shadow

Скачать статью в формате WORD (DOC)
 

Серия «Имена Аллаха»

11 - 15 части

 

С именем Аллаха Милостивого Милосердного.

 

Аль-Хади (Наставляющий)


 

Это имя дважды упомянуто в Куране.
В Суре «Аль-Хадж» Аллах говорит:

وَإِنَّ اللَهَ لَهَادِ الَّذِينَ آمَنُوا إِلَىٰ صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

«Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь».

И в суре «Аль-Фуркан»

وَكَفَىٰ بِرَبِّكَ هَادِيًا وَنَصِيرًا

«Так для каждого пророка Мы создали врагов из числа грешников, но довольно того, что твой Господь наставляет на прямой путь и помогает».

Аль-Хади (Наставляющий) - это Тот, кто наставляет и направляет своих рабов на всё в чём есть благо для них как в этой жизни, так и в следующей. Благодаря Его руководству встали на прямой путь праведники. По Его руководству животные делают то, что приносит им пользу, и сторонятся того, что им вредит.

Аллах создал творения, а затем направил их и указал им путь.

سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى (1) الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّى (2) وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَى

«Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь». («Аль-А’ля», 1-3).

Аллах указал путь всем своим творениям без исключения, на всё что приносит им пользу. Приспособил их для тех целей, для которых они были созданы. Так же Аллах указал и разъяснил путь, по которому они должны идти, ниспослал писания, послал к ним посланников, установил законы. Разъяснил прямой путь, ведущий к Его довольству и награде. А так же показал другие пути, для того чтобы мы остерегались их.
А своим верующим рабам, Аллах дал особое руководство, наставив их на веру в Него, помог им подчиниться Ему и указал им дорогу, ведущую в рай.

Наставление Аллаха и Его руководство включает в себя несколько видов.
Первый вид: Общее наставление. Это наставление для всех творений, на то, что помогает им существовать в этой жизни.
Сюда относится наставление новорождённого на сосание материнской груди. Полёты пчёл на дальние расстояния, а затем их возвращение к себе в улей. Миграция птиц, которые в поисках благоприятного климата преодолевают тысячи километров. А так же, множество других удивительных вещей, на которые Аллах наставил свои творения.

Второй вид: Под это наставление попадают все люди. Наставление, как указание на прямой путь и разъяснение. Аллах доводит довод до своих творений, чтобы не наказать их безосновательно.

Аллах говорит:

وَاتَّبِعُوا أَحْسَنَ مَا أُنْزِلَ إِلَيْكُمْ مِنْ رَبِّكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَكُمُ الْعَذَابُ بَغْتَةً وَأَنْتُمْ لَا تَشْعُرُونَ (55) أَنْ تَقُولَ نَفْسٌ يَا حَسْرَتَا عَلَى مَا فَرَّطْتُ فِي جَنْبِ اللهِ وَإِنْ كُنْتُ لَمِنَ السَّاخِرِينَ (56) أَوْ تَقُولَ لَوْ أَنَّ اللهَ هَدَانِي لَكُنْتُ مِنَ الْمُتَّقِينَ

«Следуйте за наилучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом, прежде чем мучения явятся к вам внезапно, когда вы даже не почувствуете их приближения. Чтобы не пришлось человеку говорить: «О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху! Я был всего лишь одним из насмехающихся!». Или чтобы не пришлось ему говорить: «Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я был бы одним из богобоязненных» («Аз-Зумар», 55-57).

Аллах указал им на прямой путь, однако они отказались последовать этому пути и заблудились.

Третий вид: Это наставление как результат (Хидаяту Тауфик). После подобного наставления грудь человека раскрывается для принятия истины и веры.
Аллах говорит:
مَن يَهْدِ اللهُ فَهُوَ الْمُهْتَدِ

«Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем» («Аль-Кахф», 17).

Так же Аллах говорит:

وَلَوْ شِئْنَا لَآتَيْنَا كُلَّ نَفْسٍ هُدَاهَا

«Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека» («Ас-Саджда», 13).

Аллах наставляет на прямой путь кого пожелает. Именно поэтому Он приказал своим рабам просить у него наставление на прямой путь ежедневно в пяти намазах. Этим человек защищает себя от заблуждения и отхода от прямого пути.

Размышляя над этим великим именем Аллаха - Аль-Хади, а так же над его последствиями, человек начинает ощущать сильную необходимость в своём Господе. Он понимает, что только Аллах может наставить его на всё благо этой жизни и следующей.

О Аллах, веди нас прямым путём! Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не путём заблудших.

 

الوهاب
Аль-Уаххаб (Много дарующий)

 

Это имя трижды встречается в Куране.
Первый аят:
رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً ۚ إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ

«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты - Дарующий!» («Аали Имран», 8).

Второй аят:
أَمْ عِندَهُمْ خَزَائِنُ رَحْمَةِ رَبِّكَ الْعَزِيزِ الْوَهَّابِ

«Или же у них есть сокровищницы милости твоего Господа, Могущественного, Дарующего?» («Сод», 9).

Третий аят:
قَالَ رَبِّ اغْفِرْ لِي وَهَبْ لِي مُلْكًا لَّا يَنبَغِي لِأَحَدٍ مِّن بَعْدِي ۖ إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ

Он сказал: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня. Воистину, Ты - Дарующий». («Сод», 35).

Аль-Уаххаб - это тот, кто много даёт и одаряет. Он дарует своим рабам по своей великой милости. Наделяет их всевозможными благами. В Его руках сокровищницы милости и власть над небом и землёй. Он дарует кому пожелает и лишает кого пожелает. Если Он наделил кого-либо, то никто уже не лишит его этого. А если Он ограничил кого-то. то уже никто не одарит его. Его дарования постоянны и не прерываются. Наделяет благами, еще до того, как его попросят. Начиная с утроба матери и заканчивая могилой Аллах не перестаёт заботиться о своих творениях. А в следующей жизни одарит своих верующих рабов тем, что не видывал глаз, не слышало ухо и даже не помышляло сердце человека.

Некоторые из своих дарований Аллах упомянул в Куране.

Одним из таких дарований является милость Аллаха.

وَوَهَبْنَا لَهُم مِّن رَّحْمَتِنَا وَجَعَلْنَا لَهُمْ لِسَانَ صِدْقٍ عَلِيًّا

«Мы одарили их из Нашей милости и оставили о них правдивую молву» («Маръям», 50).

Так же из дарований Аллаха это власть.

فَوَهَبَ لِي رَبِّي حُكْمًا وَجَعَلَنِي مِنَ الْمُرْسَلِينَ

«Мой Господь даровал мне власть и сделал меня одним из посланников» («Аш-Шуаро», 21).

Так же Аллах сказал, что праведная жена и потомство это дар от Него.

وَوَهَبْنَا لَهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُم مَّعَهُمْ رَحْمَةً مِّنَّا وَذِكْرَىٰ لِأُولِي الْأَلْبَابِ

«Мы даровали ему (Айюбу) его семью и еще столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом» («Сод», 43).

Так же Аллах сказал о пророке Ибрахиме:

وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ نَافِلَةً ۖ وَكُلًّا جَعَلْنَا صَالِحِينَ

«Мы даровали ему Исхака (Исаака), а вдобавок - Йакуба (Иакова), и сделали их всех праведниками» («Аль-Анбия», 72).

Все эти дарования в руках Аллаха, распоряжается ими как пожелает.

لِلهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ يَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ إِنَاثًا وَيَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ الذُّكُورَ (49) أَوْ يُزَوِّجُهُمْ ذُكْرَانًا وَإِنَاثًا وَيَجْعَلُ مَنْ يَشَاءُ عَقِيمًا إِنَّهُ عَلِيمٌ قَدِيرٌ (50)

«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает - мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он - Знающий, Всемогущий» («Аш-Шуро», 49-50).

О Аллах даруй нам из своей милости! Поистине ты Дарующий.

 


الفتاح
Аль-Фаттах (Раскрывающий, Судья)


 

Сказал Всевышний:

قُلْ يَجْمَعُ بَيْنَنَا رَبُّنَا ثُمَّ يَفْتَحُ بَيْنَنَا بِالْحَقِّ وَهُوَ الْفَتَّاحُ الْعَلِيمُ

“Скажи: «Наш Господь соберет всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он - Раскрывающий (или Справедливый Судья), Знающий». (“Саба”, 26).

Аль-Фаттах - Тот, кто судит между своими рабами как пожелает. Никто не может отвергнуть Его решение или оспорить Его постановление.

مَّا يَفْتَحِ اللهُ لِلنَّاسِ مِن رَّحْمَةٍ فَلَا مُمْسِكَ لَهَا ۖ وَمَا يُمْسِكْ فَلَا مُرْسِلَ لَهُ مِن بَعْدِهِ ۚ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

“Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он - Могущественный, Мудрый” (“Фатыр”, 2).

Сказал Абдуррахман Ас-Саади: “Имя Аль-Фаттах, содержит в себе два смысла. Первый - возвращается к смыслу “вынесение постановлений” Он судит между своими рабами в соответствии со своими законами, выносит постановление о награде праведников и наказании грешников, как в этой жизни, так и в следующей. Сюда относятся слова Всевышнего:

قُلْ يَجْمَعُ بَيْنَنَا رَبُّنَا ثُمَّ يَفْتَحُ بَيْنَنَا بِالْحَقِّ وَهُوَ الْفَتَّاحُ الْعَلِيمُ

“Скажи: «Наш Господь соберет всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он - Раскрывающий (или Справедливый Судья), Знающий». (“Саба”, 26).
А так же слова Всевышнего:

رَبَّنَا افْتَحْ بَيْنَنَا وَبَيْنَ قَوْمِنَا بِالْحَقِّ وَأَنتَ خَيْرُ الْفَاتِحِينَ
Господь наш! Рассуди между нами и нашим народом по справедливости, ведь Ты - Наилучший из судей». (“Аль-А’раф”, 89).
Второй смысл имени Аль-Фаттах- Открывающий своим рабам двери ко всякому благу. Сказал Всевышний:

مَّا يَفْتَحِ اللهُ لِلنَّاسِ مِن رَّحْمَةٍ فَلَا مُمْسِكَ لَهَا ۖ وَمَا يُمْسِكْ فَلَا مُرْسِلَ لَهُ مِن بَعْدِهِ ۚ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

“Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он - Могущественный, Мудрый” (“Фатыр”, 2). [1]

Просим Аллаха Аль-Фаттаха Открывающего, открыть наши сердца для веры и твёрдой убеждённости. О Аллах открой нам двери своей милости. Поистине ты Слышащий, отвечаешь на мольбы своих рабов.

 


السميع
Ас-Сами’ (Слышащий)


Около пятидесяти раз мы встречаем это имя в книге Всевышнего Аллаха.
Аллах говорит:

قَدْ سَمِعَ اللهُ قَوْلَ الَّتِي تُجَادِلُكَ فِي زَوْجِهَا وَتَشْتَكِي إِلَى اللهِ وَاللهُ يَسْمَعُ تَحَاوُرَكُمَا ۚ إِنَّ اللهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ

«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах - Слышащий, Видящий». («Аль-Муджадиля», 1).

Так же Аллах говорит:

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». («Аш-Шуро», 11).

Ас-Сами’ - это Тот, кто слышит все голоса на всех языках и наречиях, независимо о того, громко говорят или шёпотом.

سَوَاءٌ مِّنكُم مَّنْ أَسَرَّ الْقَوْلَ وَمَن جَهَرَ بِهِ وَمَنْ هُوَ مُسْتَخْفٍ بِاللَّيْلِ وَسَارِبٌ بِالنَّهَارِ

«Скрываете вы свои речи или произносите их вслух, прячетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем - все вы равны перед Аллахом». («Ар-Ра’д», 10).
Аллах объял своим слухом все звуки и одни. Один звук не отвлекает Аллаха от того, чтобы слышать другой. И сколько бы творений не просили Его одновременно, это никак не мешает Ему слышать всех их и отвечать на их просьбы.
В священном хадисе Аллах говорит: «О рабы Мои! если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня о чём-либо, а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это ни насколько бы не уменьшило имеющееся у Меня, точно так же, как игла, опущенная в море, уменьшает количество его воды!» Передал Муслим.

Так же когда сподвижники поминали Аллаха поднимая при этом голос, Пророк сказал им: «Пожалейте себя! Поистине вы же не взываете к лишённому слуха или отсутствующему». Т.е. нет нужды в том, чтобы поминать Аллаха так громко, ведь Он слышит все голоса, как громкие, так и тихие.

Когда многобожники предположили, что Аллах не слышит тайных бесед, Аллах опроверг подобные предположения и сказал:

أَمْ يَحْسَبُونَ أَنَّا لَا نَسْمَعُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُم ۚ بَلَىٰ وَرُسُلُنَا لَدَيْهِمْ يَكْتُبُونَ

«Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет! И при них находятся Наши посланцы, которые записывают» («Аз-Зухруф», 80).

Смысл имени Ас-Сами’ - слышащий все звуки и голоса, а так же отвечающий тем кто Его просит.
Аллах говорит:

وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا ۖ إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты - Слышащий, Знающий» («Аль-Бакара», 127).

Аллах Слышащий и в этом помощь и поддержка Его праведным рабам. Желая поддержать Своих посланников Мусу и Харуна, Аллах говорит:

قَالَ لَا تَخَافَا ۖ إِنَّنِي مَعَكُمَا أَسْمَعُ وَأَرَىٰ

«Не бойтесь, ибо Я - с вами. Я слышу и вижу» («ТоХа», 46).

А так же в том, что Аллах слышит, угроза грешникам и нечестивцам. Порицая иудеев, Аллах сказал:

لَّقَدْ سَمِعَ اللهُ قَوْلَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللهَ فَقِيرٌ وَنَحْنُ أَغْنِيَاءُ

«Аллах услышал слова тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты». Мы запишем то, что они сказали» («Аали Имран», 181).

Отсутствие слуха, является одним из доводов указывающих на ложность поклонения идолам. Как поведал об этом Всевышний Аллах.

وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِبْرَاهِيمَ ۚ إِنَّهُ كَانَ صِدِّيقًا نَّبِيًّا إِذْ قَالَ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ لِمَ تَعْبُدُ مَا لَا يَسْمَعُ وَلَا يُبْصِرُ وَلَا يُغْنِي عَنكَ شَيْئًا

«Помяни в Писании Ибрахима (Авраама). Он был правдивейшим человеком и пророком. Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?» («Маръям», 41-42).

إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللهِ عِبَادٌ أَمْثَالُكُمْ ۖ فَادْعُوهُمْ فَلْيَسْتَجِيبُوا لَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ أَلَهُمْ أَرْجُلٌ يَمْشُونَ بِهَا ۖ أَمْ لَهُمْ أَيْدٍ يَبْطِشُونَ بِهَا ۖ أَمْ لَهُمْ أَعْيُنٌ يُبْصِرُونَ بِهَا ۖ أَمْ لَهُمْ آذَانٌ يَسْمَعُونَ بِهَا ۗ قُلِ ادْعُوا شُرَكَاءَكُمْ ثُمَّ كِيدُونِ فَلَا تُنظِرُونِ

«Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду. Есть ли у них ноги, на которых они ходят? Или у них есть руки, которыми они хватают? Или у них есть глаза, которыми они видят? Или у них есть уши, которыми они слышат? Скажи: «Призовите этих сотоварищей, а затем ухитритесь против меня и не предоставляйте мне отсрочки» («Аль-А’раф», 194-195).

Вера человека в то, что Его Господь слышит каждое его слово, заставляет задуматься, прежде чем сказать что-либо. Зная что Аллах Слышащий, раб охраняет свой язык от всякого дурного или бесполезного слова. Начинает больше поминать Аллаха, восхвалять Его и взывать к Нему, будучи убеждённым в том, что Аллах услышит его и ответит на его мольбу.

فَاسْتَجَابَ لَهُ رَبُّهُ فَصَرَفَ عَنْهُ كَيْدَهُنَّ ۚ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Господь ответил на его мольбу и отвратил от него их козни. Воистину, Он - Слышащий, Знающий». («Юсуф», 34).

 


البصير
Аль-Басыр (Видящий)


 

Свыше сорока раз это имя встречается в Куране.
Аллах говорит:

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». («Аш-Шуро», 11).

وَاللهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Аллах видит то, что вы совершаете» («Аль-Бакара», 165).

إِنَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ بَصِيرٌ

«Воистину, Он видит всякую вещь» («Аль-Мульк», 19).

Аль-Басыр - это Тот, который видит абсолютно всё, явное и скрытое, большое и малое. Он видит крошечного чёрного муравья, ползущего ночью по тёмному камню в кромешной тьме. И даже более этого. Он видит, что происходит в морских глубинах, и видит то, что происходит под седьмой землёй и над седьмым небом.

Задумайся над тем, что Аллах видит тебя, а потом задумайся о своих поступках. Познание этого имени приводит человека к покорности своему Господу, к постоянству в совершении благих дел, к хорошему отношению к рабам Аллаха, к отдалению от грехов и скверных поступков.

Аллах видит то, что совершают Его рабы и воздаст каждому за его дела.

هُوَ الَّذِي خَلَقَكُمْ فَمِنكُمْ كَافِرٌ وَمِنكُم مُّؤْمِنٌ ۚ وَاللهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Он - Тот, Кто сотворил вас. Среди вас есть неверующие, и среди вас есть верующие. Аллах видит то, что вы совершаете» («Ат-Тагобун», 2).

Если человек совершает праведные дела и оставляет дела греховные, понимая то, что Аллах видит его и наблюдает за ним, тем самым он достигает ихсана - высшей степени религии.
Разъясняя истиную суть ихсана, Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сказал: «Он заключается в поклонении Аллаху, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя».

Сколько же людей оставили грех, вспомнив, что Аллах видит их.
Рассказывает имам Ибн Раджаб: «Один мужчина возжелал женщину, когда они были вдвоём ночью в пустыне. Он сказал ей: «Нас не увидит никто, кроме звёзд» на что она ответила: «А где же тогда их создатель?!»«[2].

 

[1] Из книги “Фатху Ррохими Аль-Малики Аль-‘Аллям”.

 

[2] Калиматуль ихлас.
 

Подготовлено редакцией сайта Медина

 

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Автор

admin

Так же смотрите

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>