лучших спутников на время пути в хадж, дабы взять от них пользу, как в знании, так и в поведении.
Сообщается со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пример праведного спутника и плохого, подобно продавцу мускуса и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца мускуса, то либо он сделает тебе подарок, либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мех, то либо он прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». аль-Бухари 5534, Муслим 2628.
4 — Человек, совершающий хадж и ’умру, должен иметь при себе определенное количество денег, чтобы не нуждаться в деньгах других людей.
Сообщается со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к воздержанности, того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит от необходимости обращаться к другим». аль-Бухари, 1469; Муслим, 1053.
5 — Человек, совершающий хадж и ’умру, должен украшаться благородными нравами и обращаться с другими людьми наилучшим образом.
Сообщается со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был! Вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрет собой дурное, и придерживайся в отношениях с людьми наилучших нравов». ат-Тирмизи, 1987.
Сообщается со слов ’Абдуллаха ибн ’Амра ибн аль-’Аса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и Последний день, когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы люди обращались с ним». Муслим, 1844.
6 — Человек, совершающий хадж и ’умру, должен занять себя поминанием Аллаха (зикром), мольбами к Нему (ду’а) и просьбами о прощении (истигъфар). Он должен оберегать свой язык от всего, кроме благих речей. Он должен занять всё свое время тем, что обернется для него благом как в мирской жизни, так и в Последней.
Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». аль-Бухари, 6018; Муслим, 47.
Сообщается со слов ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Две милости, которых лишены многие люди: здоровье и свободное время». аль-Бухари, 6412.
7 — Человек, совершающий хадж и ’умру, должен остерегаться того, чтобы обидеть других людей своим словом или поступком.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками». аль-Бухари, 10; Муслим, 41.
Пусть мусульманин также остерегается того, чтобы навредить другим мусульманам скверным запахом сигаретного дыма, если он сам курит. И это при том, что он итак обязан оставить курение и покаяться перед Аллахом. Поистине, курение вредит здоровью и уничтожает его имущество.
Мусульманину следует стараться придерживаться вышеперечисленных благих нравственных качеств всегда и везде, но особенно во время своего путешествия в хадж или ’умру.
Достоинство хаджа и ’умры
О достоинстве хаджа и ’умры пришли достоверные хадисы от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Приведем некоторые из них:
Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение ‘умры до следующей умры служит искуплением совершенных между ними грехов, что же касается безупречного хаджа, то нет за него иного воздаяния, кроме Рая». аль-Бухари, 1773; Муслим, 1349.
Сообщается со слов ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте хадж и ’умру регулярно, ибо они удаляют бедность и грехи подобно тому, как кузнечные меха удаляют шлаки с железа, золота и серебра. А за безупречный хадж нет иной награды, кроме Рая». ат-Тирмизи, 810; ан-Насаи, 2631.
Сообщается со слов ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте хадж и ’умру регулярно, ибо они удаляют бедность и грехи подобно тому, как кузнечные меха удаляют шлаки с железа». ан-Насаи, 2630.
Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она сказала: «О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет! Наилучшим джихадом для вас (женщин) является безупречный хадж». аль-Бухари, 1520.
Также в другой версии сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О посланник Аллаха, должны ли женщины совершать джихад?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Они должны совершать джихад, в котором нет сражения, а это хадж и ’умра». ибн Маджах, 2901.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Его спросили: «А после этого?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха». Его снова спросили: «А после этого?» Он ответил: «Безупречный хадж». аль-Бухари, 26; Муслим, 83.
Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать». аль-Бухари, 1521; Муслим, 1350.
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ’Амру ибн аль-’Асу, да будет доволен им Аллах: «Разве тебе не известно, что ислам уничтожает всё, что было прежде, и хиджра уничтожает всё, что было прежде, и хадж уничтожает всё, что было прежде?» Муслим, 121.
Безупречный хадж, (о котором сказано в вышеперечисленных хадисах), это такой хадж, который соответствует сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Сообщается со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перенимайте от меня ваши религиозные обряды, ибо я не знаю — может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества». Муслим, 1297.
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, перенимайте от меня ваши религиозные обряды, ибо я не знаю — может быть, я не совершу больше хаджа после этого года». ан-Насаи, 3062.
Также безупречный хадж – это такой хадж, во время которого человек не приближается к своей супруге и не совершает грехов, а также отказывается от всех действий, которые запрещены во время хаджа. Признаком того, что хадж был безупречным, является то, что мусульманин после этого хаджа становится лучше, чем был раньше.
Если человек до совершения хаджа совершал определенные грехи, то во время хаджа ему следует покаяться перед Аллахом искренним покаянием, оставить совершение этих грехов, сожалеть о том, что их совершал, и быть твердо убежденным в том, что больше никогда не совершит ничего подобного. Если же грех человека связан с правами людей, то он должен возместить им попранное право. Например, если он отобрал чужое имущество, то должен вернуть это имущество. Если же он нанес кому-то обиды своим языком или руками, то должен попросить прощения за это. Если же человек знает, что если он сообщит этим людям о том, что говорил о них плохо, то это приведет к еще большему вреду, ссоре и вражде, то ему достаточно попросить у них прощения общими фразами, не упоминая того, что он о них говорил. При этом он должен начать отзываться об этих людях хорошо и просить у Аллаха для них блага.
Совершив хадж именно так, человек откроет для себя врата к благу, начнет новую жизнь, переполненную богобоязненностью и прямотой во время выполнения приказов Аллаха.
Если же человек до хаджа был в плохом состоянии и после хаджа остался таким же, то это уже является признаком того, что его хадж не был безупречным.
Что же касается того, что намаз, хадж, ’умра и другие праведные деяния стирают грехи, то речь идёт о малых грехах. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния». (Сура ан-Ниса, аят 31) Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение пяти ежедневных молитв и участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей послужат искуплением прегрешений, совершённых между этими молитвами, если не будет среди них тяжких грехов, и соблюдение поста в каждый следующий рамадан после предыдущего послужит искуплением прегрешений, совершённых между ними, если человек не совершит тяжких грехов». Муслим, 233. Что же касается тяжких грехов, то их стирает только покаяние (тауба).
Если паломник совершает покаяние, каясь в малых и в больших грехах, то возвращается домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать. Если же человек не кается в своих грехах и продолжает их совершать, то он будет спрошен за это.
Аллах Всевышний сказал: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо». (Сура аль-Ан’ам, аят 160)
Разъясняя этот аят, ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Знай, что люди, оставляющие греховный поступок, делятся на три вида:
1 – Иногда человек оставляет грех только ради Аллаха и ему пишется будто он совершил одно благое дело. Здесь человек и оставил грех, и сделал правильное намерение. Именно поэтому, в хадисах указывается на то, что такому человеку будет записано одно благое дело. Например, в некоторых достоверных хадисах сказано, что Аллах говорит: «Ведь, человек оставил этот грех только ради Меня».
2 – Иногда человек оставляет грех по забывчивости и рассеяности. В данном случае ему не будет записана награда, так как он не имел намерения оставить грех, но и не будет записано совершение греха, ибо он не совершил его.
3 – Иногда человек оставляет грех из-за физической невозможности его совершить или из-за лени после того, как он предпринял все способы приблизиться к совершению этого греха. Такой человек подобен тому, кто совершил грех, ибо сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду”. Люди спросили: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!” Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища!” аль-Бухари, 31; Муслим, 2888.». См. «Тафсир аль-Къуран аль-’Азым», 3/340. Издательство «Дар аль-Кутуб аль-’ильмия», 1419 год.
Обязательность хаджа и ’умры
Совершение хаджа и ’умры обязательно один раз в течении жизни, а кто совершит их больше одного раза, то это уже будет считаться добровольным поклонением.
Также хадж и ’умра могут стать обязательными после совершения обета (назра). Если человек дал обет перед Аллахом совершить хадж или ’умру, то обязательно нужно выполнить свой обет.
Если человек уже начал совершать добровольный хадж или ’умру, то он обязан довести их до конца, ибо Аллах сказал: «Завершайте хадж и малое паломничество ради Аллаха». (Сура аль-Бакара, аят 196)
Совершение хаджа обязательно из-за доводов из Корана и Сунны, а также по единогласному мнению мусульман (иджма’).
Аллах Всевышний сказал: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». (Сура али ’Имран, аят 97)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадане”. аль-Бухари, 8; Муслим, 16.
А также: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал намаз, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». Муслим, 8.
Также сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью и сказал: ″О люди, хадж был вменён вам в обязанность, так совершайте же его″. Один человек спросил: ″Каждый год, о посланник Аллаха?″ — однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хранил молчание до тех пор, пока тот не задал свой вопрос трижды. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Если я скажу: “Да” это непременно станет вашей обязанностью, но вы ведь не сможете выполнять её″». Муслим, 1337.
И мусульмане единогласны, что хадж обязателен для того, в ком объединились все условия обязательности хаджа. [1]
Что же касается ’умры, то на её обязательность указывают следующие хадисы:
1 — Сообщается, что ’Айша, да будет доволен ею Аллах, однажды, спросила: «О посланник Аллаха, должны ли женщины совершать джихад?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, они обязаны совершать джихад, в котором нет сражения, а это – хадж и ’умра». Ахмад, 6/165; ибн Маджах, 2901.
Приведя этот хадис, ибн Хузейма, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…они обязаны совершать джихад, в котором нет сражения, а это – хадж и ’умра», разъяснение того, что ’умра так же обязательна, как и хадж». См. «Сахих ибн Хузеймы», хадис № 3074.
2 — Сообщается со слов ’Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, а также совершал намаз, давал закят, совершал хадж и ’умру, совершал полное омовение после полового осквернения, а также совершал малое омовение должным образом и постился в месяц Рамадан». См. «Сахих ибн Хузеймы», хадис № 3065. А также этот хадис у ад-Даракъутни, 2/282.
3 — Сообщается со слов Абу Разина аль-’Укъайли, что, однажды, он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, мой отец очень стар и не может совершить ни хадж, ни ’умру, и даже не может сидеть в седле». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соверши хадж и ’умру за своего отца». ат-Тирмизи, 930.
4 — Сообщается со слов ас-Субейи ибн Ма’бада, что, однажды, он сказал ’Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах: «О повелитель правоверных, поистине, я был бедуином и исповедовал христианство, а затем принял Ислам. Я стремлюсь попасть на джихад, но нашел то, что хадж и ’умра являются предписанными мне. Я спросил об этом у одного человека из моего народа, и он сказал мне: ″Соверши хадж и ’умру вместе и принеси в жертву животное из того, что тебе будет облегчено″, и я совершил их вместе». Тогда ’Умар сказал: «Ты был наставлен на сунну твоего пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Абу Дауд, 1799.
______________________________________________________
[1] — Об этих условиях будет сказано в следующих главах.
Условия обязательности хаджа и ’умры
Хадж и ’умра являются обязательными при наличии следующих условий:
1 ― Ислам;
2 ― Разум;
3 ― Половое созревание;
4 ― Свобода, (иначе говоря, человек не является рабом);
5 ― Возможность.
То есть, хадж и ’умра являются обязательными для каждого разумного, совершеннолетнего, свободного мусульманина, имеющего возможность их совершить.
А для женщин существует еще и шестое условие, а это наличие близкого родственника (махрама), который будет сопровождать их в пути.
Неверующему не приказывают совершать хадж и ’умру, пока он не примет Ислам. И даже если он их совершит, то они не будут действительными. Неверующего необходимо призывать к основам, то есть к вере (иману).
Также и сумасшедший, у которого нет разума, не обязан совершать хадж и ’умру, и даже если он совершит их, они не будут действительными, ибо у него нет разума. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перо поднято от троих: от спящего, пока он не проснется; от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; и от сумасшедшего, пока его разум не вернется к нему». Абу Дауд, 4403.
Также ребенок (не достигший половой зрелости) и раб не обязаны совершать хадж и ’умру, но если они все-таки совершат хадж или ’умру, то это запишется им как дополнительное (желательное) поклонение, и тот, кто сопровождал их, получит награду.
Передают со слов ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил в ар-Раухе [1] группу людей, ехавших верхом на верблюдах, и спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Мусульмане», и в свою очередь спросили его: «А кто ты?» Он сказал: «Посланник Аллаха». Тогда одна женщина подняла к нему своего маленького сына и спросила: «Будет ли действительным его хадж?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, а награда за это достанется тебе». Муслим, 1336.
Сообщается, что ас-Саиб ибн Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Родители взяли меня с собой для совершения хаджа вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда мне было семь лет». аль-Бухари, 1858.
Для ребенка и раба этот хадж не записывается как обязательный, то есть они должны будут совершить хадж еще раз, когда ребенок достигнет половой зрелости, а раб получит свободу.
Сообщается, что ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Заучите от меня следующие слова, но не говорите: ″Сказал ибн ’Аббас″. Если раб совершил хадж вместе со своим владельцем, а затем получил свободу, то он обязан совершить хадж (еще раз). Если ребенок совершил хадж вместе со своей семьей, а затем достиг половой зрелости, то он обязан совершить хадж, (который совершают) мужчины». Передал ибн Аби Шейба, 14875. Иснад достоверный.
Имам аль-Бейхакъи (4/325) передал этот хадис как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И слова ибн ’Аббаса: «Заучите от меня следующие слова, но не говорите: ″Сказал ибн ’Аббас″», указывают на то, что следующие слова принадлежат именно посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Что касается пятого условия, то это возможность совершить хадж и ’умру, а под возможностью имеют в виду физическую и материальную возможности. Аллах Всевышний сказал: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь». (Сура али ’Имран, аят 97)
Если человек не имеет возможности совершить хадж и ’умру, например, из-за старости, или из-за болезни, при которой нет надежды на выздоровление, или из-за отсутствия денег, то хадж и ’умра не являются для него обязательными.
Если человек не имеет физической возможности совершить хадж и ’умру, но у него есть деньги, то он обязан нанять того, кто совершит за него хадж и ’умру.
Сообщается со слов Абу Разина аль-’Укъайли, что, однажды, он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, мой отец очень стар и не может совершить ни хадж, ни ’умру, и даже не может сидеть в седле». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соверши хадж и ’умру за своего отца». ат-Тирмизи, 930.
Также сообщается со слов ’Абдуллаха ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что, однажды, одна женщина из племени хас’ам подошла (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует), чтобы спросить совета, и сказала: «О посланник Аллаха, поистине, Аллах обязал Своих рабов совершать хадж тогда, когда мой отец уже достиг глубокой старости и был не в состоянии твёрдо держаться в седле, так могу ли я совершить хадж за него?» — и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да”, а было это во время прощального паломничества. аль-Бухари, 1854; Муслим, 1334.
В этом хадисе также указание на то, что женщина может совершать хадж за мужчину.
Если кто-то умер, не совершив хадж, и оставил после себя имущество, то из оставленного им наследства берется необходимая сумма для того, чтобы нанять кого-то совершить за него хадж.
Сообщается со слов Бурайды ибн аль-Хусейба, что, однажды, у одной женщины умерла мать и эта женщина спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Моя мать никогда не совершала хадж, так могу ли я совершить хадж за неё?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соверши хадж за неё». Муслим, 1149.
Женщина, имеющая физическую и материальную возможность совершить хадж или ’умру, все равно не сможет их совершить до тех пор, пока у нее не будет близкого родственника (махрама), который бы сопровождал ее в пути.
Передают, что ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Я слышал, как однажды во время проповеди пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Мужчине ни в коем случае не следует оставаться наедине с посторонней женщиной, если не будет с ней близкого родственника (махрама), и не следует женщине пускаться в путь, если не будет с ней близкого родственника (махрама)!″ Услышав эти слова, один человек сказал: ″О посланник Аллаха, моя жена отправилась в хадж, а я зачислен в боевой отряд для участия в таком-то походе″. На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Отправляйся в путь и соверши хадж вместе с женой″». аль-Бухари, 1862; Муслим, 1341. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал этому человеку оставить джихад и отправиться в хадж вместе со своей супругой.
Если женщина совершит хадж без близкого родственника (махрама), её хадж будет действительным, но ей запишется грех за то, что она отправилась в путешествие без близкого родственника.
Если же женщина живет в Мекке, то она может совершить хадж вместе с группой надежных женщин, ибо для нее хадж уже не является путешествием, следовательно, её не обязан сопровождать близкий родственник.
А близкими родственниками (махрамами) женщины являются её муж и те люди, за которых она никогда не сможет выйти замуж из-за прямых родственных уз или из-за других причин, которые будут перечислены ниже.
Близкими родственниками (махрамами) женщины по причине прямых родственных уз являются её отец (дед, прадед), её сын (внук, правнук), ее родной брат, родной брат её отца (дядя со стороны отца), родной брат её матери (дядя со стороны матери).
Что же касается других причин, помимо прямых родственных уз, то их две: либо молочное родство, либо родство по причине брачных уз.
Близкими родственниками (махрамами) женщины по причине молочного родства являются её молочный отец [2], её молочный сын [3], её молочный брат, а также родной брат её молочного отца и родной брат её молочной матери.
Близкими родственниками (махрамами) женщины по причине брачных уз являются отец её мужа (свёкор), сын её мужа, муж её матери (отчим) при условии, что этот муж уже вступал с её матерью в половую близость [4], и муж её дочери (зять).
_______________________________________________________________________________________________
[1] — Рауха — место, находящееся на расстоянии 36 миль от Медины.
[2] — Иначе говоря, муж её молочной матери (той женщины, которая кормила её грудным молоком).
[3] — Иначе говоря, тот, кого сама эта женщина кормила грудным молоком.
[4] — Если человек еще не вступил в половую близость со своей супругой, то её дочь (иначе говоря, его падчерица) не считается для него близкой родственницей, и он не является для нее ″махрамом″, ибо Аллах Всевышний сказал: «(Вам запретны) ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха». (Сура ан-Ниса, аят 23). То есть, если представить, что мужчина женился на женщине, у которой есть дочь от другого брака, но затем развелся, не вступив с ней в половую близость, то он может жениться на дочери этой женщины, и не является её ″махрамом″.
Столпы хаджа и ’умры
Столпами (арканами) хаджа и ’умры называют те вещи, которые обязательно нужно совершить во время совершения хаджа и ’умры, и нельзя их ничем заменить.
У ’умры три столпа: ″ихрам″, обход вокруг Каабы (тауаф) и бег между холмами (са’и). Эти три столпа являются также столпами хаджа, но помимо них у хаджа есть еще четвертый столп, а это – стояние на’Арафате.
″Ихрам″ - это намерение вхождения в хадж или ’умру. Человек не считается вступившим в ″ихрам″, если не будет намерения в сердце, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела с намерениями и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести». аль-Бухари, 1; Муслим, 1907.
Сказал ибн уль-Мунзир: «Ученые единогласны, что тот, кто хотел совершить хадж, но произнес намерение на ’умру, или хотел совершить ’умру, но произнес намерение (тальбию) на хадж, обязывается тем, что намеревался совершить в сердце, а не тем, что произнес языком». См. «аль-Иджма’», стр. 55.
″Тауаф″ - это обход вокруг Каабы во время хаджа после возвращения с ’Арафата и Муздалифы. Аллах Всевышний сказал: «Пусть обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)». (Сура аль-Хадж, аят 29)
Сказал ибн Къудама: «Обход вокруг Каабы (тауаф) является столпом хаджа, и хадж не будет завершенным без него. Мы не знаем относительного этого разногласий. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Пусть обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)». Сказал ибн Абдуль-Барр: ″Обход вокруг Каабы (тауаф) является обязательной составляющей хаджа, и нет в этом разногласий среди ученых″». См. «аль-Мугъни», 5/311.
Что же касается обхода вокруг Каабы (тауафа) во время ’умры, то это первый обход вокруг Каабы, который совершает человек, совершающий ’умру, сразу как прибыл в Мекку.
Сказал ибн Рушд: «Ученые единогласны в том, что нет на совершающем ’умру ″тауафа″, кроме ″тауафа″ сразу по прибытии в Мекку». См. «Бидаят уль-Муджтахид», 1/344.
В языковом значении слово «’умра» переводится как «посещение». А в шариате «’умра» ― это посещение Каабы для совершения обхода вокруг нее (тауафа) и для бега (са’и) между Сафа и Маруа. Именно так совершал ’умру посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Передают, что ’Амр ибн Динар сказал: «Как-то раз мы спросили ибн ’Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, можно ли мужчине, который приехал в Мекку для совершения ’умры и совершил обход вокруг Каабы, но не выполнил обряд ритуального бега между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, спать со своей женой? Ибн ’Умар сказал: ″Приехав в Мекку, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, семь раз обошёл вокруг Каабы, совершил молитву в два раката позади места Ибрахима и семь раз пробежал между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, а посланник Аллаха всегда был для вас хорошим примером″». аль-Бухари, 1793; Муслим, 1234.
Бег между холмами ас-Сафа и аль-Маруа во время ’умры совершается после ″тауафа″ вокруг Каабы, как мы видим на примере пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Если человек совершает хадж «ат-таматту’», то бег между холмами ас-Сафа и аль-Маруа совершается им после совершения ″тауафа аль-ифада″.
Если же человек совершает хадж «къиран» или хадж «ифрад» [1], то он может пробежать между холмами ас-Сафа и аль-Маруа либо после ″тауафа аль-къудум″ [2], либо после ″тауафа аль-ифада″ [3]. Если он не пробежал между холмами ас-Сафа и аль-Маруа после ″тауафа аль-къудум″, то обязан сделать это после ″тауафа аль-ифада″.
Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество (’умру), тот не совершит греха, если пройдет между ними». (Сура аль-Бакара, аят 158)
А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, пробегайте между ас-Сафа и аль-Маруа, ибо бег между ними предписан вам». ад-Даракъутни, 2/255; аль-Бейхакъи, 5/97. Имам ан-Науауи назвал хадис хорошим. См. «аль-Маджму’», 8/82. А аль-Миззи и ибн ’Абдуль-Хади назвали хадис достоверным. См. «Ируа уль-Гъалиль», 1072.
Также сообщается, что ’Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Аллах не сделает завершённым ни хадж, ни ‘умру человека, пока тот не совершит ритуальный бег между ас-Сафой и аль-Марвой!» аль-Бухари, 1790; Муслим, 1277.
Это – три столпа хаджа и ’умры. Относительно того, что ″ихрам″ и ″тауаф″ являются столпами хаджа и ’умры единогласны все ученые. Что же касается бега между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, то он является столпом хаджа и ’умры по мнению большинства ученых.
Что же касается хаджа, то у него есть еще четвертый столп, а это стояние на ’Арафате. Аллах Всевышний сказал: «А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте». (Сура аль-Бакара, аят 198) А возвращение с Арафата может быть только после стояния на нем.
Стояние на ’Арафате является столпом хаджа, и если человек упустил этот столп, то он упустил и хадж.
Сообщается, что ’Абду-р-Рахман ибн Йа’мар сказал: «Я присутствовал вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он стоял на ’Арафате. К нему пришли люди из жителей Неджда и сказали: ″О посланник Аллаха, как совершается хадж?″ Он ответил: ″Хадж – это ’Арафат! Кто пришел на ’Арафат до утреннего намаза в ночь, (когда люди ночевали в Муздалифе), тот сделал свой хадж полным″». Абу Дауд, 1949; ибн Маджах, 3015; ат-Тирмизи, 889; ан-Насаи, 3016. Хадис достоверный. См. «Ируа уль-Гъалиль», 1067.
Сказал ибн уль-Мунзир: «Ученые единогласны в том, что стояние на ’Арафате является обязательным. У того, кто упустил это стояние, нет хаджа». См. «аль-Иджма’», стр. 64. [4]
_________________________________________________________
[1] — Существуют три вида хаджа: хадж ат-таматту’, хадж аль-киран и хадж аль-ифрад.
Хадж ат-таматту’ — совмещение большого (хадж) и малого (‘умра) паломничества тем, кто хочет совершить умру в один из месяцев хаджа. Сначала человек совершает ’умру, а потом выходит из состояния ихрама. В 8-й день месяца зу-ль-хиджжа паломник снова входит в состояние ихрама уже для совершения обрядов хаджа.
Хадж аль-киран — совершение хаджа и ‘умры, когда человек входит в состояние ихрама, после чего отправляется в Мекку и совершает обряды ‘умры, а потом дожидается времени совершения хаджа, то есть 8-го дня месяца зу-ль-хиджжа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего, что запрещается делать паломникам.
Хадж аль-ифрад— совершение одного только хаджа без совершения ‘умры.
В любом случае о каждом из этих трех видов еще будет рассказано более подробно в следующих главах.
[2] — ″Тауаф аль-къудум″ ― это обход вокруг Каабы, который совершается сразу по прибытии в Мекку, но этот ″тауаф″ не является столпом Хаджа.
[3] — ″Тауаф аль-ифада″ ― это обход вокруг Каабы, который является столпом Хаджа. Хадж не будет действительным без совершения этого ″тауафа″. ″Тауаф аль-ифада″ совершается в день Жертвоприношения.
[4] — Прочитав эту главу, мы поняли, что у ‘умры три столпа: ихрам, тауаф вокруг Каабы и бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Что же касается хаджа, то у него четыре столпа: ихрам, тауаф вокруг Каабы, бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва и стояние на горе Арафат.
Что же касается того, как совершать эти обряды Хаджа и Умры, в каком порядке, и так далее, то всё это будет подробно описано в следующих главах, а целью этой главы было просто оповещение читателя о столпах, а не о том, как и в какой последовательности их совершать, ибо эти вопросы были упомянуты здесь вкратце, но разъяснение их придет далее в более подробной форме.
Источник: ″Саляф-форум″
Оставить комментарий