Краткие пользы 31-40
1. «Умный»
Суфьян ибн ‘Уейна, рохимахуЛлах,сказал:
- «Умный человек – это не тот, который знает добро и зло, однако умный – это тот, который знает добро и следует за ним, и знает зло и сторонится его».
Поскольку смысл (плод) знаний – это дела. Какая польза если есть знания, но нет дел?!
2. «ДжазакаЛлаху хойрон»
‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
- «Если бы вы знали, что заключается для вас в ваших словах своему брату «ДжазакаЛлаху хойрон», то непременно стали бы говорить их друг другу много раз».
Как же велики и прекрасны эти слова или это ду’а в благодарность тому, кто делает добро (ихсан).
Эти слова произносили Пророк, солляЛлаху алейхи уа саллям, и праведные предшественники.
Этими словами человек как бы признает свою слабость и бессилие воздать за благое должным образом, и тогда человек просит Аллаха - Того, Который способен на полное и совершенное воздаяние.
Не скупитесь и дарите эти слова друг другу.
3. «Похвала людей»
Умный человек, не обращает внимания на похвалу и восхваления людей в свой адрес и не самообольщается этим, поскольку он лучше других знает о своих недостатках и упущениях. Поэтому он не оставляет ясное знание о своем положении из-за каких-то людских предположений.
Поистине Аллах лучше знает тех, кто богобоязнен.
4. «Почему же мы взываем к Аллаху, но не получаем ответа?»
Однажды, один человек спросил Ибрахима ибн Адхама, да помилует его Аллах:
- «Ведь Всевышний Аллах сказал «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (аль-Гофир, 60), так почему же мы взываем к Аллаху, но не получаем ответа?»
Ибрахим ответил ему:
- «По причине пяти вещей:
- Вы узнаете об Аллахе, но не выполняете Его права;
- Читаете Коран, но ваши дела не соответствуют тому, что в нем пришло;
- Говорите: «Мы любим Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет мир», но оставляете Его сунну;
- Вы проклинаете Иблиса, но подчиняетесь ему;
- Оставили недостатки свои и занялись недостатками других.»
5. «Правильное отношение к хадисам»
Суфьян ас-Саури, да помилует его Аллах, сказал:
- «Какой бы хадис Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, не дошел до меня, я поступал в соответствии с ним».
Вот таким было отношение ас-саляф к хадисам Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет мир!
Как прекрасно, если каждый раз когда мы слышим хадисы, будем сравнивать себя с этими удивительными людьми.
6. В суре «али-Имран» Всевышний Аллах сказал:
“Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных,
которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро.
Тем же, которые совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили,
воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!”
В этих прекрасных аятах Всевышний Аллах:
Приказывает и побуждает стремиться к прощению Аллаха словами и делами и к Раю, который описывается великим описанием;
Сообщает о тех, для кого уготован Рай – для богобоязненных;
Описывает своих богобоязненных рабов:
- они делают пожертвования в радости и в горе;
- сдерживают гнев;
- и прощают людей;
- если они совершают мерзкий поступок или греховные дела, вспоминают об Аллахе и просят прощения за свои грехи;
- и сознательно не упорствуют в грехах;
Сообщает о награде и воздаянии таких богобоязненных рабов – Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно;
7. «Нам запрещали говорить перед старшими!»
Однажды Абдулле ибн аль-Мубараку задали вопрос в присутствии Суфьяна ибн ‘Уейна, и он ответил:
- «Нам запрещали говорить перед старшими!».
Взгляните на этот прекрасный адаб и скромность праведных предшественников.
Как много сегодня тех, кто перебивает в разговоре других, кто говорит и отвечает на вопросы, несмотря на присутствие тех, кто старше его и в возрасте, и в знаниях!
8. «Пусть язык твой без устали поминает Аллаха Всемогущего и Великого»
Сообщается, что Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:
- «Как-то раз, один человек пришел к Пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет мир и сказал:
- «О, посланник Аллаха, поистине, предписаний Ислама слишком много для нас, так есть ли какое-нибудь общее предписание, которого мы станем твердо придерживаться?». В ответ ему, Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, сказал:
- «Пусть язык твой без устали поминает Аллаха Всемогущего и Великого».
Хадис привёл Ахмад.
В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, побуждает нас много поминать Аллаха. В поминание Аллаха входит все, что напоминает вам об Аллахе: чтение Корана, праведное собрание и т.п. И поистине, в поминании Аллаха множество польз.
Ибн аль-Кайим сказал:
- «в поминании Аллаха больше ста польз». Затем перечислил некоторые из них.
Ибн Теймия сказал:
- «Поминание Аллаха для сердца, как вода для рыбы…что станет с рыбой, если она покинет воду?!»
9. «Говорите только благое»
Всевышний Аллах сказал:
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (50:18).
Стоит ему (человеку) сказать что-либо, доброе или злое, как ангел вносит это в свою книгу.
Как сказал об этом ибн Аббас, да будет доволен им Аллах:
- «ангел записывает даже такие наши слова как, я поел, я попил, я пошел, я пришел, я увидел и т.д.».
Мужахид ибн Жабр, да помилует его Аллах, сказал:
- «Что бы ни говорил раб Аллаха, все записывается – и даже болезненный стон».
Поистине, одним из самых распространенных, больших и опасных грехов, является «аль-гийба». Она означает упоминание о твоем брате того, что ему не нравится.
Дабы мы оставили этот грех, Всевышний Аллах сравнил этот величайший грех с поедающим мясо своего брата.
Всевышний Аллах сказал:
«Не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего мертвого брата, ведь вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха!» (Аль-Худжурат: 12).
Что означает этот аят?
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:
- «Всевышний Аллах запретил аль-гийбу и сделал ее запретной подобно запрету употребления в пищу мертвечины».
Катада, да помилует его Аллах, сказал:
- «Презирай аль-гийбу в адрес своего брата так же, как ты ненавидишь и не желаешь есть сгнившую мертвечину».
Просим Всевышнего Аллаха исправить наши слова и украсить их прекрасными речами в отношении друг друга.
Подготовил: Нариман Абу Имран
Оставить комментарий