Шейх Сулейман ар-Рухейли о требовании знания и рекомендациях (тазкият)
[youtube id="6MegUL5BbDY" width="580" height="344"]
Вопрос: Говорит брат: Мир вам милость Аллаха и Его благословение наш шейх, да воздаст вам Аллах благом и да принесет по средствам вашего знания нам пользу !
У нас есть требующие знания, и мы не знаем о них ничего, кроме благого, пусть Аллах принесет по средствам них пользу. Они обучают книгам по вероубеждению и Сунне. И появились некоторые братья, которые стали распространять среди обучающихся (слушающих эти уроки), что знания не берутся, кроме как у больших (в знании). А второе: что обязательно должны быть рекомендации (тазкият) от больших ученых тому, кто занимается обучением. Все это стало причиной тому, что были оставлены эти даваемые уроки, кроме которых нет больше уроков в этой нашей местности. Как нам быть в этой ситуации, надеемся на ваше разъяснение, да благословит вас Аллах ?
Отвечает шейх Сулейман ар-Рухейли, да сохранит его Аллах:
«Нет сомнений, что знание берется от больших, и что необходимы рекомендации (тазкият). Однако, кто они большие (в знании) ?
Большие – это те, кого сделали большими их знания, и они известны своим знанием, даже если сами малы в годах, даже если они молоды. Были большие (в знании) из сподвижников малые в годах, было принято от них знание, и их знание осветило этот мир.
Этот вопрос, он очень важен в своем роде, а именно, что молодой в годах делает его большим его знание, и он становится известным по средствам этого крепкого, полезного знания. И примеров этому много среди саляфов (предшественников), начиная от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и продолжая теми, кто после них, из числа имамов (этой общины).
Так же необходимы рекомендации (тазкият), так как знание – это религия, поэтому нужно нам знать (смотреть) от кого мы принимаем нашу религию. Однако, как получают эти рекомендации ?
Рекомендации бывают 3-х видов:
Первый вид: рекомендация, которая дана признанными учеными в виде текста или слов. То есть, когда ученые или некоторые из них, и мы не ограничиваем эту рекомендацию одним ученым или двумя или тремя. Главное чтобы она была, от одного из признанных ученых, или же от группы (этих признанных) ученых. Чтобы была рекомендация их в том, что такой-то пригоден для того, чтобы принимать от него знания.
Второй вид: когда (человек) известен своим преподаванием, своим обучением, и никто из обладающих знанием не порицает его. Известен тем, что он дает уроки, это распространено от него, и никто из признанных обладающих знанием не порицает это его преподавание. Это называется «молчаливая рекомендация» (тазкияту сукутия). Ибо не подобает положению ученых молчать и дозволять обучать тому , кто достоин того, чтобы ему это запретили.
Третий вид: это тот вид рекомендаций, о важности которой мы говорим , а это тогда, когда рекомендацией человеку служит его знание. Когда он обучает только Сунне, то есть, ничему, кроме истины, когда сам берет знания только от ученых Сунны, когда его слова соответствуют тому, что есть в книгах ученых Сунны. И неизвестно от него, чтобы он опровергал слова признанных ученых, и неизвестно, чтобы он противоречил самой Сунне – такому рекомендацией служит его знание.
Ведь ученые не могут быть осведомлены о каждом требующем знание, который приносит пользу другим. Однако, нужно смотреть на то знание, которое он распространяет: обучает ли он Сунне, уважает ли он мнение ученых Сунны, принимает ли он слова ученых Сунны ? И если оно так и есть, то рекомендацией ему будет его знание, и от такого знание принимается.
А слова тех, кто говорит, что знание принимаются только от того, кому дали рекомендацию большие ученые (первый вид), то это закрывает двери к благу !
Во многих странах требующие знания обучают людей Сунне, приводят людям разъяснения ученных Сунны, и обучают по мере того, что изучили, однако они не имеют рекомендаций от какого-то определенного ученого. Но вместе с этим не известно чтобы кто-то опроверг их, дискредитировал их (сделал «джарх») в их знании. И если мы скажем, что от таких не принимается знание, то не останется знания в большинстве таких стран, и закроются двери к благу, и поднимутся сторонники новшеств и станут преподавать и обучать. А сторонники Сунны будут удерживаться (молчать). И тогда получится, что сторонники Сунны будут обучаться у сторонников нововведений, или через интернет или еще откуда. А это не является правильным и не является верным !
Поэтому мы говорим, что рекомендации обязательны, и не должно быть в этом деле послабления, не то знание будет приобретаться от кого попало.
Но как получаются эти рекомендации ? (Ответ:) или непосредственно от ученого или группы признанных ученых, известных приверженностью Сунне, или по причине распространения и известности (проповедника), которому не делают порицания ученые, или же по причине правильного, достоверного знания у требующего его и обучающего ему, которое не было опровергнуто, дискредитировано (другими обладающими знанием).
Так же, нет сомнения в том, что обязательным является каждому останавливаться у границ того что он знает и не переходить их, даже если закончатся те знания, которым он обучает других (и нечем будет ему продолжить).
Во многих странах мусульмане нуждаются в том, чтобы им объяснили основы религии, и тот, кто изучил эти основы согласно убеждениям Сунны, усвоил их, тому дозволено обучать других этому. Однако он не должен стать Шейхуль-Ислям ибн Теймией !!
То есть, как некоторые требующие знания, которые изучили (с учеными) книгу или две, затем взялись преподавать и обольстились, почувствовали свою важность, и стали опровергать больших ученых, стали выносить решения (давать фетвы) по каждому вопросу. Нет сомнения, это есть заблуждение ! Однако тот, в ком благо, тот останавливается на границе того, что знает, такой распространяет Сунну и благо. И не надлежит нам быть преградой тому, кто распространяет Сунну и благо.
Это то, на чем мы застали наших ученых, таких как шейх Ибн Баз, да будет милостив к нему Аллах, шейх Ибн ‘Усеймин, да будет милостив к нему Аллах, в их взаимоотношении с требующими знания.
Однако, того, кого опровергли, дискредитировали (сделали джарх), тот, у кого в знание неопределенность, неясность, или тот, кто является неизвестным со всех сторон, от такого не принимается знание ! И Аллах лучше знает».
Оставить комментарий