shadow

Скачать статью в формате WORD (DOC)
 

Серия «Имена Аллаха»

6 - 10 части

С именем Аллаха Милостивого Милосердного.


الخالق والخلّاق والبارئ والمصور

Аль-Холик, Аль-Холляк, Аль-Бари, Аль-Мусоууир (Творец, Создатель, Дарующий облик)


 

Имя Аллаха Аль-Холик встречается в Куране несколько раз.

Аллах Всевышний говорит:
هُوَ اللهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ

“Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик”. Сура Аль-Хашр 24 аят.

Так же Аллах говорит:
اللهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ ۖ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ

“Аллах - Творец всякой вещи. Он - Попечитель и Хранитель всякой вещи”. Сура Аз-Зумар 62 аят.

Имя Аллаха Аль-Холляк в Куране мы встречаем дважды.
Первый раз в суре Аль-Хиджр.
إِنَّ رَبَّكَ هُوَ الْخَلَّاقُ الْعَلِيمُ

“Воистину, твой Господь - Творец, Знающий”.
А второй раз в суре ЙаСин.
بَلَىٰ وَهُوَ الْخَلَّاقُ الْعَلِيمُ

“Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он - Творец, Знающий”.

Под словом творить, создавать подразумеваются две вещи:

  1. Создать из ничего, то чего не было ранее.

Аллах Всевышний говорит:
وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا

“Он - Тот, Кто создал всяку вещь И соразмерил должной мерой”. Сура Аль-Фуркан 2 аят.
Такого рода сотворение, присуще Одному Аллаху. Ему только стоит сказать слово и вещь появляется из ничего.

Аллах говорит:
بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۖ وَإِذَا قَضَىٰ أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ

“Он - Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается”. Сура Аль-Бакара 117 аят.

إِنَّ مَثَلَ عِيسَىٰ عِندَ اللهِ كَمَثَلِ آدَمَ ۖ خَلَقَهُ مِن تُرَابٍ ثُمَّ قَالَ لَهُ كُن فَيَكُونُ

“Воистину, Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!». - и тот возник”. Сура АалиИмран 59 аят.

2 Воссоздать или преобразовать одну вещь в другую. Как плотник делает из дерева стол, стул и т.п. Такое сотворение можно приписывать творениям.

Примером этого служат слова Аллаха:
فَتَبَارَكَ اللهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ

“Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!” Сура Аль-Муминун 14 аят.

Что же касается имен Аллаха Аль-Холик, Аль-Бари, Аль-Мусоууир (Творец, Создатель, Дарующий облик).

То они встречаются вместе Куране в суре Аль-Хашр.
Аллах Всевышний говорит:

هُوَ اللهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ
«Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик». Сура Аль-Хашр 24 аят.

Аль-Холик - это тот, который предопределяет меру своих творений.
Аль-Бари - тот, кто после придания меры творениям создаёт их из ничего.
Аль-Мусоууир - Дарующий облик своим творениям как пожелает.

Не каждый, кто предопределяет что-либо, способен создать это. И не каждый кто воссоздаёт что-либо способен сделать это в том виде, в котором пожелает. Поэтому Аллах описал себя этими тремя именами, указывающими что Аллах способен создать ту вещь, которую предопределил и даровать ей тот облик, какой Он пожелает.

 

Все что мы с вами можем наблюдать, является творением Аллаха.

Аллах говорит:

خَلَقَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ۖ وَأَلْقَىٰ فِي الْأَرْضِ رَوَاسِيَ أَن تَمِيدَ بِكُمْ وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَابَّةٍ ۚ وَأَنزَلْنَا مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَنبَتْنَا فِيهَا مِن كُلِّ زَوْجٍ كَرِيمٍ
هَٰذَا خَلْقُ اللَّهِ فَأَرُونِي مَاذَا خَلَقَ الَّذِينَ مِن دُونِهِ ۚ بَلِ الظَّالِمُونَ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

“Он создал небеса без опор, которые бы вы могли увидеть, воздвиг на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с вами, и расселил на ней всяких животных. Мы ниспослали с неба воду и взрастили там всякие благородные виды.
Таково творение Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные. О нет! Беззаконники находятся в очевидном заблуждении”. Сура Лукман 10-11 аяты.

В этом аяте показана немощность и неспособность людей, сотворить нечто подобное. И более того, даже если они соберутся все вместе и попытаются создать хотя бы муху, то и этого они не смогут сделать. Как сообщил об этом Всемогущий Создатель:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ ۚ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ ۖ وَإِن يَسْلُبْهُمُ الذُّبَابُ شَيْئًا لَّا يَسْتَنقِذُوهُ مِنْهُ ۚ ضَعُفَ الطَّالِبُ وَالْمَطْلُوبُ مَا قَدَرُوا اللهَ حَقَّ قَدْرِهِ ۗ إِنَّ اللهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ

“О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!
Они не ценили Аллаха должным образом, а ведь Аллах - Всесильный, Могущественный”. Сура Аль-Хадж 73-74 аят.

Так же Аллах сообщил нам, что если Он создаёт что-либо, то не делает это понапрасну или ради забавы.

Сказал Аллах:
وَمَا خَلَقْنَا السَّمَاءَ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا لَاعِبِينَ لَوْ أَرَدْنَا أَن نَّتَّخِذَ لَهْوًا لَّاتَّخَذْنَاهُ مِن لَّدُنَّا إِن كُنَّا فَاعِلِينَ بَلْ نَقْذِفُ بِالْحَقِّ عَلَى الْبَاطِلِ فَيَدْمَغُهُ فَإِذَا هُوَ زَاهِقٌ ۚ وَلَكُمُ الْوَيْلُ مِمَّا تَصِفُونَ

“Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь.
Если бы Мы пожелали устроить Себе потеху, то устроили бы ее из того, что есть у Нас. Однако Мы бросаем истину в ложь, и та разбивается и исчезает. Горе вам за то, что вы приписываете!” Сура Аль-Анбия 16-18 аяты.

أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَفَتَعَالَى اللهُ الْمَلِكُ الْحَقُّ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ

“Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?». Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона”. Сура Аль-Муминун 115-116 аяты.

Аллах сообщил, что создал нас, чтобы мы познавали Его и поклонялись Ему.

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

“Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне”. Сура Аз-Зарият 56 аят.

Однако большинство творений сбились с пути в данном вопросе. И хотя они признали, что Аллах их Единственный создатель, тем не менее, начали поклоняться ложным божествам. Как поведал об этом Всевышний:
وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُم بِاللهِ إِلَّا وَهُم مُّشْرِكُونَ

“Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей”. Сура Юсуф 106 аят.

Сказал сподвижник Пророка, Абдулла ибн Аббас: “Их вера заключается в том, что когда их спрашиваешь: “Кто создал небеса? Кто создал землю? Кто создал горы?” Они говорят: “Аллах”. Но все равно придают ему сотоварища”. Т.е. поклоняются другим божествам.

Многие люди, признают Аллаха, как единственного Творца, исходя из этого они должны признать что только Он Один достоин поклонения.
Аллах говорит:
قُلِ الْحَمْدُ لِلَهِ وَسَلَامٌ عَلَىٰ عِبَادِهِ الَّذِينَ اصْطَفَىٰ ۗ آللهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ أَمَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَأَنزَلَ لَكُم مِّنَالسَّمَاءِ مَاءً فَأَنبَتْنَا بِهِ حَدَائِقَ ذَاتَ بَهْجَةٍ مَّا كَانَ لَكُمْ أَن تُنبِتُوا شَجَرَهَا ۗ أَإِلَٰهٌ مَّعَ اللهِ ۚ بَلْ هُمْ قَوْمٌ يَعْدِلُونَ

“Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?». Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них. Так есть ли божество, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются”. Сура Ан-Намль 59-60 аяты.

Поистине,вызывает большое удивление то, как человек отказывается от поклонения Аллаху, который является Властелином всего сущего и начинает поклоняться тому, кто не владеет даже мельчайшей частицей.
Аллах сообщает нам о подобных людях в Своей Книге:

أَيُشْرِكُونَ مَا لَا يَخْلُقُ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَوَلَا يَسْتَطِيعُونَ لَهُمْ نَصْرًا وَلَا أَنفُسَهُمْ يَنصُرُونَ

“Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда, как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе? ” Сура Аль-Араф 191-192 аяты.

Как можно приравнять камень или дерево, к Господу миров или приравнять немощного раба к Царю всех царей!?

Аллах пречист и далек от тех, кого они приобщают в сотоварищи!


الملك والمليك
Аль-Малик и Аль-Малиик (Властелин и Царь)


 

Имя Аль-Малик мы встречаем в Куране в нескольких местах.
Среди них сура Аль-хашр. Аллах говорит:

هُوَ اللهُ الَّذِي لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ

“Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина…”.

А имя Аллаха Аль-Малиик приходит в одном месте, в суре Аль-Камар.

إِنَّ الْمُتَّقِينَ فِي جَنَّاتٍ وَنَهَرٍ فِي مَقْعَدِ صِدْقٍ عِندَ مَلِيكٍ مُّقْتَدِرٍ

“Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди рек на седалище истины возле Всемогущего Властелина“.

Оба этих имени указывают на то, что Аллах обладает властью. Он является владельцем всего сущего и распоряжается этим, без каких либо помех.

Из этих имён мы извлекаем три вещи:
1. Наличие у Аллаха такого качества как власть, а так же все, что из этого исходит. Обладание властью указывает на наличие у Аллаха могущества, величия, мощи, всеобъемлющего знания и полного распоряжения над своими владениями, как в этой жизни так и в следующей.
Аллах говорит:
وَلِلهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۗ وَاللهُ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

“Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и Аллах способен на всякую вещь”. Сура Аали Имран 189 аят.
Так же говорит:
لِّمَنِ الْمُلْكُ الْيَوْمَ ۖ لِلهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ

«В тот день, когда они появятся на поверхности земли после воскрешения, ничто о них не скроется от Аллаха. Кому же принадлежит власть сегодня? Аллаху, Единственному, Всемогущему». Сура Гофир 16 аят.

  1. Все творения являются подвластными рабами Аллаха. Никто из них не может выйти из Его власти. И все они нуждаются в Аллахе.

Сказал Аллах:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاءُ إِلَى اللهِ ۖ وَاللهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ إِن يَشَأْ يُذْهِبْكُمْ وَيَأْتِ بِخَلْقٍ جَدِيدٍ وَمَا ذَٰلِكَ عَلَى اللهِ بِعَزِيزٍ

“О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах - Богатый, Достохвальный. Если Он пожелает, то погубит вас и приведет новые творения. Это нетрудно для Аллаха”. Сура Гофир 15-17 аяты.

  1. Аллах управляет своими владениями, как пожелает и ничто не мешает Ему делать это. Никто не может поменять или оспорить Его решение.

Аллах в куране призывает Своих рабов поклоняться Ему одному, так как Он является их Властелином.
Аллах говорит:
ذَٰلِكُمُ اللهُ رَبُّكُمْ لَهُ الْمُلْكُ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ۖ فَأَنَّىٰ تُصْرَفُونَ

“Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть. Нет божества, кроме Него. До чего же вы отвращены от истины!”. Сура Аз-Зумар 6 аят.

Так же говорит:

فَتَعَالَى اللهُ الْمَلِكُ الْحَقُّ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ

“Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона”. Сура Аль-Муминун 116 аят.

Так же Аллах объясняет нам, что поклонение тому, кто не властен, принести пользу себе самому или отвести от себя вред, является глубочайшим заблуждением.
Как сказал об этом Аллах:

وَاتَّخَذُوا مِن دُونِهِ آلِهَةً لَّا يَخْلُقُونَ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ وَلَا يَمْلِكُونَ لِأَنفُسِهِمْ ضَرًّا وَلَا نَفْعًا وَلَا يَمْلِكُونَ مَوْتًا وَلَا حَيَاةً وَلَا نُشُورًا

“Они стали поклоняться вместо Него другим божествам, которые ничего не создают, хотя сами были сотворены. Они не властны принести вред или пользу даже самим себе и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением”. Сура Аль-Фуркан 3 аят.

Так же сказал:

يُولِجُ اللَّيْلَ فِي النَّهَارِ وَيُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُّسَمًّى ۚ ذَٰلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمْ لَهُ الْمُلْكُ ۚ وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِهِ مَا يَمْلِكُونَ مِن قِطْمِيرٍ إِن تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ ۖ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ ۚ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ

“Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил солнце и луну, и они движутся до назначенного срока. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий”. Сура фатыр 13-14 аяты.

Так же Аллах сказал:

قُلِ ادْعُوا الَّذِينَ زَعَمْتُم مِّن دُونِ اللهِ ۖ لَا يَمْلِكُونَ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ وَمَا لَهُمْ فِيهِمَا مِن شِرْكٍ وَمَا لَهُ مِنْهُم مِّن ظَهِيرٍ

“Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников”. Сура Саба 22 аят.

Нельзя посвящать поклонение тому, кто не владеет даже мельчайшей частицей. Оно целиком и полностью принадлежит Аллаху, точно так же как принадлежит Ему вся Власть.


الرزاق الرازق

Ар-Роззақ и Ар-Роозиқ (Наделяющий уделом, Податель надела)


 

Имя Ар-Роззақ мы встречаем в Куране. Аллах говорит:

إِنَّ اللهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ

«Ведь Аллах - податель надела, обладатель силы, мощный!» («Аз-Зарият», 58)

Имя Ар-Роозиқ приходит в Сунне Пророка да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир. Сообщает Анас ибн Малик, что во времена Пророка поднялись цены. Тогда люди сказали: «О Посланник Аллаха, установи цены! Он ответил: «Аллах Он Создатель, Дарующий и Ограничивающий, Наделяющий уделом и Устанавливающий цены. Я надеюсь, что когда встречу Аллаха, никто не будет требовать с меня, за то, что я причинил ему несправедливость относительно его крови или имущества» (Ахмад, Абу Дауд и д.р.).

Аллах - Ар-Роззақ это значит, что Он отвечает за наделение благами и поддержку каждого тем, в чём он нуждается.

وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللهِ رِزْقُهَا

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» («Худ», 6).

وَكَأَيِّن مِّن دَابَّةٍ لَّا تَحْمِلُ رِزْقَهَا اللهُ يَرْزُقُهَا وَإِيَّاكُمْ ۚ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Сколько есть живых существ, которые не запасаются своим пропитанием! Аллах наделяет пропитанием их и вас» («Аль-Анкабут», 60).

Через это качество, а именно наделение уделом, Аллах напоминает нам о подчинении Ему и искреннем поклонении. Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ فِرَاشًا وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَأَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَكُمْ فَلَا تَجْعَلُوا لِلهِ أَنْدَادًا وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! Он тот который землю сделал для вас ковром, а небо - кровлей, и низвел с неба воду, и вывел ею плоды пропитанием для вас. Не предавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!» («Аль-Бакара», 22-23).

Так же Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اذْكُرُوا نِعْمَتَ اللهِ عَلَيْكُمْ هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللهِ يَرْزُقُكُمْ مِنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَأَنَّى تُؤْفَكُونَ

«О люди! Помните о милости Аллаха по отношению к вам. Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, кроме Него! До чего же вы отвращены от истины!» («Фатыр», 3).

Удел (Ризқ), который Аллах дарует своим рабам, бывает двух видов:

  1. Общий удел. Его получают как праведники. так и грешники, как верующие, так и неверующие. Это такой удел, от которого получает пользу тело человека.

وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللهِ رِزْقُهَا

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» («Худ», 6).

И то что Аллах даёт неверующему человеку много имущества и детей, совсем не означает, то что Аллах доволен им. Так как в этой жизни, Аллах дарует каждому, тому кого любит, а так же тому, кого не любит. Сказал Всевышний:

وَقَالُوا نَحْنُ أَكْثَرُ أَمْوَالًا وَأَوْلَادًا وَمَا نَحْنُ بِمُعَذَّبِينَ (35) قُلْ إِنَّ رَبِّي يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ (36) وَمَا أَمْوَالُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ بِالَّتِي تُقَرِّبُكُمْ عِنْدَنَا زُلْفَى إِلَّا مَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَأُولَئِكَ لَهُمْ جَزَاءُ الضِّعْفِ بِمَا عَمِلُوا وَهُمْ فِي الْغُرُفَاتِ آمِنُونَ

«Они говорили: «У нас больше богатства и детей, и нас не подвергнут мучениям». Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает, но большинство людей не знает этого». Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они совершили, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» («Саба». 35-37).

Так же сказал Аллах:

أَيَحْسَبُونَ أَنَّمَا نُمِدُّهُمْ بِهِ مِنْ مَالٍ وَبَنِينَ (55) نُسَارِعُ لَهُمْ فِي الْخَيْرَاتِ بَلْ لَا يَشْعُرُونَ

«Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого!» («Аль-Муминун», 55-56).

Обилие благ у человека не указывает на то, что он имеет почётное место перед Аллахом. Так же как и бедность не указывает на низкое положение перед Аллахом.

«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!». Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!». Но нет!» («Аль-Фадж», 15-16).

Это значит: Но нет! не каждый, кого Я облагодетельствовал в этой жизни, на почетном месте у Меня. И не каждый, кого Я ограничил в пропитании, является униженным. Ведь богатство и бедность всего лишь испытание от Аллаха. Дабы Он узнал благодарного и неблагодарного, терпеливого и негодующего, довольствующегося предопределением и недовольного.

  1. Второй вид, это особый удел, тот удел, которым питаются сердца. Составляющие этого пропитания - знание и вера. Такой удел получают исключительно верующие рабы. К этому так же относиться та награда которую Аллах приготовил для них в раю.

Как сказал об этом Всевышний Аллах:

وَمَن يُؤْمِن بِاللهِ وَيَعْمَلْ صَالِحًا يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۖ قَدْ أَحْسَنَ اللهُ لَهُ رِزْقًا

«Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» («Ат-Толяк», 11).

هَذَا ذِكْرٌ وَإِنَّ لِلْمُتَّقِينَ لَحُسْنَ مَآبٍ (49) جَنَّاتِ عَدْنٍ مُفَتَّحَةً لَهُمُ الْأَبْوَابُ (50) مُتَّكِئِينَ فِيهَا يَدْعُونَ فِيهَا بِفَاكِهَةٍ كَثِيرَةٍ وَشَرَابٍ (51) وَعِنْدَهُمْ قَاصِرَاتُ الطَّرْفِ أَتْرَابٌ (52) هَذَا مَا تُوعَدُونَ لِيَوْمِ الْحِسَابِ (53) إِنَّ هَذَا لَرِزْقُنَا مَا لَهُ مِنْ نَفَادٍ (54)

«Это - Напоминание, и богобоязненным уготовано прекрасное место возвращения - сады Эдема, врата которых будут раскрываться перед ними. Они будут возлежать там, прислонившись, и просить принести им множество фруктов и питье. Рядом с ними будут сверстницы с потупленными взорами. Это - то, что обещано вам ко Дню расчета. Это - Наш неиссякаемый удел» («Сод», 49-54).

Аллах предостерёг своих рабов от того, чтобы они увлекались поиском пропитания в этом мире, забывая искать пропитание следующей жизни.

مَا عِندَكُمْ يَنفَدُ ۖ وَمَا عِندَ اللهِ بَاقٍ

«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда» («Ан-Нахль», 96).

بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَىٰ

«Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь - лучше и дольше» («Аль-А’ля», 16-17).

Поистине, удел Аллаха в следующей жизни получат богобоязненные рабы, искренне поклоняющиеся своему Господу.

جَنَّاتِ عَدْنٍ الَّتِي وَعَدَ الرَّحْمَٰنُ عِبَادَهُ بِالْغَيْبِ ۚ إِنَّهُ كَانَ وَعْدُهُ مَأْتِيًّا لَّا يَسْمَعُونَ فِيهَا لَغْوًا إِلَّا سَلَامًا ۖ وَلَهُمْ رِزْقُهُمْ فِيهَا بُكْرَةً وَعَشِيًّا تِلْكَ الْجَنَّةُ الَّتِي نُورِثُ مِنْ عِبَادِنَا مَن كَانَ تَقِيًّا

«Это будут сады Эдема, обещанные Милостивым Его рабам, которые не видели их воочию. Воистину, обещание Его исполнится. Они не услышат там празднословия, но услышат приветствие миром. Для них там приготовлен их удел утром и после полудня. Таков Рай, который Мы отдадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны» («Маръям», 61-63).


الأحد الواحد
Аль-Ахад, Аль-Уаахид (Единый)


 

Имя Аллаха Аль-Ахад мы встречаем в суре Аль-Ихлас
Аллах говорит:

قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ (1) اللهُ الصَّمَدُ (2) لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ (3) وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ (4)

«Скажи: «Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему». («Аль-Ихлас», 1-4).
Как сообщил нам Посланник Аллаха, да прославит его Аллах и ниспошлет ему мир, эта сура равняется одной трети Курана, а причина этого в том, что она не содержит в себе ничего, кроме разъяснения имён и качеств Аллаха.
А имя Аль-Уаахид мы находим во многих местах книги Аллаха.
Так например Аллах говорит:
وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ لَّا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ

«Ваше Божество - Божество Единственное. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного» («Аль-Бакара», 163).

Так же Аллах говорит:
يَا صَاحِبَيِ السِّجْنِ أَأَرْبَابٌ مُّتَفَرِّقُونَ خَيْرٌ أَمِ اللهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ

«О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?» («Юсуф», 39).

Эти два имени указывают на единственность Аллаха. Он един в своих прекрасных именах и качествах. Един в своём величии и могуществе. Един в своей сущности и нет подобного Ему. Так же Он един в своей божественности и нет у него сотоварища. Он Один обладает божественностью и никто кроме него не достоин обожествления.
Только Он Один обладает совершенством. Никто не может объять Его качеств, не говоря уже о том, чтобы уподобиться Ему в чём-либо!
Аллах указывает нам через это имя - Аль-Уаахид на то, что только Он достоин поклонения и обожествления.
Аллах говорит:
وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ لَّا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ

«Ваше Божество - Божество Единственное. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного» («Аль-Бакара», 163).

Призыв к уединению Аллаха это суть призыва всех пророков и посланников.
Аллах говорит:
قُلْ إِنَّمَا يُوحَىٰ إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ فَهَلْ أَنتُم مُّسْلِمُونَ

Скажи: «Мне внушено в откровении, что ваш Бог - Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?». («Аль-Анбия», 108).

Так же Аллах говорит:

قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَىٰ إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ فَاسْتَقِيمُوا إِلَيْهِ وَاسْتَغْفِرُوهُ ۗ وَوَيْلٌ لِّلْمُشْرِكِينَ

Скажи: «Я - такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении, что ваш бог - Бог Единственный. Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения. И горе многобожникам. («Фуссылят», 6).

Аллах Единый, Он не взял себе сына и не является частью троицы.

Об этом Аллах сообщил нам в суре Аз-Зумар:

لَّوْ أَرَادَ اللهُ أَن يَتَّخِذَ وَلَدًا لَّاصْطَفَىٰ مِمَّا يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ ۚ سُبْحَانَهُ ۖ هُوَ اللهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ

«Если бы Аллах захотел иметь детей, то Он избрал бы из Своих творений того, кого бы пожелал. Пречист Он! Он - Аллах, Единственный, Всемогущий» («Аз-Зумар», 4).

يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لَا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ وَلَا تَقُولُوا عَلَى اللهِ إِلَّا الْحَقَّ ۚ إِنَّمَا الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ رَسُولُ اللهِ وَكَلِمَتُهُ أَلْقَاهَا إِلَىٰ مَرْيَمَ وَرُوحٌ مِّنْهُ ۖ فَآمِنُوا بِاللهِ وَرُسُلِهِ ۖ وَلَا تَقُولُوا ثَلَاثَةٌ ۚ انتَهُوا خَيْرًا لَّكُمْ ۚ إِنَّمَا اللَّهُ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ سُبْحَانَهُ أَن يَكُونَ لَهُ وَلَدٌ ۘ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ وَكَفَىٰ بِاللهِ وَكِيلًا

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!». Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом». Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» («Ан-Ниса», 171).

Эти имена; Аль-Ахад, Аль-Уаахид (Единый) указывают нам на то, что у Аллаха не сотоварища. Поэтому уединение Аллаха является обязательным для нас. Каждый человек должен подтвердить, словами, делами и убеждениями, что нет другого божества, кроме Аллаха, и что только Он достоин поклонения.

Вот несколько моментов, на которые указывают эти два имени:

  1. Отсутствие у Аллаха подобного и равного Ему.

«нет никого равного Ему». («Аль-Ихлас», 1-4).

  1. Признание того, что Аллах Един в своём совершенстве.
  2. Признание того, что Он Единственный кому следует поклоняться
  3. Опровержение многобожникам и всем тем, что не оценил должным образом Аллаха и Его единство.

О Аллах! Сделай нас искренними единобожниками, поклоняющимися Тебе Одному. Поистине ты Слышащий, отвечаешь на мольбы своих рабов.


الصمد
Ас-Сомад (Самодостаточный)


Это имя Аллаха мы встречаем в суре Ихлас

Аллах говорит:

قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ (1) اللهُ الصَّمَدُ (2) لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ (3) وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ (4)

«Скажи: «Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему». («Аль-Ихлас», 1-4).

Значение имени Ас-Сомад - Великий господин, обладающий совершенными; знанием, мудростью, кротостью, величием, могуществом и другими качествами.
Ас-Сомад - это тот, к кому стремятся и направляются все творения, во всех своих нуждах, так как нет у них кроме Него, другого Господина. И нет у них, кроме Него того, кто бы уладил их дела, будь то дела религии или бытовые проблемы.
Если у человека возникают трудности, то он обращается к Аллаху Ас-Сомаду, т.к. знает что найдёт у Него, решение всех невзгод.

Сказал сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и великий учёный ислама Абдулла ибн Аббас да будет доволен им Аллах: «Ас-Сомад - это Господин, который совершенен в управлении (господстве). Почётный, обладающий совершенной степенью почёта. Могущественный, обладающий совершенной степенью могущества. Кроткий, обладающий совершенной степенью кротости. Богатый, обладающий абсолютным богатством. Могучий, обладающий абсолютной мощью. Знающий, обладающий совершенной степенью знаний. Мудрый, обладающий совершенной степенью мудрости. Он тот, который обладает совершенным почётом и господством. Это Аллах и это Его качества, которые не присущи ни кому кроме Него»[1]. В этих словах указание на то, что эти имена содержат в себе качества и не являются пустыми названиями. А так же, это указывает на многочисленность качеств Аллаха, их величие и совершенство.

Сказал Ибн Кайим: «Ас-Сомад это Господин, который совершенен в своём господстве. Арабы называли этим именем самых почётных среди них, из-за большого количества похвальных качеств в нём… Ас-Сомад это тот, к кому со страхом и надеждой устремляются сердца, из-за наличия в нем хороших и похвальных качеств»[2].
И по этой причине мы встречаем разные толкования этого имени у наших праведных предшественников. Однако все эти высказывания правильные, поэтому Абу-ль-Косим Ат-Табароний, после того как перечислил множество высказываний по поводу имени Ас-Сомад, сказал: «Все эти толкования являются правильными. И это качества нашего Господа. Он и тот, к кому направляются все творения для решения своих нужд. И Он же обладает высшей степенью господства. Он так же Ас-Сомад не имеющий полости, не ест и не пьёт. И Он тот, кто останется после своих творений»[3].

Сказал имам Аль-Багавий: «Правильней будет отнести имя Ас-Сомад ко всем этим значениям, так как оно подразумевает их. Из этого исходит, что не должно быть другого Ас-Сомада кроме Аллаха Всевышнего, Могущественного, способного на всякую вещь. Это имя присуще только Ему одному».

Узнав, что Аллах обладает подобным величием и совершенством. И что Он единственный, к кому стремятся со своими нуждами творения, и все они нуждаются в Нём, человеку подобает так же со всеми своими нуждами и проблемами обратиться к Аллаху Ас-Сомаду. Просить только Его, прибегать за помощью только к Нему, надеяться только на Него.

أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاءَ الْأَرْضِ ۗ أَإِلَٰهٌ مَّعَ اللهِ ۚ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» («Ан-Намль», 62).

 

Подготовлено редакцией сайта Медина

 

[1] Передал Ибн Джарир Ат-Тобари в тафсире.
[2] Ас-Соуаик аль-мурсаля.
[3] Привёл в книге «Ас-Сунна».
 
 

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Автор

admin

Так же смотрите

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>