shadow

Скачать статью в формате WORD (DOC)
 

ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

(саляту-ль-джум’а)

 

ПОЛОЖЕНИЕ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ

От Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного». Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 4/483, “Фатхуль-Бари” 5/327, “Иршад аль-факъих” 1/190, «Сахих аль-джами’» 3111.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что пятничная молитва не обязательна для женщин, и что они совершают ее как обеденную молитву в 4 рак’ата”. См. «аль-Иджма’» 26.
Он также сказал: “Единогласны ученые в том, что женщина не обязана совершать пятничную молитву, но если она совершит ее с мужчинами, то с нее сошла обеденная 4 рак’атная молитва”. См. “аль-Аусат” 4/16.

 

ПЯТНИЧНАЯ ХУТБА (ПРОПОВЕДЬ) И ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ

 

Что относится к хутбе и можно ли говорить во время, когда имам произносит хутбу?

К хутбе относится то, что произноситься непосредственно до пятничной молитвы, по завершении которой сразу же начинается джумуа-намаз. Это и есть хутба, во время которой разговаривать запрещено и разговор во время которой становится причиной потери награды.
Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!» Ахмад 5/274, Ибн Маджах 1111, ат-Таялиси 2365. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, аль-Бусайри, имам ас-Синди, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб” 1/257, “Тамамуль-минна” 338.
Хусайн ибн Абдуррахман рассказывал: “Когда Уммара ибн Руайба увидел, как Бишр ибн Маруан во время хутбы поднял руки, делая дуа, он сказал: “Да обезобразит Аллах его обе руки! Поистине, я видел что пророк, не делал больше этого”, и он поднял указательный палец”. Муслим 874.
А что касается простых уроков или каких-либо наставлений до пятничного намаза, то это не относится к самой пятничной хутбе, во время которой заговаривать харам. Просто хутба является в пятницу частью молитвы.

 

Можно ли проводить уроки и увещевания на пятничной хутбы?

Кстати на счет уроков и увещеваний до джумуа, то лучше этого не делать. Сообщается от ‘Абдулллаха ибн ‘Амра, который передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал собираться в кружки до пятничной молитвы в пятницу». Абу Дауд 1079, ат-Тирмизи 322, ан-Насаи 714, Ибн Маджах 749. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ученые разошлись относительно смысла запрета в данном хадисе. Имам аль-Багъауи сказал: «В этом хадисе содержится порицание кружков и собраний в пятницу перед молитвой с целью увещеваний и донесения знаний. Наоборот, следует быть занятым поминанием Аллаха и намазами, и молчанием во время хутбы. Что касается собраний после молитвы, будь-то в мечети или нет, то нет в этом проблем». См. «Шарху-Ссунна» 3/347.
Имам аль-Хаттаби сказал: «Поистине, порицается создавать кружки с целью увещевания или донесения знания перед пятничной молитвой». См. «Ма’алиму-Ссунан» 1/247.
Что касается таких ученых, как шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин, то они вообще отнесли к нововведению (бид‘а) собрания перед пятничной молитвой, даже если это делается с целью обучения. См. «аль-Люм’а фи хукмиль-иджтима’ ли-ддарс къабля салятиль-джуму’а».
Другие же ученые считали, что запрет связан с тем, что люди, собирающиеся в кружки для разговоров или уроков и т.п. будут мешать присутствующим, которые в соответствии с Сунной пришли пораньше, и желают читать Коран, поминать Аллаха, или совершать добровольные намазы.
Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджднату-ддаима) относительно этого вопроса говорили, что не следует заниматься увещеванием или давать какие-либо уроки в пятницу до пятничной молитвы, как на это указывает упомянутый хадис. И они говорили, что подобного не делал ни посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни праведные халифы после него. Однако если есть нужда в увещевании или же разъяснении какого-либо важного вопроса для мусульман, то в этом нет ничего страшного, если только не придавать этому постоянный характер. См. «Фатауа аль-Ляджна» № 2761.

 

Можно ли произносить хутбу не на арабском языке?

Известно, что целью хутбы является увещевание мусульман относительно их религии, и именно для этого она была узаконена. И многие имамы говорили, что даже восхваление Аллаха, дуа за Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) и чтение Корана во время хутбы не является ее условием, однако все это лишь совершенствует хутбу, ибо какое увещевание может быть без цитирования аятов Корана! См. подробно “ар-Раудату-ннадия” 137.
Однако среди ученых были такие, кто считал произнесение хутбы на арабском языке условием самой хутбы, даже если присутствующие не понимают этого языка. См. «аль-Кашаф аль-къана’» 2/34.
Но более правильным мнением является то, что произнесение хутбы на арабском языке является желательным, а не обязательным и если присутствующие не понимают этого языка, то следует ее произносить на языке, понятном для них. Ведь цель хутбы - это увещевание! Это мнение было мнением имама Абу Ханифы и некоторых шафиитов. См. “Радд аль-мухтар” 1/513.
А ученые Постоянного комитета говорили, что не является условием произнесение хутбы на арабском языке, однако если имам будет произносить ее на арабском языке, а затем переводить на язык его народа, то это лучше и совершенней в следовании Сунне. См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/253.
Шейх Ибн Усаймин сказал: “Является ли условием пятничной проповеди ее произнесение на арабском языке? Ответ: Если хутба читается среди арабов, то необходимо чтобы она была на арабском языке. Если же хутба дается не среди арабов, то некоторые ученые сказали, что следует произносить хутбу сначала на арабском языке, а затем переводить ее на язык этого народа. Другие же ученые сказали, что не является условием хутбы ее произнесение на арабском языке, более того, обязательным является произносить хутбу на языке народа, которому читается хутба. И это мнение является правильным, как говорил Аллах: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения» (Ибрахим 14: 4). Нельзя допускать того, чтобы люди отстранялись от увещеваний, по причине не понимания слов имама!” См. «Шарх аль-мумти’» 5/78.

 

Как читается хутба?



Транскрипция: «Инна-ль-хамду лиЛляхи нахмадуху уа наста’инуху уа настагъфируху уа на’узу биЛляхи мин шурури анфусина уа мин саййиати а’малина ман йахдихи Лляху фаля мудылля ляху уа манн юдлиль фаля хадийа ляху. Уа ашхаду алля иляха илля Ллаху уа хдаху ля шарика ляху уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху, салляЛлаху алейхи уа ‘аля алихи уа саллям.
«Йа аййуха ллязина Аману ттакъу Ллаха хаккъи тукъатихи уа ля тамутунни илля уа антум муслимун» (Али ‘Имран, 102).
«Йа аййуха ннасу ттакъу раббакуму ллязи хъалякъакум мин нафси ууа хидати ууа хъалякъа минха зауджаха уа басса минхума риджалан кясира ууа нисааа. Уа ттакъу Ллаха ллязи тасааа-алюна бихи уа ль-архама. Инна Ллаха кяна ‘алейкум ракъиба» (Ан-Ниса, 1).
«Йа аййуха ллязина аману ттакъу Ллаха уа къулю къаулян садида ййуслихлякум а’малякум уа йагъфирлякум зунубакум уа ма ййуты’ Лляха уа расуляху факъад фаза фаузан ‘азыма» (Аль-Ахзаб, 70, 71).
Амма ба’д:
Фа инна аслякъа ль-хадиси китабуЛлахи уа хъайра ль-хадйи хадйу Мухаммадин, салляЛлаху алейхи уа саллям, уа шарра ль-умури мухдасатуха уа куля мухдасатин бид’атун уа кулла бид’атин дъалялятун уа куля дъалялятин фи ннар».

Перевод: “Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (Али ‘Имран 3: 102).
«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (ан-Ниса 4: 1).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите благие слова! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (аль-Ахзаб 33: 70-71).
А затем:
Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне”.

В хадисах, в которых упоминается о том, что пророк разделял пятничную хутбу на две части не сообщается что он что-либо произносил во время этого сидения. Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносил хутбу стоя, затем садился, а затем снова вставал, как ныне делаете это вы». аль-Бухари 920.

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВУХ АЗАНОВ ВО ВРЕМЯ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ

Ас-Са’иб бин Йазид рассказывал: «При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также при Абу Бакре и ‘Умаре, да будет доволен ими Аллах, азан произносился тогда, когда имам усаживался на минбаре, когда же халифом стал ‘Усман, да будет доволен им Аллах, и количество людей увеличилось, он добавил третий призыв, который произносили в аз-Зауре». аль-Бухари 912.
Вот далиль на это. В хадисе под 3 азанами имеется ввиду 2 азана + 1 икъама, поскольку в хадисах иногда под словом «азан» подразумевается и «икъама», как например, в хадисе: «Между каждыми двумя азанами молитва». аль-Бухари и Муслим, т.е. между азаном и икъама следует совершать молитву в два рак’ата.
Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра и Умара на джуму’а делали только один азан – перед выходом имама. А во времена правления Усмана стали делать еще один – за некоторое время до выступления имама. Причиной этого было большое количество новых людей, которых нужно было заблаговременно оповестить о наступлении джуму’а.
Однако, если нам известна причина данного поступка Усмана, следует ли придерживаться этого и в наши дни?! Конечно же лучше ограничиться одним азаном.
Во-первых, только один азан делали те, кто был лучше, чем Усман, а это пророк (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар.
Во-вторых, азан, который повелел произносить Усман, делался не в мечети, как в наши дни, а на рынке. Так что тех, кто заявляет о своем следовании «Сунне Усмана», можно попросить выходить из мечетей на рынки и делать там азан, дабы они во всем следовали его Сунне. Таким образом, если не делать азан на рынке, как это было во время Усмана, а в мечети, то тогда рождается вопрос: для чего вообще нужен дополнительный азан и в соответствии с чьей Сунной он совершается?
В-третьих, цель, которую преследовал Усман – оповещение людей, находившихся вдалеке от мечети и не слышавших призыва на хутбу. Но в наше время эта цель достигается, если произносить азан через микрофоны и громкоговорители. А также почти у всех людей есть часы, и они могут без никаких проблем заблаговременно остановить работу и приготовиться к пятничной молитве.
В-четвертых, среди сподвижников были те, кто не был согласен с таким поступком Усмана, а это Ибн Умар, который говорил: “Первый азан - это бид’а”. Ибн Аби Шайба 2/48. иснад достоверный.
А слова действие сподвижника является доводом только в том случае, когда не известно, чтобы кто-либо ему противоречил в его мнении!
А если кто-либо скажет: “А как же хадис о велении следовать Сунне праведных халифов?!” Ответ таков: «сунна праведных халифов» не означает, что любые деяния четырех халифов также являются Сунной, которой необходимо следовать. На самом же деле пророк (мир ему и благословение Аллаха) имеет в виду, что необходимо понимать религию так, как понимали ее его сподвижники во главе праведных халифов, ибо они лучше всех знали его Сунну и понимали ее, как сказал это имам аль-Къари. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ничто не может быть в религии обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк (мир ему и благословение Аллаха); запретным, кроме того, что он запретил; желательным, кроме того, что он сделал желательным; порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/282.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Под Сунной праведных халифов имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тухфатуль-ахъуази” 3/50.
Таким образом, азан Усмана был уместен в его времена, но затем необходимость в нем исчезла, и поэтому, следует возвращаться к тому, что было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) – одному азану, чего придерживается шафиитский мазхаб, а также некоторые ханбалитские имамы, и этому мнению отдал предпочтение шейх аль-Альбани и другие ученые.
Но если все же кто-то будет придерживаться этого мнения, то не следует делать этот вопрос причиной смуты и ссор, ведь несмотря на несогласие Ибн Умара и решением Усмана неизвестно, чтобы Ибн Умар превратил этот вопрос в предмет вражды.

 

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МОЛИТВАХ ДО И ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ (ДЖУМУ’А) МОЛИТВЫ

Основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого поклонения, на которое не указали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается таковым до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность.
Что же касается утверждающих о существовании в Сунне конкретных количеств рак’атов до пятничной молитвы, то они обязаны предоставить на это довод либо словами, либо поступком посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!
Передается множественными путями о том, что в пятничный день, пророк (мир ему и благословение Аллаха) выходил из своего дома, поднимался на минбар, а затем муаззин начинал произносить азан. После завершения слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимался для произнесения хутбы (проповеди). И не сообщается о том, что он совершал какую-либо Сунну до хутбы. Об этом говорится в таких книгах, как «Фатхуль-Бари» 2/426, «Найлюль-аутар» 3/312, “Мисбаху зуджаджа” 1/377 и др.
Большинство ученых говорили, что нет никакой определенной Сунны узаконенной пророком (мир ему и благословение Аллаха) до пятничной молитвы. И это было мнением имамов Малика, аш-Шафи’и и большинства шафиитов, а также это распространенное мнение ханбалитов, и большинства имамов. И этому мнению отдавали предпочтение шейхуль-ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Къайим, а также шейх аль-Альбани и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. «аль-Инсаф» 2/406, «Задуль-ма’ад» 1/432, «аль-Аджуиба аль-муфида».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Большинство ученых были единогласны в том, до пятничной молитвы нет никакой определенной Сунны с определенным количеством. Дело в том, что подобное может быть утверждено либо словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), либо его поступком, а он ничего в этом случае не установил ни словами, ни поступком!” См. “Маджму’ату-ррасаиль аль-кубра” 1/136.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Не передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)”. См. “Фатхуль-Бари” 2/341.
Имам Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, в своей известной книге «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: “Если кто-то скажет: «Может пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил», то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!”
Шейх Ибн аль-Каййим сказал: “После того как Биляль завершал слова азана, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) тот час же начинал произносить хутбу”. См. “За-дуль-ма’ад” 2/128.
Что касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал до джуму’а 4 или 2 рак’ата, то все они являются либо слабыми, либо выдуманными. Среди этих хадисов сообщение, которое приводит Ибн Маджах 1/347 от Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Однако этот хадис недостоверен. Иснад этого хадиса переполнен слабыми передатчиками. Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» См. «Ху-лясатуль-ахкам» 2/812.
Также сказал и имам аз-Зайля’и: «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!» См. «Насбу-ррайя» 2/206.
Также о слабости этого хадиса высказались и хафиз Ибн Хаджар, и шейх Ибн аль-Къайим, и хафиз аль-Бусайри, и шейх аль-Альбани. См. «ат-Тальхис» 6/626, «Задуль-маад» 1/170, «ас-Сильсиля ад-даифа» 1001.
Есть также сообщение от ‘Аиши, которая якобы говорила, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал два дополнительных рак’ата до пятничной молитвы у себя дома. Однако этот хадис является ложным. В цепи передатчиков этого хадиса Исхакъ аль-Асуари аль-Басри, который являлся лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил о нем: «Он лжец, выдумывающий хадисы». См. «Аджуиба ан-нафи’а» 28.
Также имам аль-Баззар передал от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал до пятничной молитвы два рак’ат, а после четыре. Подобное передается и со слов Ибн Мас’уда, что приводит ат-Табарани. Но иснад обоих этих сообщений является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. «Фатхуль-Бари» 2/426.
Однако некоторые мусульмане, не до конца поняв этот вопрос, стали порицать совершение любой добровольной молитвы до джуму’а. На самом же деле как это было указано, нет конкретной узаконенной молитвы от пророка (мир ему и благословение Аллаха), с конкретным числом рак’атов до джуму’а, как например это обстоит скажем с 2 рак’атами до утренней молитвы и остальными намазами, узаконенными пророком (мир ему и благословение Аллаха). Но если человек пришел пораньше на пятничную молитву, то он может совершить сколько хочет добровольных (татау’) молитв, пока не выйдет имам. Доказательством этому является следующий хадис: «Тот, кто искупался, а затем отправился на пятничную молитву и молился столько, сколько пожелал, а затем молчал, пока не закончится хутба и совершил с имамом намаз, тому простятся его грехи, совершенные между двух пятниц и еще трех дней!» Муслим 857.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей». Муслим 883.
Именно так поступали сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые совершали добровольные намазы до пятничной молитвы. Са’ляба ибн Абу Малик рассказывал: “Во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, мы совершали молит-вы в пятницу, до того времени пока не выходил ‘Умар (для хутбы). Когда же ‘Умар выходил и садился на минбар, музаззин начинал произносить азан. Мы же садились и разговаривали, а когда муаззин заканчивал произносить азан, ‘Умар вставал и начинал произносить проповедь, а мы замолкали, и никто из нас не произносил ни слова”. Малик 1/103, аш-Шафи’и 1/139. Достоверность подтвердил имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 4/550.
Также из числа сомнений в вопросе конкретной добровольной молитвы до джуму’а, это поступок Ибн Мас’уда, который совершал 4 рак’ата до джуму’а. Прекрасно ответил на это имам Абу Шама, который сказал: “Молитва в 4 рак’ата, которую совершал Ибн Мас’уд до джуму’а была добровольной, которую можно совершать пока не выйдет имам. И с чего вы взяли, что он совершал эту молитву, как пятничную Сунну?! Тем более от сподвижников передается совершение большего количества рак’атов до джуму’а. Абу Бакр Ибн аль-Мунзир передал, что Ибн Умар совершал 12 рак’атов до джуму’а, а Ибн ‘Аббас 8. Это является доказательством на то, что эти молитвы были из раздела добровольных (татау’), которые они желали совершать сами, а не опираясь на пророка (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому и число рак’атов совершаемых до джуму’а, передаваемое от сподвижников отличается, поскольку двери добровольных молитв (не связанных ни с чем) открыты!” См. “аль-Ба’ис ‘аля инкариль-бида’ уаль-хауадис” 1/97.
Это то, что можно вкратце сказать о Сунне до пятничной молитвы.
На основании изложенного следует отметить, что до пятничной молитвы нет никакой определенной узаконенной молитвы пророком (мир ему и благословение Аллаха), ни в 2, ни в 4 ни в большее количество рак’атов. Однако есть добровольные молитвы, которые человек может совершать сколько хочет, пока не выйдет имам для хутбы. И нет сомнений в том, что это мнение является самым сильным и аргументированным.
Что же касается добровольных молитв после пятничной (джуму’а), то существует молитва как в 2, так и в 4 рак’ата, узаконенные словами и поступком самого пророка (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881.
Ибн ‘Умар рассказывал, что он совершал вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) 2 рак’ата после пятничной молитвы. аль-Бухари 937, 1165, Муслим 729.
А в другой версии сообщается, что эти 2 рак’ата после джуму’а пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал у себя дома. Муслим 882.
Некоторые люди считают, что если человек будет совершать сунну после пятничной молитвы в мечети, то лучше сделать в ней 4 раката, а если у себя дома, то 2 раката. При этом они опираются на слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: “Наш шейх Ибн Таймия говорил, что если совершать пятничную Сунну в мечети, то следует совершить 4 рак’ата, а если дома, то 2″.
На самом деле на такое разделения нет указания в Сунне, а на “желательность” какого-либо действия в поклонении необходим далиль! Имам аш-Шаукани говорил: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. См. “Сайлюль-джарар” 4/70.
Шейх аль-Альбани о словах Ибн аль-Къайма сказал: “На такое разделение я не знаю никакого основания в Сунне! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881. И нет в этом хадисе указание на совершения этой молитвы именно в мечети! Наоборот известный достоверный хадис гласит: “Наилучший намаз человека после обязательного - это намаз совершенный у него дома!” И если человек совершит после джуму’а 4 или 2 рак’ата в мечети, то это дозволено, а если он сделает это дома, следуя этому хадису, то это лучше!” См. “Тамамуль-минна” 341-342.



СОВЕРШЕНИЕ ПОЛУДЕННОЙ МОЛИТВЫ (ЗУХР) ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ (ДЖУМУ’А)

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что женщина не обязана совершать пятничную молитву, но если она совершит ее с мужчинами, то с нее спадает обеденная (зухр) четырех рак’атная молитва”. См. “аль-Аусат” 4/16.
Если бы пятничная молитвы не заменяла обеденную, то с женщины не спадала бы обеденная (зухр) молитва! И как мы видим в этом вопросе есть иджма’ (единогласное мнение).
Шейх Ибн Баз говорил: “Совершение обеденной (зухр) молитвы после пятничной, является нововведением (бид’а), заблуждением и внедрением в шариат того, что он не узаконил! Обязательным является оставление этого деяния и предостережения от этого людей, и следует ограничиться пятничной молитвой, как это установил посланник Аллаха, его сподвижники и их последователи!” См. “Маджму’у фатауа уа макъалят” 12/363.

 

О ПРОПУСКЕ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ ИЗ-ЗА РАБОТЫ

Когда шейха Мухаммада Са’ида Расляна спросили по поводу вопроса о пропуске пятничной молитвы из-за работы, шейх сказал, что если ты не живешь там в Европе, а просто находишься там, т.е. как путник (мусафир), то тогда ты можешь отработать свой долг и не ходить на джуму’а, поскольку мусафир не обязан делать джуму’а.
Если же ты там проживаешь, т.е. ты мукъим, а не мусафир, то тогда в первую очередь ты должен стремится всеми силами найти работу, с которой бы тебя отпускали в пятничный день на джуму’а. Если этого не получается после того, как ты предпринял все попытки, то тогда попробуй найти того, кто тебя сможет заменить хотя бы на этот час - два, на время совершения молитвы джуму’а.
Если и этого не получается, то он сказал, что каждый человек лучше знает свое положение, и если ты видишь, что нет другого выхода, а от тебя требуют возврата долга и не дают никакой отсрочки и никаких поблажек, то только тогда ты можешь пропускать джуму’а.

О СОВЕРШЕНИИ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ НА ЗЕМЛЕ НЕВЕРНЫХ

Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелели совершать мусульманам пятничную молитву и не сделали этих условий для ее исполнения.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (аль-Джуму’а 62: 9).
Сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара, что они слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стоя на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных (отвлеченных)». Муслим 2/136.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих ат-таргъиб» 728.
Имам Ибн аль-Мунзир, хафиз Абу Бакр ибн аль-‘Араби и имам Ибн Къудама сказали: “Совершение пятничной молитвы является обязательным по единогласному мнению (аль-иджма’)!” См. «аль-Иджма’» 8, «Аридатуль-ахуази» 1/483, «аль-Мугъни» 2/295.
Однако впоследствии во многих книгах по мазхабам появились такие условия в этой молитве, которых не было во времена саляфов, как наличие амируль-муминин, даруль-ислям, масджидуль-джами’ (соборная мечеть) и т.д.
Конечно это все прекрасно, однако даже при отсутствии всего этого обязанность джумуа не снимается с человека.
Шейх Сыддикъ Хасан Хан, говоря о вопросе условия для джумуа, как наличие правителя мусульман, сказал: “Нет у этих слов никакой опоры на знание. Нет ни в Книге Аллаха Всевышнего, ни в Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) даже одной буквы, указывающей на это условие!” См. «ар-Раудату-ннадия» 1/135.
Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Есть молодые ребята, ко-торые не совершают пятничной молитвы, а совершают вместо нее обеденную молитву в 4 рак’ата, по причине того, что нет условия пятничной молитвы, а это всеобщий правитель мусульман (халифа)». Они ответили: “Эти люди допустили ошибку, оставив пятничную молитву! Наличие халифы или же его разрешение не является у ахлю-Сунна уаль-джама’а условием обязательности пятничной молитвы или же ее принятия”. См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/187.
Также спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Является ли совершение пятничной молитвы обязательным в стране неверных?» Они ответили: “Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам, проживающим в городе или деревне, совершение пятничной молитвы. И нет в шариате никакого достоверного довода на то, что совершение пятничной молитвы обязательно только в исламской стране, а не в стране неверных. Для всех мусульман, проживающих в странах неверных, обязательным является совершение пятничной молитвы, если есть условия для ее совершения!” См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/186.
Тоже самое относится и к такому условию, как обязательность совершения джумуа в соборных мечетях. Хафиз Ибн Хаджар писал: «Не было в Медине места, в котором бы совершалась пятничная молитва, кроме мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха), и по этой причине имам аш-Шафи’и сказал: «Не следует совершать в одном городе несколько пятничных молитв, кроме одной, даже если город большой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и халифы после него совершали только одну пятничную молитву». См. «ат-Тальхис» 132.
Такова основа, однако, в случае необходимости, или при отсутствии соборной мечети или вообще мечети, обязательность пятничной молитвы не снимается. Что касается того, что пятничная молитва совершается только в соборной мечети, что сказано в некоторых книгах по фикъху, то нет этому достоверной основы, а хадис: «Нет пятничной молитвы, кроме как в соборной мечети», является ложным. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 917.
Более правильно то, что эти слова передаются от ‘Али ибн Абу Талиба, а не от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но даже как слова ‘Али, это сообщение является слабым. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Сообщение от ‘Али, что нет джуму’а кроме как в соборной мечети, имам Ахмад назвал слабым». См. «ат-Тальхис» 132.
Имам ан-Науауи также сказал: «Это сообщение очень слабое!» См. «аль-Маджму’» 4/488.
Достоверным является то мнение, что пятничная молитва совершается в любом месте, в кото-ром находятся мусульмане. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Поистине, первая джуму’а в Исламе, которая была совершена после джуму’а в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была джуму’а, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайс». аль-Бухари 2/316.
От Абу Хурайры сообщается, что однажды они написали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он написал им: «Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были!» Ибн Абу Шайба 1/204. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Также сообщается что Ибн ‘Умар видел жителей деревни между Меккой и Мединой, которые совершали джуму’а, и он не порицал их за это. ‘Абдур-Раззакъю Иснад достоверный. См. «Фатхуль-Бари» 2/316.
Также имам Малик сказал: «Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), жившие в деревнях между Меккой и Мединой, совершали пятничные молитвы». Ибн Абу Шайба 1/205.
Имам аш-Шаукани о таком условии для пятничной молитвы, как соборная мечеть, сказал: «На это условие нет никакого доказательства!» Он также сказал: «И если в каком-либо месте нет мусульман, кроме двух, то один из них читает проповедь (хутбу), а другой слушает, затем они вдвоем совершают пятничную молитву!» См. «Сайлюль-джарар» 1/298.
Шейх аль-Альбани рассказывал: «Когда я был в Британии во время Рамадана в 1396 году по хиджре, меня обрадовало то, как мусульмане Лондона совершают пятничные и ‘Иид намазы. Некоторые из них совершают джуму’а в домах, которые они купили или же сняли в аренду, которые они превратили в молебны (мусалля). Они совершают в них пятикратные и пятничные молитвы. И я сказал себе: “Как прекрасно поступают эти люди, которые оберегают эти великие обряды поклонения в этой стране неверных!”» См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 2/318.
Однако, как уже было сказано, это является исключением, и непозволительно совершать пятничную молитву в каком-либо месте, если в этой местности есть мечеть, в которой мусульмане совершают пятничную молитву!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Автор

Админ

Так же смотрите

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>