Скачать статью в формате WORD (DOC)
Хадисы, связанные со справлением нужды и извлекаемые из них пользы
Хадис №10 “Дуа перед справлением нужды”
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه : كان النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم إذَا دَخَلَ الْخَلاءَ قَالَ:
“اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ الْخُبُثِ وَالْخَبَائِثِ“
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
- «Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир,заходя[1]в отхожее место[2] говорил:
- «Аллахумма, инни а‘узу би-Ка миналь-хубуси уаль-хабаис».
Что можно перевести как :
1 вариант:
- «О, Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от шайтанов мужского пола (аль-хубус) и шайтанов женского пола (аль-хабаис)».
2 вариант:
- «О, Аллах, поистине, я прошу у Тебя защитыот зла (аль-хубс) и злых духов (аль-хабаис)».
(Аль-Бухари, Муслим)
В этом хадисе Абу Хамза Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, передает сунну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, которая заключается в словах т.е. произносится языком и относится к этикету при входе в отхожее место.
Так как отхожие места, где люди справляют естественную нужду, являются местами нечистот[3], местами, куда скапливаются шайтаны, где открываются аураты и места где не поминается Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, испрашивал у Аллаха защиту от всего порочного и дурного (например: попадание нечистот на тело или одежду, чей то взор на аурат и т.п.), а так же от шайтанов двух полов которые каждое время пытаются ввести в заблуждение и испортить поклонение верующего.
Некоторые пользы из данного хадиса:
- Величие Аллаха и что, только Аллах способен защитить;
- Привязанность Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, к Аллаху и нужда в защите Аллаха, это и есть проявление полного таухида (единобожия);
- Сильное стремление сподвижников узнать Сунну; слова и дела Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир;
- Произношения мольбы, приведенной в хадисе, перед входом в туалет, является Сунной;
- Подтверждение существования джиннов;
[1]перед тем как зайти
[2]туалет
[3]аль-наджис
Хадис №11 “О запрете поворачиваться в сторону киблы во время справления нужды”.
عَنْ أَبِي أَيُّوبَ الأَنْصَارِيِّ رضي الله عنه قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم:
“إذَا أَتَيْتُمْ الْغَائِطَ , فَلا تَسْتَقْبِلُوا الْقِبْلَةَ بِغَائِطٍ وَلا بَوْلٍ , وَلا تَسْتَدْبِرُوهَا , وَلَكِنْ شَرِّقُوا أَوْ غَرِّبُوا”
Сообщается, что Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сказал:
«Справляя большую или малую нужду, не обращайтесь лицами в сторону Киблы[1]и не поворачивайтесь к ней спиной, однако обращайтесь в сторону востока или запада».
Аль-Бухари, Муслим
- Кааба - это досточтимый дом Всевышнего Аллаха, священный храм, где совершаются великие обряды поклонения. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, приказал проявлять уважительное отношение к Каабе и обучил нас прекрасному этикету, а именно, запретил справлять естественную потребность, направившись лицом или спиной в сторону киблы. Что же касается приказа обращаться в сторону востока или запада то это объясняется тем, что данный приказ относится к жителям Медины и ко всем у кого кибла находится на юге как например страны аш-Шаама[2] , а также к тем, у кого кибла в северном направлении как например Йемен. Что же касается жителей тех стран и местностей кибла которых находится в восточной или западной сторонах, то им следует обращаться на юг или на север.
Некоторые пользы из этого хадиса:
- Достоинство и совершенность религии Ислам, в которой приходит указание даже на то, как вести себя в отхожем месте, не говоря уже о других больших вопросах;
- Стремление Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, обучить людей всему, в чем они нуждаются;
- Запрет обращаться к кибле лицом или спиной во время справления естественной нужды. Однако если человек находится внутри какого-либо строения, то это разрешается согласно мнению большинства ученных. Но даже и в этом случае лучше отказаться от этого;
- достоинство и досточтимость Каабы;
[1]Каабы
[2]Сирия, Ливан, Иордан, Палестина
Хадис №12 “Об использовании воды для подмывания”
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه أَنَّهُ قَالَ:
“كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَدْخُلُ الْخَلاءَ , فَأَحْمِلُ أَنَا وَغُلامٌ نَحْوِي إدَاوَةً مِنْ مَاءٍ وَعَنَزَةً , فَيَسْتَنْجِي بِالْمَاءِ”
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, направлялся в отхожее место, я и еще один такой же юноша (1), как я, несли бурдюк(2) с водой и маленькое копье, и он использовал воду для подмывания».
Аль-Бухари, Муслим
Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, прекрасный сподвижник и слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, рассказывает, что Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, после справления нужды использовал воду для подмывания.
А при совершении молитвы, в качестве сутры(3) использовал копье, воткнув его в землю.
Некоторые пользы из этого хадиса:
- Дозволенность использования только воды для подмывания, даже без предварительного подтирания камнями и т.п.
- Желательность совершения намаза после совершения малого омовения.
- Необходимость использования сутры, даже на открытом пространстве.
- Дозволенность прислуживания праведным и уважаемым людям.
______________________________
(1) т. е он был слугой и был такого же возраста
(2) небольшой сосуд из кожи, для хранения воды
(3) Преграда.
Хадис №13 “О запрете подтираться правой рукой и пр.”
عَنْ أَبِي قَتَادَةَ الْحَارِثِ بْنِ رِبْعِيٍّ الأَنْصَارِيِّ رضي الله عنه : أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم قَال
“لا يُمْسِكَنَّ أَحَدُكُمْ ذَكَرَهُ بِيَمِينِهِ وَهُوَ يَبُولُ وَلا يَتَمَسَّحْ مِنْ الْخَلاءِ بِيَمِينِهِ وَلا يَتَنَفَّسْ فِي الإِنَاء”
Сообщается от Абу Катада аль-Харис бин Риб’ин аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сказал:
- «Пусть никто, из вас справляя малую нужду, не дотрагивается до полового органа правой рукой, и пусть не подтирается правой рукой. И пусть не дышит в сосуд».
Аль-Бухари; Муслим
В данном хадисе упоминаются три важных вопроса, три драгоценных и полезных совета от прекрасного Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.
Обучая верующих этикету, соблюдаемому во время справления малой и большой нужды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, запрещает прикасаться к половому органу правой рукой, что в очередной раз доказывает достоинство и почет правой руки над рукой левой.
И необходимо обязательно отметить, что данное постановление и обращение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, касается как мужчин, так и женщин одинаково.
Так же в этом хадисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, обучает верующих некоторым правилам этикета еды и питья. А именно запретил дуть в посуду, чтобы уберечь посуду и то, что в ней от различных бактерий и микробов, которые могут повлиять на распространение каких-нибудь болезней.
Некоторые пользы из этого хадиса:
- Запрет прикасаться к половому органу правой рукой упомянут в конкретной ситуации т.е при справлении нужды, однако лучше отказаться от этого полностью;
- Запрет подмываться или подтираться правой рукой;
- Запрет дуть в сосуд;
Хадис №14 “О необходимости прикрываться от мочи”
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبَّاسٍ رضي الله عنهما قَالَ : مَرَّ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم بِقَبْرَيْنِ , فَقَالَ : “إنَّهُمَا لَيُعَذَّبَانِ , وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ أَمَّا أَحَدُهُمَا : فَكَانَ لا يَسْتَتِرُ مِنْ الْبَوْلِ , وَأَمَّا الآخَرُ : فَكَانَ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ فَأَخَذَ جَرِيدَةً رَطْبَةً , فَشَقَّهَا نِصْفَيْنِ , فَغَرَزَ فِي كُلِّ قَبْرٍ وَاحِدَةً ، فَقَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ , لِمَ فَعَلْتَ هَذَا ؟ قَالَ : لَعَلَّهُ يُخَفَّفُ عَنْهُمَا مَا لَمْ يَيْبَسَا”
Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: - «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, проходя, мимо двух могил сказал:
- “Поистине, их обоих подвергают мучениям, однако не за большие грехи{1}: что касается одного из них, то он не прикрывался от собственной мочи{2}, другой же распространял сплетни“
Потом Он, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, взял свежую пальмовую ветвь, разломал её на две половинки и воткнул их по одной на каждую из могил. Его спросили: «О, посланник Аллаха, зачем ты сделал это?», на что Он, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, ответил:
- “Возможно, это будет облегчать их мучения, пока ветки не засохнут“».
Аль-Бухари, Муслим
Однажды когда Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и его сподвижники проходили мимо двух могил города Медины, Всевышний Аллах поведал и открыл Своему Пророку, сокровенное знание о том, что двое находящиеся в этих двух могилах подвергаются мучениям. Узнав это Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, в тот же час сообщил сподвижникам, за что эти двое, получают наказание, тем самым предостерегая и устрашая сподвижников и всех верующих от причин мучений в могиле, а именно:
- небрежное и невнимательное поведение во время справления естественной нужды. Когда человек не оберегает себя от нечистот, которые попадают на его одежду или тело.
- «ан-Намима» означающая распространение сплетней и донос одним людям о том, что говорят другие, дабы поссорить их друг с другом и посеять между ними вражду и ненависть. В то время когда религия Ислам пришла с целью примерять и вселять любовь между людьми.
После этого добрый и милосердный к верующим Пророк, благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сделал то, что послужит облегчением их мучениям, воткнув в каждую из могил свежую пальмовую ветвь.
Некоторые пользы этого хадиса:
- моча является ан-Наджис, т.е. нечистотой;
- попадание мочи на тело или одежду является причиной мучения в могиле. В другом достоверном хадисе пришло: - «Оберегайтесь мочи, ведь, поистине, она является причиной большинства мучений могилы»;
- запрет заниматься ан-Намимой, т. е распространением сплетней, сея между двумя вражду и ненависть;
- доброта и милосердие Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, к верующим;
- опровержение тем, кто отрицает мучения и наслаждения в могиле;
- данный хадис никак не может служить доказательством для тех, кто ставит на могилах палки и т.п. поскольку:
- Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не приказал верующим поступать подобным образом;
- Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не поступал так постоянно и делал подобного над каждой могилой;
- сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не поступали подобным образом;
{1} Ученные упоминают несколько толкований:
а. самое сильное и весомое из них, что они, т. е эти двое или люди, в общем, не считают эти грехи тяжкими, однако, у Аллаха они тяжкие. Это мнение подтверждается другой версией этого хадиса приведенной в сахихе Аль-Бухари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сказал: «Поистине это тяжкие грехи»;
б. большие грехи, но не самые большие из них;
в. грехи, которые легко оставить, но из-за постоянного их совершения, становится трудно оставить их;
{2} т.е. не препятствовал попаданию собственной мочи на свою одежду и тело;
Использованная литература:
Тасис аль-Ахкам Шарх «умдат аль-Ахкам» Шейх Ахмад ибн Яхья ан-Нажми
Шарх «умдат аль-Ахкам» Шейх Абдулла ибн Абдуррахим аль-Бухари
Тайсир аль-Аллям шарх Умдат аль-Ахкам» Шейх Абдулла ибн Абдуррахман ибн Аали Бассам.
Подготовил Нариман Абу Имран
Оставить комментарий