Хадисы по женским вопросам и извлекаемые из них пользы
عَنْ عَائِشَةَ رضي الله عنها:
“أَنَّ فَاطِمَةَ بِنْتَ أَبِي حُبَيْشٍ, رضي الله عنها, سَأَلَتِ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم فَقَالَتْ : إنِّي أُسْتَحَاضُ فَلا أَطْهُرُ , أَفَأَدَعُ الصَّلاةَ؟ ؟ قَالَ : “لا ، إنَّ ذَلِكَ عِرْقٌ , وَلَكِنْ دَعِي الصَّلاةَ قَدْرَ الأَيَّامِ الَّتِي كُنْتِ تَحِيضِينَ فِيهَا , ثُمَّ اغْتَسِلِي وَصَلِّي“.
وَفِي رِوَايَةٍ:
“وَلَيْسَت بِالْحَيْضَةِ , فَإِذَا أَقْبَلَتْ الْحَيْضَةُ : فَاتْرُكِي الصَّلاةَ فِيهَا , فَإِذَا ذَهَبَ قَدْرُهَا فَاغْسِلِي عَنْك الدَّمَ وَصَلِّي“.
Сообщает что А‘иша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
- «(Однажды) Фатыма бинт Абу Хубейш, да будет доволен ею Аллах, спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказав:
- «У меня хронические женские кровотечения (истихада), от которых я никогда не очищаюсь. Должна ли я прекратить совершать намаз?». Он сказал: - «Нет. Это кровотечение из вены. Воздержись от совершения намаза столько дней, сколько у тебя была (обычно) менструация, а затем искупайся (гусль) и совершай молитву».
В другом риуаяте:
- «Это не менструация. Когда приблизится время менструаций, тогда прекрати молиться, а когда её время пройдет, то смой с себя кровь и затем совершай молитву».
Аль-Бухари, Муслим
«аль-Истихада» - это болезнь женщин, сопровождающаяся непрекращающимся или же длительным кровотечением из половых органов. В отличии от «истихады», «аль-хайд» (менструация) - это физиологическое, естественное кровотечение из матки половозрелой женщины, происходящее в определенные дни (6-7 дней) каждого месяца, с которым связаны некоторые ахкамы (оставление намаза, запрет на половую близость, срок идда и т.д.).
В этом хадисе Фатыма бинт Аби Хубейш аль-Асадийа, да будет доволен ею Аллах, как многие женщины того времени страдавшая данной болезнью, спрашивает Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, о том должна ли она оставлять намаз во время «аль-истихада», так же как и при обычных менструациях.
На что Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, ответил ей, что «аль-истихада», это кровь, которая выходит из вены, в отличии от менструальной крови (аль-хайд), являющейся наджисом.
Затем научил ее и приказал ей оставлять намаз лишь в дни обычных менструаций, по истечении которых необходимо смыть с себя кровь, совершить «аль-гусль» (большое омовение) и совершать намаз.
Некоторые пользы этого хадиса:
- полнота и совершенство религии Ислам;
- достоинство сподвижников и сподвижниц в их сильном стремлении изучать Религию;
- разница между «аль-хайд» (менструация) и «аль-истихада», болезнь с непрекращающимся кровотечением у женщин;
- женщина, имеющая менструации не совершает намаз;
- менструальная кровь является наджисом, которую обязательно нужно удалять;
- женщина с «аль-истихада» не совершает намаз лишь то количество дней, которое характерно для обычных менструаций (6-7 дней), затем совершает «аль-гусль» (большое омовение) и совершает намаз;
Хадис №37 “О том как поступать тем, чьи кровотечения не прекращаются “
عَنْ عَائِشَةَ رضي الله عنها:
“أَنَّ أُمَّ حَبِيبَةَ اُسْتُحِيضَتْ سَبْعَ سِنِينَ , فَسَأَلَتْ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ ذَلِكَ, فَأَمَرَهَا أَنْ تَغْتَسِلَ, فَكَانَتْ تَغْتَسِلُ لِكُلِّ صَلاةٍ”.
Сообщается от Аиша, да будет доволен ею Аллах, что у Умм Хабиба были хронические кровотечения (истихада), которые продолжались семь лет, и она спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, об этом. И Он повелел ей совершить большое омовение. И (с тех пор) она совершала полное омовение перед каждой молитвой».
Аль-Бухари, Муслим
В этом хадисе Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает, что у Умм Хабиба бинт Джахш, сестры матери правоверных Зейнаб, да будет доволен ими обоими Аллах, были хронические кровотечения (истихада), которые продолжались целых семь лет.
И что она спросила об этом Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, на что Он приказал ей совершить большое омовение после окончания обычных меструаций (хайд).
Поняв, что она должна совершать большое омовение перед каждым намазом, так и поступала. Однако правильным является совершение «аль-гусль» (большое омовение), лишь по окончании месячных, либо при выздоровлении от «истихада» (хронических кровотечений).
При этом, страдающей «аль-истихада», а также всем тем, кто по причине болезни не может сохранять «тахарат» (состояние ритуальной чистоты), как недержание мочи, частый выход газов и т.п., является желательным совершение «аль-уду» (малое омовение) перед каждым намазом.
Некоторые пользы этого хадиса:
- достоинство сподвижников и сподвижниц в их сильном стремлении изучать Религию;
- обязательность совершения большого омовения после окончания «аль-хайд» (обычные менструации), а также при излечении от «аль-истихада» (хронические кровотечения);
- желательность совершения «аль-уду» (малое омовение) перед каждым намазом тем, кто по причине болезни не может сохранять «тахарат» (состояние ритуальной чистоты);
Хадис №38 “О совместном совершении большого омовения мужем и женой”
عَنْ عَائِشَةَ رضي الله عنها قَالَتْ:
“كُنْتُ أَغْتَسِلُ أَنَا وَرَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم مِنْ إنَاءٍ وَاحِدٍ , كِلانا جُنُبٌ, وَكَانَ يَأْمُرُنِي فَأَتَّزِرُ , فَيُبَاشِرُنِي وَأَنَا حَائِضٌ”.
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
- «(Обычно) когда мы находились в состоянии осквернения, то совершали большое омовение вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, (набирая воду) из одного и того же сосуда. Когда у меня были месячные, он приказывал мне надевать изар и прикасался ко мне (т.е. лаская меня). И во время своих уединений (и’тикаф) в мечети он просовывал голову ко мне (в комнату), а я мыла ее, в то время когда у меня были месячные».
Аль-Бухари и Муслим
В этом хадисе Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает о том, что делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, будучи ее мужем, дабы, указать на дозволенность мужу и жене совершения следующих трех вещей:
- Находясь вдвоем в состояние осквернения (жунуб), иногда они совершали большое омовение с одного и того же сосуда так, что их руки соприкасались;
- Если во время месячных Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, желал прикоснуться к ней, Он приказывал ей надеть на себя изар, чтобы не видеть то, что вызывает отвращения, затем ласкал ее без совершения самого совокупления;
- Во время уединения в мечети, Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, высовывал к ней свою голову из окна мечети, чтобы она мыла её и то, что у нее были месячные, никак не препятствовало этому;
Некоторые пользы этого хадиса:
- Прекрасное отношение Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, к своим женам;
- Разрешается супругам смотреть на аурат друг — друга;
- Дозволенность совершения большого омовения мужу и жене в состоянии осквернения, одновременно и из одного сосуда;
- Женщина, у которой идут месячные, является чистой;
- Во время хайда, мужу разрешается прикасаться и ласкать жену, но без самого совокупления, при этом женщине будет лучше одеть изар;
- Выход из мечети некоторых частей тела уединяющегося (совершающего итикаф), не нарушает само уединение (итикаф);
- дозволенность прислуживания жены мужу;
- запрет пребывания в мечети той женщине, у которой месячные;
Хадис №39 “О взаимоотношениях с женой во время хайда”
عَنْ عَائِشَةَ رضي الله عنها قَالَتْ:
.”كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَتَّكِئُ فِي حِجْرِي فَيَقْرَأُ الْقُرْآنَ وَأَنَا حَائِضٌ”
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
- «Когда у меня были месячные, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, ложился головой мне на колени и читал Коран».
Аль-Бухари, Муслим
В этом хадисе Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает о прекрасном нраве и наилучшем обращении Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, к своей семье.
Даже когда у Аиши, да будет доволен ею Аллах, были месячные, Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, часто ложился головой на ее колени и начинал читать Коран и это доказывает тот факт, что месячные не делают тело женщины не чистым (наджис).
Некоторые пользы этого хадиса:
- Прекрасный нрав и доброта Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет мир;
- Дозволенность лежать на руках, коленях и других частях тела жены в любое время и даже во время месячных;
- Дозволенность чтения Корана на руках или коленях жены, у которой месячные;
- Разрешается женщине, у которой месячные слушать чтение Корана;
Хадис №40 “Женщина восстанавливает пост и не востанавливает намаз после хайда”
عن معاذة بنت عبد الله قالت: سَأَلْتُ عَائِشَةَ رضي الله عنها فَقَلتُ : مَا بَالُ الْحَائِضِ تَقْضِي الصَّوْمَ , وَلا تَقْضِي الصَّلاةَ ؟ فَقَالَتْ: أَحَرُورِيَّةٌ أَنْتِ ؟ فَقُلْتُ لَسْتُ بِحَرُورِيَّةٍ , وَلَكِنِّي أَسْأَلُ . فَقَالَتْ : كَانَ يُصِيبُنَا ذَلِكَ , فَنُؤَمَّرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ , وَلا نُؤَمَّرُ بِقَضَاءِ الصَّلاةِ.
Сообщается, что Муаза бинт Абдулла сказала:
- «(Однажды) Я спросила Аишу, да будет доволен ею Аллах:
- «Почему женщины, у которых бывают месячные, возмещают (пропущенные дни) поста, но не возмещают пропущенные молитвы?».
Она сказала:
- «Ты что харуритка{1}?!».
Я сказала:
- «Я не харуритка, я лишь просто спрашиваю».
Тогда она сказала:
- «С нами бывало это (т.е. месячные) и нам было велено возмещать (пропущенные дни) поста, но не было велено возмещать молитвы».
аль-Бухари и Муслим.
Муаза бинт Абдулла, да смилуется над ней Аллах, одна из обладающих знанием из числа табиинов.
Однажды она захотела узнать в чем же мудрость того, что во время месячных оставляются как намаз, так и пост, однако после их окончания восстанавливается лишь только пост, но не восстанавливаются намазы и спросила об этом Аишу, да будет доволен ею Аллах.
И поскольку заблудшее мнение «харуритов» относительно этого вопроса было уже известно, то Аиша, да будет доволен ею Аллах, порицая и предостерегая, спросила ее: - «Ты что харуритка?», т.е. «ты считаешь и имеешь такие же заблудшие убеждения как у этих хауариджей?!». Муаза бинт Абдулла, да смилуется над ней Аллах, ответила «Нет, я не харуритка, я лишь просто хочу узнать».
Когда же Аиша, да будет доволен ею Аллах, поняла, что она лишь хочет извлечь или получить пользу и не задала этот вопрос из желания противоречить шариату, ответила ей ответом, который должен удовлетворить каждого верующего, «что во времена Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, у женщин были месячные и им было велено возмещать пропущенные дни поста, но не было велено возмещать пропущенные намазы».
Т.е. верующему является обязательным принятие шариатского предписания, вне зависимости от того узнал он мудрость данного предписания или нет.
Некоторые пользы этого хадиса:
- Высокое стремление праведных предшественников в требовании шариатских знаний и в познании мудрости шариатских предписаний;
- Женщина, у которой были месячные, возмещает пропущенные дни поста и не возмещает намазы, поскольку намаз поклонение постоянное, восстановить которое сложно, в отличии от поста;
- Порицание к каждому кто задает вопрос из своего упрямства или из нежелания исполнения шариатских предписаний;
- Обучение того, кто спрашивает ради обучения и извлечения пользы;
- шариатское предписание является обязательным для принятия, вне зависимости от того известна мудрость данного предписания или нет, так как верующий убежден и не сомневается в том, что в каждом предписании Аллаха есть великая мудрость;
{1} «Харуриты» - секта хариджитов в Исламе, названые по местности Харура, деревня в Ираке, близ города Куфы, жители которой совершили первый в истории Ислама мятеж и выход против правителя, Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.
Также одним из их заблуждений является то, что они считали, что женщина после очищения от месячных должна возместить как пропущенные дни поста, так и все пропущенные ею молитвы.
Использованная литература:
Тасис аль-Ахкам Шарх «умдат аль-Ахкам» Шейх Ахмад ибн Яхья ан-Нажми
Шарх «умдат аль-Ахкам» Шейх Абдулла ибн Абдуррахим аль-Бухари
Тайсир аль-Аллям шарх Умдат аль-Ахкам» Шейх Абдулла ибн Абдуррахман ибн Аали Бассам.
Подготовил: Нариман Абу Имран
Оставить комментарий