shadow

Скачать статью в формате WORD (DOC)
 

Пособие по омовению покойного

 

Издание первое. С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Воистину вся хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи, о прощении грехов и к Нему приносим наши покаяния.

Прибегаем к Аллаху от зла, которое в нас и от дурных дел наших. Того, кого Аллах наставил на прямой путь, уже никто не собьет с истинного пути, а кого Он сбил, того никто не наставит, на путь истины.

    Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит Аллах его и его семью, сподвижников и тех, кто последовал за ними и да ниспошлет Он мир им.

Поистине, Аллах не создал нас для вечного пребывания на земле, но отмерил каждому из нас срок, чтобы испытать нас. Он сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий.

Каждого из нас рано или поздно касается смерть, умирают наши родные и близкие, и одна из вещей которую мы обязаны совершить, это омыть умершего, дабы он ушел из этой жизни в наилучшем виде.

Надеюсь, эта небольшая статья послужит пособием для каждого мусульманина, собирающегося омыть умершего в соответствии с Сунной Посланника Аллаха, Солла Ллаху алейхи уа саллям. Прошу Аллаха, чтобы сделал эту работу полезной для меня и остальных мусульман.

 

О награде тому, кто омывает
 

Тому, кто омывает покойного, обещана великая награда. Сказал Посланник Аллаха, Солла Ллаху алейхи уа саллям: «Кто омоет мусульманина, и скроет[1] (его недостатки) тому Аллах простит сорок раз».[2] Однако эту награду он получит при соблюдении двух условий:

  1. Никому не расскажет о том неприятном, что увидел у него.
  2. Будет желать этим действием лика Аллаха.

Так же в другом хадисе говориться: «Кто покроет мусульманина[3], того Аллах покроет в Судный день»[4].

 

Какой хукм омывать умершего мусульманина?
 

Хукм омывать покойного - фард кифая[5].

Необходимо убедиться в смерти человека. После нужно поторопиться с приготовлением его к похоронам. Исходя из хадиса, «Торопитесь с джаназой»[6]

Так же необходимо положить покойного на специальную кровать или приспособление для мытья, таким образом, чтобы голова была выше уровнем чем ноги.
это по двум причинам:
1 чтобы вода стекала в сторону ног, если приспособление для мытья сделано из цельной доски, не имеющей отверстий
2 Облегчить выход остатков из кишечника, если оттуда что-то выходит.

 

Кто имеет больше прав на мытье покойного?
 

  • Если умерший мужчина
  1. Тот, кому он завещал это. Человек завещает подобное по нескольким причинам: 1 он является богобоязненным и скроет те недостатки покойного, которые увидит или он является его другом или хорошо знает, как омывать и т.д.
    Абу Бакр завещал, чтобы его помыла его жена”[7]. А так же Анас ибн Малик завещал, чтобы его омыл Мухаммад ибн Сирин привел ибн Саад в “Тобакот”
  2. затем его Отец и у отца больше прав чем у сына, так как отец более милостив к своему сыну и как правило больше знает о том, как омывать так как он старше, хотя может быть и наоборот
  3. затем дед со стороны отца
  4. затем сыновья
  5. затем внуки
  6. затем братья и их дети
  7. затем дяди и их дети
  8. затем остальные родственники, по убывающей, т.е. те, кто ближе и ближе

 

  • Если умершая женщина
  1. Тот, кому она завещала
  2. мать
  3. бабушка
  4. затем дочь
  5. затем внучка
  6. затем сестра
  7. затем тётя со стороны отца
  8. затем тётя со стороны матери и т.д.

Подобный порядок применяется только если есть спор, кто будет омывать, а если спора нет, то омывает тот, кто желает.

 

Может ли муж мыть свою жену или жена мужа?
 

Да разрешается мыть супруга или супругу.

Доказательство: Передаётся, что Пророк, Солла Ллаху алейхи уа саллям, сказал Аише: «Если ты умрешь раньше меня, то я обязательно омою тебя[8]». А также Абу Бакр завещал, чтобы его омыла его жена Асма бинт Умейс.

 

Кто может мыть маленьких детей?
 

Если ребенку менее семи лет, то его могут мыть как мужчины, так и женщины, например, отец может помыть свою дочь если ей менее семи лет, а также мать может помыть своего сына, если ему менее семи лет. Т.к. Иброхима, сына Пророка, Солла Ллаху алейхи уа саллям омывали женщины, а также аурат до этого возраста не имеет хукма[9].

Если же дочери семь лет и более, то отец не имеет права омывать её, так как мужчины не моют женщин и женщины не моют мужчин, кроме супругов.

 

Нужно ли омывать мертворождённого ребёнка (выкидыш)?
 

Если он достиг возраста полных четырёх месяцев[10], то его омывают, заворачивают в кафан[11] и хоронят, как и других мусульман. Так как в возрасте четырёх месяцев в него заходит душа, как сообщается об этом в хадисе ибн Масуда[12]. А до этого срока он еще не является человеком и поэтому хоронится в любом месте без омывания, без заворачивания в кафан и без заупокойной молитвы.

 

Можно ли омывать немусульманина?
 

Нет, нельзя омывать неверного. Аллах говорит:

وَلَا تُصَلِّ عَلَى أَحَدٍ مِنْهُمْ مَاتَ أَبَدًا وَلَا تَقُمْ عَلَى قَبْرِهِ إِنَّهُمْ كَفَرُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَمَاتُوا وَهُمْ فَاسِقُونَ

«Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами» (“Ат-Тауба” 84).

Говорит шейх Мухаммад ибн Усаймин: «И если запрещено совершать за неверующего заупокойную молитву, вместе с тем, что это самое важное и самое полезное, что может быть для мёртвого, то все что меньше этого тем более запрещено»[13]

 

Можно ли использовать мыло для омывания покойного?
 

Да это разрешено, так как Пророк, Солла Ллаху алейхи уа саллям, приказал использовать сидр для мытья паломника умершего в состоянии ихрама «Омойте его водой и сидром[14]»[15]. Сказал шейх ибн Баз в отношении сидра: «Это узаконено шариатом и желательно среди ученых, так как это способствует лучшему очищению, а если нет сидра, то его можно заменить мылом или «ашнаном[16]» или тем что заменит это». Так же говорит шейх Ибн Усаймин: «Нет проблем в том, чтобы использовать мыло для удаления грязи (с покойника)[17]»

 

Можно ли использовать мочалку?
 

Нет, мочалку использовать не нужно, так как это может отразиться на коже покойного.

 

 Порядок совершения омовения покойного
 

  1. Перед тем как начать омывать покойного, необходимо закрыть его аурат если ему семь лет и более. Аурат мужчины от пупка до колен. Так же для женщины среди женщин от пупка и до колен. Таким образом, снимается вся одежда с мертвого и остаётся закрытым расстояние от пупка до колен, на эту часть наматывается изар (кусок материи, полотенце и т.п.). Аурат необходимо закрыть перед тем, как снимается одежда, дабы никто его никто не увидел. Доказательство на это, слова сподвижников при смерти Пророка Солла Ллаху алейхи уа саллям: «Снимать ли нам одежду с Посланника Аллаха, Солла Ллаху алейхи уа саллям так же, как мы снимаем одежду с мертвых?»[18]. Снятие одежды, мытье и все остальные действия с покойным должны делаться аккуратно без жесткости и грубости, так как Пророк Солла Ллаху алейхи уа саллям сказал: «Поистине, сломать кость мертвому равносильно тому, что сломать кость живому»[19]
  2. Желательно скрыть покойного от глаз людей. Не только аурат, так как скрытие аурата обязательно, а желательным является омывать покойного в том месте где это не видят остальные люди. Например, в отдельной комнате.
  3. Нежелательным является присутствие при омовении людей, которые не омывают мертвого, если нет нужды в их помощи для омовения.
  4. Перед тем как начать омывать покойного тот, кто омывает должен вознамериться совершить омовение покойного, исходя из слов Пророка, Солла Ллаху алейхи уа саллям: «Поистине дела оцениваются по намерениям[20]». Под намерением подразумевается желание совершить это дело и место намерения – сердце. Вода, приготовленная для мытья не должна быть горячей, так как горячая вода может отрицательно повлиять на тело покойного[21].
  5. После того, как мертвого уложили и раздели, нужно поднять ему голову почти до сидячего положения и аккуратно надавить ему на живот, чтобы вышло то, что может выйти и в этот момент необходимо лить много воды, чтобы смыть то, что выходит из кишечника. Это делается, чтобы нечистоты не вышли позже, когда будем заворачивать его или нести на кладбище. Однако если умершая беременна, то нельзя давить ей на живот, чтобы не случилось выкидыша.
  6. После того как мы проделали эту процедуру, на руку в обязательном порядке наматывается тряпка или одевается перчатка и очищаются его половые органы и задний проход. Если мертвому исполнилось семь лет и более, то прикасаться голой рукой к его половым органам запрещается. Так же желательно омывать уже другой тряпкой все остальное тело, т.к. тряпка лучше очищает нежели рука.
  7. После мытья половых органов желательным будет совершить мертвому малое омовение. Как сказал Пророк, Солла Ллаху алейхи уа саллям, сказал женщинам, которые омывали его дочь: «Начинайте с правой стороны и мест малого омовения[22]» При совершении малого омовения аккуратно протираем рот и нос влажной тряпкой, той которой омываем покойного. И не заливаем ему в рот и нос воду, так как мертвый в отличии от живого не сможет выплюнуть и высморкнуть ее[23].
  8. Далее приступаем к омовению всего тела. Начиная с головы, затем моем бороду, затем лицо, затем правую руку от плеча к кисти, затем правую сторону шеи, затем правую часть груди и живота, затем правый бок, затем правое бедро, затем голень, из перечисленного моем видимую нам часть, затем моем так же левую сторону. Затем приподнимаем правый бок, но не ложим мертвого лицом вниз, и моем то что осталось со стороны спины. Затем приподнимаем левый бок и так же моем, как и с правой стороны. Подобное омовение покойного упомянул Иброхим Ан-Нахаи. Сказал ибн Кудама: «Это более соответствует словам Пророка Солла Ллаху алейхи уа саллям: «Начните с правой стороны», а также это больше похоже на омовение живого человека».
  9. Омывается сначала правая, затем левая сторона тела и так три раза[24]. Исходя из слов Пророка, Солла Ллаху алейхи уа саллям: «Начните с правой стороны» а также его слова: «Омойте её трижды». Каждый раз, когда доходишь до живота слегка надавливаешь чтобы вышло то что внутри. При мытье покойного поворачиваем с боку на бок, чтобы вода попала на все участки тела.
  10. Если покойный не очистился как следует за три раза, необходимо мыть его до полного очищения, однако лучше закончить нечетным количеством раз как это пришло в хадисе, и, если тело очистилось за четыре раза, нужно помыть пятый. Исходя из слов Пророка, Солла Ллаху алейхи уа саллям: «Омойте ее три или пять, или семь раз или более этого, если посчитаете нужным»[25]
  11. При совершении последнего раза омовения воду нужно смешать с кафуром[26] или же другими имеющимися в наличии благовониями, Исходя из слов Пророка, Солла Ллаху алейхи уа саллям: «А при последнем (омовении) добавьте кафур»[27]. Так же можно умастить благовониями кафан покойного. Пророк, Солла Ллаху алейхи уа саллям, сказал относительно умершего паломника: «Не умащайте его благовониями»[28]. В этом указание на то, что если умерший не находиться в состоянии ихрама то его умащают благовониями. Сказал Шейх ибн Баз: «Умащение благовониями мертвого и его кафана это сунна, если только он не в состоянии ихрама».
  12. Если же моча, кал или кровь не останавливаются, необходимо закрыть место выхода ватой чтобы остановить выход нечистот. Если вата не помогает, то можно взять глину или пластырь. После этого нужно помыть место выхода нечистот и еще раз совершить покойному малое омовение, так как выход нечистот нарушает омовение. Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Малое омовение берётся мертвому только один раз, но если из него что-то вышло, то нужно повторить малое омовение».
  13. В том случае если ногти или усы длиннее обычного, разрешается постричь их.
  14. После завершения омовения тело покойного насухо протирается тряпкой или полотенцем.
  15. Волосы женщины заплетаются в три косы и убираются назад. Исходя из приказа Пророка, Солла Ллаху алейхи уа саллям: «Он приказал женщинам, которые омывали его дочь, чтобы они заплели ее волосы на три косы и убрали их назад».
  16. Мытье того, кто умер в состоянии джанаба[29] или хайда[30] ничем не отличается от мытья остальных.

 

И в заключении воздаю хвалу Аллаху Господу миров!
 

Подготовил: Абдуллах Коржавин

 

Использованая литература:

  1. «Шарх Мумти аля зад Аль-Мустакни» Шейх Мухаммад ибн Усаймин.
  2. «Ахкам Аль-Джанаиз» Шейх Насыруддин Аль-Альбани
  3. «Нейл аль-Аутар» Имам Аш-Шаукани.
  4. «Аль-Мугни» Аль-Мууаффак ибн Кудама.

 

[1] Например, он увидит у него какие-либо физические недостатки как лишай и т.п. или что его лицо сильно почернело и изменилось в плохую сторону, в этом случае ему запрещено рассказывать об этом людям, так как после этого они станут плохо думать о умершем.

[2] Аль-Хаким, Аль-Байхаки и другие.

[3] Т.е. сохранит втайне недостатки или ошибки, о которых он узнал и не будет сплетнячать о нем.

[4] Аль-Бухари, Муслим от Ибн Умара

[5] Единогласное мнение ученых по этому вопросу передал Аль-Махди в «Аль-Бахр Аз-Заххар», а так же Ан-Науауи.

[6] Аль-Бухари, Муслим от Абу Хурейры.

[7] Абдурраззак, ибн Аби Шейба.

[8] Хадис приводит имам Ахмад, ибн Маджа, ибн Хиббан и др. Шейх Аль-Альбани сказал хадис хасан.

[9] Не считается ауратом.

[10] Подразумеваются лунные месяцы.

[11] Материал, в который заворачивают покойника.

[12]Сообщается, что абу абд-АрРохман Абдуллах бин Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал: Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет мир, сообщил нам: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же в виде кусочка плоти, а затем к нему посылается ангел, который вдувает в него душу» Хадис привёл Аль-Бухари и Муслим.

[13] См. «Шарх Мумти»

[14] Известное дерево, листья которого использовали для лучшего очищения при мытье. Их размельчали и добавляли в воду, и они давали пену.

[15] Аль-Бухари, Муслим от Ибн Аббаса.

[16] Известное растение из рода маревых, которое в истолченном в порошок виде используется для стирки белья.

[17] См. «Шарх Мумти»

[18] Привел Ахмад, Абу Дауд и др.

[19] Привел Ахмад, Абу Дауд ибн Маджа

[20] Аль-Бухари, Муслим от Умара ибн аль-Хаттаба

[21] Однако если тело слишком грязное и не отмывается холодной или слегка теплой водой, то лучше будет использовать горячую воду.

[22] Аль-Бухари, Муслим от Умм Атыйа

[23] Это мнение Большинства ученых, среди которых, Саид ибн Джубейр, Ан-Нахаи, Ас-Саури, Абу Ханифа.

[24] Мыть три раза и более – желательно. Обязательным является мытье один раз. Так как Пророк приказал омыть паломника, упавшего с верблюда и умершего: «Омойте его водой и сидром» и не упомянул количество раз, что указывает, на достаточность одного раза.

[25] Аль-Бухари, Муслим от Умм Атыйа

[26] Камфора – известный вид благовонья.

[27] Аль-Бухари, Муслим от Умм Атыйа

[28] Аль-Бухари, Муслим от Ибн Аббаса.

[29] Полового осквернения

[30] Менструаций

 

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Автор

admin

Так же смотрите

Комментарии

  1. Аминат    

    Дела(Аллах1) реза хилла шуна! Никто не застрахован от смерти,все мы смертные,каждый должен знать все это.Большое человеческое спасибо!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>