Молитва - опора веры
Бисмиллаhир - Рахманир – Рахиим
Хвала Аллаху, который оказал нам благодеяние, приведя к исламу и вере, и причислил нас к общине Его возлюбленного, Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует его самого, его семейство и его сподвижников.
В настоящей брошюре собраны важные вопросы по исламскому вероучению, те которые каждому мусульманину надо знать и выполнять в соответствии с обоснованными доказательствами из Корана и Сунны (пример пророка). Чтобы правильно произносить на арабском языке все суры, мольбы, необходимые при совершении молитвы рекомендуем вам воспользоваться помощью знающего человека или аудио файлов, которые можно скачать тут.
Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
“(Однажды) когда мы находились в обществе Посланника Аллаха, к нам неожиданно подошел какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня черными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив Пророка так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал:
“О Мухаммад, поведай мне об Исламе“.
Пророк сказал: “(Суть) Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, 1) что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, 2) совершал молитвы, 3) давал Закят, 4) соблюдал Пост во время Рамадана и 5) совершил Хадж к Дому, если сумеешь сделать это”. (Этот человек) сказал: “Ты сказал правду”, — а мы подивились тому, что он задает (Пророку) вопросы и подтверждает правдивость его слов. (Потом) он сказал:
“А теперь поведай мне о Имане (вере) “.
(Пророк) сказал: “Суть веры (Имана) заключается в том, чтобы ты уверовал 1) в Аллаха и 2) Его Ангелов, и 3) в Его Писания, и 4) в Его Посланников и 5) в Последний День, а (также в том, чтобы) уверовал ты 6) в Божественное предопределение как хорошего, так и дурного”, — (и этот человек снова) сказал: “Ты сказал правду”. (Потом) он сказал:
“Поведай мне о Ихсане (чистосердечии) “.
(Пророк) сказал: “Суть чистосердечия (Ихсана) в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то (помни о том, что) Он, поистине, видит тебя”. (Потом) он сказал:
“(А теперь) поведай мне о Часе“.
(Пророк) сказал: “Тот, кого спрашивают о нем, знает не больше задающего вопрос”. Он сказал: “Тогда поведай мне о его признаках”. (Пророк) сказал: “(Признаки приближения Конца Света следующие:) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ”. А потом (этот человек) ушел, когда же прошло некоторое время, (Посланник Аллаха) спросил: “О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы? “Я сказал: “Аллах и Посланник Его знают об этом лучше”. (Тогда) он сказал: “Поистине, то — Джибрииль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии!”» передал хадис Муслим
Декларация веры — Шахада
Арабское слово «Ислам» означает послушание или подчинение своей воли - Единственному Истинному Богу — Аллаху. Тот, кто подчиняет свою волю Аллаху, называется мусульманином. Ислам — это религия, которая так названа Самим Аллахом и ясно упомянута в последнем Священном Писании. В этом последнем Откровении — Коране — Аллах сказал:
«Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию и завершил Мою милость к вам, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Трапеза, 3)
«Кто же ищет религии помимо Ислама, от того не будет принято» (Семейство Имрана, 85)
Поскольку полное подчинение собственной воли, воле Аллаха, представляет собой суть поклонения, основной миссией Ислама — Божественной религии — является поклонение лишь Одному Аллаху. Данная религия требует также отказа от поклонения какому-либо лицу, месту или предмету, кому-либо, кроме Аллаха. Так как всё, кроме Аллаха, Творца всего мироздания, является Его творением. Можно сказать, что Ислам, в сущности, отзывает человека от поклонения творениям и побуждает его поклоняться только Создателю. Он — Единственный, Кто достоин поклонения, потому что лишь благодаря Его воле исполняются мольбы, обращенные к Нему.
Основная концепция Ислама и его значение - никогда и ни при каких обстоятельствах не обожествлять никого, кроме Аллаха. Религия Аллаха, по сути своей, является чистейшим призывом к поклонению Одному Творцу и отрицанием поклонения Его творениям в любой форме. В этом состоит смысл свидетельства
«Лә иләhә илла Ллаh»
(«Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»)
Искреннее произнесение этой фразы и признание пророчества автоматически приводит человека в лоно Ислама, а искренняя вера в это, обещает ему Рай. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто искренне скажет “нет божества, кроме Аллаха”, тот войдёт в рай». (Аль-Баззар; аль-Албани признал хадис достоверным в книге «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир»). Вера в это свидетельство требует подчинения своей воли Всемогущему Аллаху, как этому учили Его посланники. Она также требует от верующего отказаться от поклонения ложным богам.
Пост — Саум
“О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны!.. Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, — и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, — может быть, вы будете благодарны!” (Сура Бакара 183-185)
Пост в языке означает воздержание, в шариате – воздержание от приема пищи, жидкости, от совокупления с женщинами и прочих нарушении поста с рассвета до заката солнца ради совершения поклонения.
Столпы поста:
1) Намерение, т.е. наличие в сердце решимости постится, подчиняясь велению Аллаха, Всемогущему и Великому, и приближаясь к Нему, ибо сказано пророкам, да благословит его Аллах и да приветствует: «Поистине, дела связаны с намерением».
2) Воздержание, т.е. отказ от всего, что нарушает пост в виде приема пищи, жидкости, совокупления.
3) Время, имеется в виду светлая часть дня, т.е. с рассвета до заката.
Условия, при которых пост обязателен: 1) зрелость, 2) здравость рассудка, 3) способность поститься. Правильное соблюдение поста женщиной требует, чтобы она очистилась от менструации и после родовых кровотечении.
Норма и этика поста
Во время поста: 1) Не мешкают с разговлением, т.е. с прерыванием поста сразу же после захода солнца. 2) Разговляться начинают со свежих или сушенных фиников или воды. Лучше всего соблюдать отмеченную последовательность. Желательно, чтобы при разговлении съедалось нечетное количество фиников и выпивалось нечетное количество глотков воды. 3) Разговляясь, взывают к Аллаху. При разговлении пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «О Аллах! Тебе наш пост и дарованным Тобой разговляемся! Так прими его от нас! Поистине. Ты Всеслышащий и Всевидящий». 4) Придерживаются сухура, т.е. принимает пищу и жидкости перед рассветом, в последнюю част ночи с намерением поститься. 5) Откладывают сухур на последнюю часть ночи. 6) Проявляют усердие в многочисленных проявлениях послушания Аллаху. 7) Сносят обиды, чинимые людьми. Если постящего обругают, он говорит: «Я соблюдаю пост, Я соблюдаю пост». 8) Содействует разговлению другого постящегося.
Пост прерывается по уважительным причинам со стороны:1) женщины, имеющей менструацию, и роженицы; 2) лица, нуждающиеся в прерывании поста для избавления человека от опасности, например, спасение тонущего и т.д.; 3) находящегося в пути: ему разрешается совершить краткую молитву и прервать пост; 4) больного, опасающегося того, что пост повредит ему; 5) беременных или кормящих грудью женщин, опасающихся за себя или ребенка.
Все вышеуказанные лица должны совершать внеурочный пост.
Нарушение, при которых пост считается недействительным: 1) преднамеренный прием пищи и жидкости в светлое время дня в Рамадан; 2) совокупление; 3) преднамеренное семя испускание; преднамеренный вызов рвоты; 5) использование клизмы для очищение кишечника, и использование питательных инъекции; 6) появление крови при менструации или родах; 7) кровопускание, независимо от того, является ли данное лицо тем, кто пускает или кому пускают ее. Предупреждение: Тот, кто преднамеренно совокуплялся в светлое время дня в Рамадан, должен совершать внеурочный пост и искупление. Искупление – это соблюдение поста в течении двух следующих один за другим месяцев. Если такая возможность отсутствует, то следует накормить шестьдесят бедняков. Если постящийся по забывчивости поел или попил, то его пост не нарушен. Однако если он вспомнил, то должен выплюнуть все изо рта, вплоть до мельчайшей крошки.. Свидетельство того, что его пост не нарушен, являются слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, переданные Абу Хурейра: «Пост того, кто забыл, постясь и поел, и попил, не нарушен. Это Аллах накормил и напоил его».(аль-Бухари)
Обязательное пожертвование бедным - Закят
“Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие — кто уверовал в Аллаха, и в Последний День, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на (выкуп) рабов, и выстаивал молитву Салят, и давал очищение Закят, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии, и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные”. (Сура “Бакара”,177)
Арабское слово Закят, буквально означающее “очищение”, не имеет точного русского эквивалента; ближе всего к нему по значению слово “пожертвование”. Закят, поклонения в Исламе, совершается мусульманином посредством своего имущества, в виде обязательного пожертвования нуждающимся. Закят не должен выплачиваться из имущества, предназначенного для личного пользования (одежда, домашняя утварь, жилище, личный автомобиль, урожай, выращенный для личного потребления), а устанавливается в размере приблизительно двух с половиной процентов от дохода или капитала, выходящего за пределы непосредственных потребностей человека, например, от наличных сбережений или вложений, накоплений от предпринимательской деятельности, выращивания и разведения скота, земледелия, являющихся источником дохода. Закят должен выплачиваться один раз в году и начисляется на собственность только по прошествии полного года после ее приобретения и после выплаты всех долгов и выполнения всех обязательств такого рода. Ислам провозглашает, что истинным Владельцем всего является не человек, а Бог, дарующий Своей милостью богатство людям, как Он сочтет нужным. Поэтому те, кому Он дал больше, обязаны расходовать от Его щедрот в пользу тех своих братьев и сестер, которые нуждаются в помощи. Конкретно Закят представляет собой часть тех средств мусульманина, которые, не являясь для него необходимыми, распределяются среди: “…бедных, нищих, работающих над этим (собирающих Закят), — тем, у кого сердца привлечены 1 , на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам…” (Коран, 9: 60)
Паломничества - Хадж
“И вот Мы устроили для Ибрахима место (для) дома: “Не придавай Мне в сотоварищи ничего и очисти дом Мой для обходящих его, и стоящих, и кланяющихся с преклонением”. И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины” (Коран, 22: 26-27).
“Поистине, первый дом, который установлен для людей, — тот, который в Мекке — благословенным и в руководство для миров! Там — ясные знамения для людей — место Ибрахима, и тот, кто вошел в него, обезопасен. А у Аллаха — на людях обязательство Хаджа к дому, — для тех, кто в состоянии совершить путь к нему” (Коран, 3: 96-97).
Хадж, то есть паломничество в Мекку (Саудовская Аравия). Обязательный один раз в жизни для тех мусульман, которые могут совершить его, если существуют условия для безопасного путешествия, а те, кто находится на иждивении этого человека, обеспечены всем необходимым, Хадж представляет собой форму поклонения, в которой принимает участие все существо мусульманина — его тело, разум, душа. Он тратит свое время, состояние, временно жертвует всеми привычными удобствами и своим положением, чтобы на какое-то время стать паломником на службе Бога и быть в Его распоряжении, Его рабом, стремящимся угодить лишь Ему. Хадж совершается в первые дни лунного месяца Зуль-хиджа и достигает кульминации девятого числа этого месяца. Обряды Хаджа со всей силой свидетельствуют о полном подчинении и посвящении себя Богу. Помимо этого они совершаются в память о таком же всецелом подчинении и смирении пророка Ибрахима, в частности, о его готовности пожертвовать по велению Бога тем, что он любил больше всего — своим сыном Исмаилом.
Молитва – Намаз
Молитва – это опора религии, и достоинство ее в глазах Аллаха Всевышнего велико. Она является вторым столпом ислама и одной из основ этой религии, без которой исповедание ислама невозможно.
Аллах Всевышний сказал: «А если они принесут покаяние, будут совершать молитву и давать закят, то они – ваши братья в религии…» (Сура “Покаяние”,11)
Передают со слов Абдуллаха бин Амра, что: «Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, явился какой-то человек, который спросил его: «Какое дело является наиболее достойным?» Посланник Аллаха сказал: «молитва». Он спросил: «А затем?» Пророк сказал: «Затем молитва» - , повторив это трижды. Человек спросил: «А затем?» -, и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Борьба на пути Аллаха» (Имам Ахмад и ибн Хаббан в своем Сахихе)
Передают, что писец Ханзаля сказал: Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Кто будет неуклонно и своевременно совершать пять (обязательных) молитв (со всеми) их поясными и земными и (установленным) омовением, понимая, что эти молитвы являются обязанностью, (исполнение которой вменяется ему) Аллахом, тот войдет в рай», (или же он сказал: «…для того рай станет обязательным»); или же он сказал: («…для того огонь станет запретным.) (имам Ахмад)
В одном из хадисов приводится другие слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, что однажды он спросил людей: «Как вы думаете, если бы у дверей (дома) кого-нибудь из вас (протекала) река, в которой он купался бы пять раз в день, остался бы на теле его (после этого) какая-нибудь грязь?» Они ответили: «Нет». (тогда) он сказал: «А это подобно пяти молитвам, посредством которых Аллах стирает грехи» (Аль Бухари)
Так же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «В День воскресения расчет с рабом Аллаха прежде всего будет произведен за молитву, и если молитва будет хороша, то хорошим и будет и все остальные его дела, если же молитва его окажется негодной, то и остальные его дела окажутся негодными». (Ат-Табарани)
Молитва является мостом к счастью, источником главенства и светам веры, исходящим от того, кто ее совершает. Если молитва является правильной и принимается, то она приводит человека, совершающего ее, к прямоте, побуждает его к стремлению украсить себя соблюдением этических норм религии и всеми достойными качествами и отказаться от всего порочного, и тогда Аллах Высокий и Великий озаряет сердце молящегося светом искренности и страха, а это приводит к тому, что и все остальные дела он начинает делать должным образом, они принимаются Аллахом Всевышним и Он остается довольным ими.
Аллах Всевышний сказал: «Читай из писание то, что было ниспослано тебе в откровении, и совершай молитву: поистине, молитва удерживает от недостойного и порицаемого, а самое главное – поминание Аллаха, ведь Аллах знает что вы делаете!» (Сура «Паук», 48)
Молитва оказывает свое благотворное воздействие не только на жизнь человека, но будет оказывать ее и в то время, когда он будет находится в могиле, и тогда, когда в День воскресения люди будут собраны. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Молитва – это свет (нур)». (Муслим). Это значит, что она является светом, озаряющим собой сердце человека, а если светом озаряется сердце, то озаряется им и лицо, и человек испытывает радость.
Вот почему Аллах Всевышний сказал: «И обращайтесь за помощью к терпению и молитве» (Сура «Корова», 45). Если что-то действует на человека удручающий и ему становится трудно, он должен прибегнуть к молитве, так как благодаря ей сердце и лицо человека озаряются светом, он начинает радоваться и мир этот предоставляется ему бесконечным. И молитва превратится в свет в могиле человека, где будет темно, и не увидит он ни солнца ни луны. Однако если человек будет молится, молитва наполнит светом его могилу. И молитва станет светом во время сбора в День воскресения , так как Аллах Всевышний сказал: «В тот День, когда увидишь ты верующих мужчин и женщин, и свет их будет изливаться перед ними и справа от них…» («Железо,12)
Очищение – Тахарат
Сюда входят очищение тела, одежды и места, где совершатся молитва (намаз). Существует два вида очищения тела.
Первый - гусль – полное омовение тела (купание) . Гусль необходимо совершать после семяизвержения (включая и непроизвольное), менструации, послеродового кровотечения, принятия неверующим Ислам. В состоянии осквернения т.е. в вышеуказанных случаях не принимая гусль намаз не совершается. После смерти мусульманина также необходимо полностью обмыть его тела, соблюдая определенные правила. Во всех этих случаях необходимо сделать гусль с твердым намерением совершить полное омовение при этом ополоснуть рот и нос, омыть все тело, используя достаточное количество воды.
Второй вид очищение - малое омовение. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Когда встаете на молитву (намаз), то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте головы и мойте ноги до щиколоток». (Коран сура «Трапеза»,6). В этой суре содержится важные указания, которые нужно учитывать в процессе малого омовения. Совершается оно в следующем порядке:
1) Твердое намерение совершить малое омовение и произнесение имени Аллаха со словами: «бисмиЛляхи», что означает «С именем Аллаха»; 2) Мытье лица, полоскание рта и носа; 3) Мытье обеих рук до локтей включая локтевые суставы; 4) Обтирание головы и ушей мокрыми руками; 5) Мытье обеих ног до щиколоток включая щиколотки;
Некоторые из деянии, которое делает малое омовение не действительным: 1) Выделения из половых органов и анального отверстия включая газы. 2) Крепкий сон потеря сознания, умопомрачения. 3) Прикосновения ладонью к неприкрытым половым органам (если после этого наступило возбуждения), а также прикосновения к анальному отверстию. 4) Употребления в пищу верблюжьего мяса. 5) Обмывания покойника. 6) Отвращения от Ислама – да упасет нас Аллах от этого.
Омовение сохраняет свою силу между молитвами если не произведены выше указанные деяние, которые делают омовение не действительным. В этом случае нужно повторить омовение. Без омовение молитва – намаз не совершается.
Если вода недоступна (во время путешествия или в других особых обстоятельствах) или она может повредить поклоняющемуся (например, при болезни или ранении), он может совершить символическое омовение без воды, называемое таяммум.
Предписанные молитвы
Мусульманин обязан совершать в сутки пять обязательных молитв:
1. На рассвете (Салят аль-Фаджр или ас-Субх) — 2 ракаата (понятие ракаат будет приведено ниже). Время этой молитвы начиная с первых предрассветных сумерек до восхода солнца.
2. В полдень (Салят аз-Зухр) — 4 ракаата Время этой молитвы начиная с полудня с момента достижения солнцем наивысшей точки на небосводе до середины послеполуден-ного времени, пока длина тени какого либо предмета не сравнится с реальной высотой этого предмета плюс величена его тени в момент начала времени Зухр.
3. После полудня (Салят аль-‘Аср) — 4 ракаата. Время этой молитвы от середины полудня, то есть с моменте окончания времени предыдущей молитвы и до захода солнца..
4. Вечером (Салят аль-Магриб) — 3 ракаата Время этой молитвы со времени сразу после заката до наступления темноты, то есть до появления звезд на небе.
5. Ночью (Салят аль-‘Иша) — 4 ракаата. Время этой молитвы от темна до времени незадолго до рассвета, желательно успеть выполнить до первой половины ночи.
Установленные сунной дополнительные молитвы
Желательно каждому мусульманину и каждой мусульманке совершать в день 6 дополнительных молитв по два ракаата: 2 ракаата перед фаджр, 4 ракаата перед зухр и 2 после, 2 ракаата после магриб, и 2 ракаата после иша. Так же достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, регулярно совершал молитву аль-утир (3 ракаат), время которой начинается после совершения молитвы иша и заканчивается с наступлением фаджр.
Способ совершения молитвы – Намаз
1. После совершения омовения мусульманин готовится к намазу, определяя направление на Каабу – кубическое строение находящийся в мечети аль-Харам в г. Мекка Саудовской Аравии, и встав в это направление лицом. Для соблюдения чистоты, поскольку его лоб и одежда будут касаться земли, он снимает обувь (за исключением путешествующих и в подобных обстоятельствах) и расстилает чистое покрывало, чаще это небольшой коврик. Мужчины молятся в одежде, покрывающей их как минимум от пояса до колен, женщинам же следует быть полностью покрытыми свободной, скрывающей тело одеждой, оставляющей открытыми только лицо и кисти рук. Поклоняющийся начинает намаз с того, что сосредоточивается и смиренно принимает намерение совершить намаз. При этом намерение (нийат) не произносится в слух, ибо это не было практикой пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижников.
2. Молящийся произносит такбир «Аллаху акбар» (Аллах Превелик), обратив взор к месту, где лоб будет касаться земли при земном поклоне. При произнесении такбира, молящийся поднимает кисти рук, ладонями в сторону Мекки, до уровня плеч или ушей (рисунок 1).
3. Затем необходимо поместить руки на грудь, при этом кисть правой руки должна находится на кисти левой руки (рисунок 2), что подтверждается достоверным хадисом. В этом состоянии стоя молящийся произносит вступительную мольбу: «Субханака Ллахумма уа бихамдика, уа табара касмука, уа тааля джаддука, уа ля илаха гаирук» (Далек Ты от всякого несовершенства о Аллах и хвала Тебе. Благословенно Твое имя и возвышенно Твое величие, и нет бога кроме Тебя).
Затем молящийся произносит: «Аузу би-Ллахи мин аш-шайтани р-раджиим, бисмиЛляхи р-рахмаани р-рахиим» (Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого Шайтана. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного) и читает суру аль-Фатиха (некоторые суры приведены в конце брошюры). После окончании суру произносится желательно про себя слово «Амин» (О, Аллах, ответь нам). После Аль-Фатихи читает какую либо другую суру из Корана. Положение стояния называется «кыям».
4. Затем выполняется поясной поклон, который называется рукух (рисунок 3). Рукух выполняется следующим образом: после завершения чтение сур из Корана, молящийся произносит такбир «Аллаху акбар», затем опускает руки и нагибается вперед, положив ладони с растопыренными пальцем на колени, при этом необходимо, чтобы голова и спина оказались в одной плоскости параллельно земли. Достигнув в этом положении устойчивости произнести: «Субхана Раббиль-Азым» (Хвала моему Великому Господу!) и повторить это три раза или более, и желательно добавить «Субханака-Ллахумма, Раббана уа бихамдика, Аллахумма гфирли» (Дале Ты от всякого несовершенства о, Аллах, Господь наш и хвала Тебе. О, Аллах прости меня!)
5. После рукух выпрямится произнося: «Самиа-Ллаху лиман хамида» (Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его). Полностью выпрямившись (рисунок 4) произносит: «Раббана уа лякаль-Хамд» (Господь, наш хвала Тебе)
6. Затем молящийся произносит такбир «Аллаху акбар» и совершает земной поклон, который называется суджуд (рисунок 5). При этом семь частей тела должны касаться земли: лоб (и нос одновременно), обе ладони, оба колена и кончики пальцев обеих ног. В суджуде молящийся не должен прижимать локти к бокам, или живот к бедрам, или бедра к икрам, локти не должны касаться земли, ступни желательно свести вместе. Все это с достоверным изречением пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. В суджуде произносится «Сухана Раббиль-Аъля» три раза или более, и желательно добавить «Субханака-Ллахумма, Раббана уа бихамдика, Аллахумма гфирли» (Дале Ты от всякого несовершенства о, Аллах, Господь наш и хвала Тебе. О, Аллах прости меня!).
7. Затем, произнося такбир, поднять голову и сесть на левую ступню, подвернув ее под себя; правая ступня ставится вертикально, с опорой на пальцы (рисунок 6); ладони поместить на колени и произнести «Рабби гфирли» (Господь мой прости меня) 2 раза, или же можно добавить или же место вышесказанного сказать: «Аллахумма гфирли уа рхамни уа хдиниуа жбурни уа гфирли уа рзукни уа рфагни» (О, Аллах прости меня и смилуися надо мной, и помоги мне, и направь меня на правильный путь, исцели меня и даруй мне средства к существованию, и возвысь меня). Это положение называется джулюс.
8. Произнося такбир выполнить второй суджуд, таким же образом как и первый. (рисунок 5)
9. Произнося такбир поднять голову и принять положение джулуся( в этом джулусе нет никаких дуа) и принять положение «кыям» (рисунок 4). При переходе из суджуд на кыям можно пропустит положение джулус.
На этом заканчивается первый ракат и начинается второй.
10. В положении кыям молящийся читает аль-Фатиху, затем что может из Корана. После этого совершает рукух (рисунок 3), затем выпрямляется (рисунок 4), затем суджуд (рисунок 5), затем джулус (рисунок 6), все так, как он делал это в первом ракаате.
11. После второго суджуда, молящийся, произнося такбир, поднимает голову и садится на джулюс, положив рукки на колени. В этом положении читается свидетельство исповедание веры «ат-Ташахуд», который приведен в конце брошюры. Затем если молитва состоит из двух ракаатов ( фаджр, пятничная молитва, праздничная молитва или молитва приветствие мечети и т.д.) молящийся читает молитву «Ибрахима», так же приведенный в конце брошюры. Затем можно сделать дуъа и просить у Аллаха благ в этой жизни и следующей. Заканчивается молитва приветствием (таслим), то есть произносят: «Ас-Саляму аляйкум уа рахмату-Лах», поворачивая голову направо, и затем произносят тоже самое, поворачивая голову налево.
12. Если молитва состоит из 3-х ракаатов (магриб) или 4-х ракаатов (зухр, аср, иша), то произносится после второго ракаата толька вышеупомянутый «ат-Ташахуд» и не произнося молитву «Ибрахима» надо встать в положение кыям сложив руки (рис.2), как в предыдущих ракаатах и читать только суру аль-Фатиха затем совершает рукух (рисунок 3), затем выпрямляется (рисунок 4), затем суджуд (рисунок 5), затем джулус (рисунок 6), все так, как он делал это в первом ракаате если молитва из 3 ракаатов, то после второго суджуда третьего ракаата, сидя в положение джулюс произносится ат-Ташахуд, молитва Ибрахима и молитва завершается таслимом, то есть приветствием на оба плеча. Если молитва состоит из 4 ракаатов, то после второго суджуд 3 ракаата, произнося такбир, встает на кыям. В положении кыям молящийся читает аль-Фатиху, затем дополнительную суру из Корана. После этого совершает рукух (рисунок 3), затем выпрямляется (рисунок 4), затем суджуд (рисунок 5),
затем джулус (рисунок 6), все так, как он делал это в первом ркаате. после второго суджуда четвертого ракаата сидя в положение джулюс произносится ат-Ташахуд, Ибрахим и молитва завершается таслимом, то есть приветствием на обе плечи.
Подводя итоги совершения молитвы – намаз нам становится ясно, что молитва ат-Тахият читается при каждых четных количестве ракаат (после 2,4 и т. д.). В случаях когда намаз состоит из начетных количеств, то ат-Ташахуд необходимо так же прочитать в последнем ракаат перед молитвой «Ибрахима». Молитва «Ибрахима» читается только в последнем ракаате после молитвы «ат-Ташахуд».
Сразу же после молитвы мусульманину желательно трижды обратится к Аллаху, говоря: «Астагфируллах» (прости меня Аллах), а затем сказать: «Аллахумма антаас-Салям уа минкас-Салям» (Алах Ты есть Мир и от Тебя Мир).
Затем мусульманин повторяет по 33 раза следующее: «Субхан Аллах» (Совершенен Аллах), «Альхамду ли-Ллях» (Хвала Аллаху), «Аллаху акбар» (Аллах превелик), после чего он говорит следующее: «Ля илаха илля Ллаху уахдаху ля шарика ляху ляхуль мулку уа лахуль-хамду уа хуа алякулли шайин кадир» (Нет бога кроме Аллаха Единственного, нет Ему сотоварища, Ему принадлежит владычества и хвала, и Он над всякой вещью мощен).
Затем читается 255 аят суры Бакара аят «Аль-Курси». Так же нам хочется напомнить, что все эти произносимые обращения к Аллаху после молитвы – намаз являются не обязательными, а желательными.
Нежелательные действия в молитве:
1) смотреть по сторонам, а обращать взор в небо запрещается; 2) двигаться без крайней необходимости; 3) брать с собой вещь, которая может отвлекать, например: что-либо тяжелое, пестрое, яркое и т.п.; 4) ставить руки на талию; 5) Нежелательно становиться на молитву с резким запахом (чеснока, лука и др.) изо рта.
Действия, которое аннулирует молитву:
1) при умышленном разговоре, даже незначительном; 2) при значительном отклонении всем телом от направлении на Каабу. 3) при выходе кишечных газов и других выделении из уретры и кишечника, что требует совершения омовения. 4) при многочисленных последовательных движениях, в которых нет необходимости. 5) в случае смеха даже незначительного. 6) Если к молитве умышленно добавлен лишний ракаат или суджуд, или кыям, или джулус. 7) при умышленном опережении имама, в случае совершения намаза группой.
Как исправить ошибки, совершенные по невнимательности
Если вы забылись в молитве и добавили лишний рукух или суджуд, либо лишний раз встали на кыям, или сели на джулус, то молитва завершается должным образом, а после таслима выполняется еще два суджуда за невнимательность и произносится таслим в обе стороны. В случае пропуска первого ташахуда (в конце второго раката) или других обязательств молитвы по забывчивости, то необходимо выполнить два суджуда за невнимательность, прежде таслима и больше ничего не добавлять. В случае если во время молитвы вы сомневаетесь в количестве совершенных ракатов (два или три) и не знаете, какой из них наиболее вероятен, то выбираете меньшее по числу, и продолжаете счет с него, а перед таслимом выполняете два суджуда за невнимательность и сразу делаете таслим.
Молитва путешественника
Всевышний Аллах сказал: «Аллах хочет для вас облегчения, и не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что он вывел вас, - может быть вы будете благодарны» («Бакара».185). Эта сура показывает, что ислам не возлагает на душу ничего, кроме возможного, и не дает такие указания, которое невозможно выполнить. Поскольку путешествия в тяжесть человеку, Всевышний Аллах разрешил путешественнику 2 вещи:
1. Сокращение молитвы. Если человек находится в пути, далеко от дома, ему разрешается совершать в молитвах зухр, аср и иша два раката вместо четырех. Что касается магриб и фаджр, то они остаются без изменения. Сокращение молитвы – это разрешение и дар Аллаха своим благочестивым рабам, Аллах любит, чтобы люди пользовались Его разрешением точно так же, как Он любит, чтобы они выполняли Его предписания. При этом нет разницы в видах транспорта. Совершается ли поездка на автомобиле, самолете, корабле, поезде, верхом на животном или пешком – все это является путешествием и во всех этих случаях молитвы сокращаются.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, во время путешествии не совершал дополнительные молитвы перед и после зухр, после магриб и иша, однако соблюдал аль-уитр и дополнительные молитвы перед фаджр.
Нам следует брать пример с пророка, так как Всевышний Аллах сказал: «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример…» («Сонмы».21).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, так же говорил: «Молитесь так же, как вы видели меня молящимся» (аль-Бухари 1/155, Муслим 1/295.)
Общая молитва
Из многих хадисов мы знаем о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, побуждал людей принимать участие в общих молитвах, совершаемых в мечетях.
Так например, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Общая молитва совершаемая человеком, превосходит его молитву дома или на рынке на двадцать пять ступеней по той причине, если он совершил омовение должным образом, а потом вышел из дома только ради того, чтобы совершить молитву в мечети, то в этом случае за каждый шаг, сделанный им, он обязательно будет возвышаться на одну ступень и с него будет обязательно сниматься одно прегрешения, а когда он приступит к молитве, ангелы не перестанут молится за него, пока он будет оставаться на месте своей молитвы, говоря: “О Аллах, благослови его: о Аллах, помилуй его!” -, и молитва любого из вас будет продолжаться все то время, пока он станет ожидать (начало следующей) молитвы.”» (Аль-Бухари и Муслим)
Что же касается Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, то сообщается, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Общая молитва превосходит индивидуальную на двадцать семь ступеней”» (Аль-Бухари, Муслим)
Передают со слов Абдуллаха, известного как муаззин Ибн Умм Мактум, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он сказал: «О посланник Аллаха, поистине, в Медине много (ядовитых) насекомых и диких зверей». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «(Если) ты слышишь (слова) “Спешите на молитву! Спешите к спасению!”, то являйся (на молитву)!» (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Таким образом, благодаря участию человека в общей молитве, Аллах по милости Своей оказывает ему благодеяние, возвышая его, делая его более совершенным и удаляя его дурные дела.
Имам ан-Навави сказал: “Это зависит от положения молящихся в молитве, и поэтому для одних общая молитва становится выше на двадцать пять ступеней, а для других – на двадцать семь, что определяется степенью совершенства молитвы, и тем, в какой мере человеку удается правильно совершать все его действия и проявлять смирение, количеством присутствующих на ней людей, тем, насколько достойными являлись эти люди, а также достоинством места его совершения”.
Однако, общая молитва не только выше молитвы индивидуальной на двадцать семь ступеней, она еще и служит искуплением грехов.
Сообщается, что Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах сказал: «Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Тому, кто совершит омовение должным образом, а потом отправится на обязательную молитву и совершит ее вместе с имамом, простятся его прегрешения”». (Ибн Хузайма в свем “Сахихе”)
Сообщается, что Умар бин Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах сказал: «Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине Аллах Всеблагой и Всевышний восхищается общей молитвой”» (Ахмад)
Человек который постоянно принимает участие в общих молитвах, получит от своего Всеблагого и Всевышнего Господа две награды: во-первых, спасение и освобождение от огня, а, во-вторых, избавление от лицемерия и колебаний, благодаря чему сердце его очистится, он станет искренне повиноваться Аллаху, в сердце его будет помещен свет, который станет озарять его, он освободится от всех пороков и прекратит совершать как незначительные, так и тяжкие грехи.
Если человек будет приходит на общую молитву без опоздания, до первого произнесения имамом слов “Аллах велик” (“Аллаху акбар!”), Аллах позаботится о нем и утвердит в его сердце любовь ко всему достойному и следованию Корану и сунне.
И в результате этого человек будет постоянно полагаться на Аллаха, разум его успокоится, страх его пройдет и он смирится с предустонавлением и Аллаха и Его замыслом, к нему придет мудрость и ему будет указан правильный путь и оказано содействие в достижении правильного.
Таким образом нам следует принимать участие в общих молитвах, чтобы Аллах не лишил нас своих даров и привел нас к счастью в обоих мирах.
Нет сомнении в том, что величина награды, которую дарует нам Всемогущий Властитель, будет зависит от того, как часто мы исполняли свои религиозные обязанности и насколько искренними были в своем поклонении Аллаху, что в особой мере касается молитвы, а это значит, что, услышав слова азана, мы должны поспешить в мечеть, совершить обязательную молитву вместе с имамом и успеть на нее вовремя, после чего вернутся к себе домой или на работу. Кроме того, нам следует совершать и дополнительные молитвы, проявляя смирение и сохраняя присутствие сердца.
И Аллах увеличит нашу награду за совершение молитвы в том случае, если мы будем не только совершать ее, но и призывать к ней людей, пренебрегающих ею. И если посещая разные аулы и города, мы будем рассказывать людям о столпах исламской религии, в том числе и о молитве, являющейся основой этой религии.
И это благодать (баракат) увеличивается тем больше, чем больше людей присутствует на общей молитве, и возрастает всякий раз, как мы направляемся в мечети, и мы просим Высокого и Могущественного Аллаха помочь нам совершать пять молитв вместе с другими, ведь Он может сделать все, что пожелает и Он отвечает просящим.
Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если не будут совершать (общую) молитву любые три (человека, живущие) в селении или в пустыне, шайтан обязательно возьмёт верх над ними, а поэтому следует вам молиться вместе, ибо волк пожирает лишь ту овцу, которая удаляется (от остальных)». (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд)
Добровольная молитва
Аллах Всемогущий и Великий вменил в обязанность каждому мусульманину и мусульманке совершение пяти молитв в течении суток. Поскольку во время молитвы весьма важными являются такие вещи как спокойствие, смирение и присутствие сердце, - ведь может случится и так, что человека занятого молитвой, что-нибудь отвлечет и он не сможет придерживаться всего вышеупомянутого в полном мере – ислам побуждает его совершать и дополнительные молитвы. Чтобы он смог восполнить те или иные недостатки молитвы обязательной, а также потому, что это в огромной степени способствует прощению грехов и возвышению человека перед Аллахом.
Что касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, его сподвижников и тех мусульман, которые последовали его путем, то все они помимо обязательных молитв добровольно и неуклонно совершали еще и определенные дополнительные молитвы.
Ниже мы расскажем о некоторых из таких молитв.
Уитр. Уитр относится к числу тех молитв, которые посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал неуклонно, не пропуская их никогда ни там, где он жил постоянно, ни в пути. Уитр завершает собой ночные молитвы..
Сообщается, что Бурайда, да будет доволен Им Аллах, сказал:
- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Совершение Уитра обязательно, а тот, кто не совершит этой молитвы, не имеет к нам отношения!” –, повторив эти слова трижды. (Ахмад и Абу Дауд)
Уитр можно совершать, начиная со времени окончания вечерней молитвы и до появление зари.
Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Пусть тот, кто боится, что не сможет проснутся в конце ночи, совершит Уитр в начале ее, а кто желает совершит Уитр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей (ангелы) и посещается, и это лучше”» (Муслим)
Дополнительные молитвы, совершаемые до и после обязательных молитв (ас-сунан ар-ратиба). В сумме количество ракатов этих дополнительных молитв, совершаемых мусульманином в течении суток, помимо молитв обязательных, составляет двенадцать ракатов. Конкретно речь идет о двух ракатах, совершаемых до утренней молитвы (фаджр), четырех ракатах до полуденной молитвы (зухр) и двух ракатах после нее, двух ракатах после закатной молитвы (магриб) и двух ракатах после вечерней молитвы (ъиша).
Сообщается, что Умм Хабиба Рамла бинт Абу Суфиан, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Для любого раба Аллаха, исповедующего ислам, который будет добровольно совершать двенадцать ракатов молитв Аллаху в течении суток помимо обязательных (ракатов), Аллах Всевышний непременно построит в раю дом”» (Муслим)
Приветствие мечети
Любой мусульманин входящий в мечеть, должен совершить молитву в два раката в знак приветствия этой мечети. Об этом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал так: “Когда кто-нибудь из вас входит в мечеть, пусть не садится до тех пор, пока не совершит (молитву) в два раката”. (Аль-Бухари, Муслим)
Дополнительные ночные молитвы, совершаемые во время рамадана (таравих). Эти молитвы совершаются после вечерней молитвы в течении всего месяца рамадан.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Тому, кто во время рамадана будет молится, храня веру и надеясь на награду Аллаха, простятся его прежние грехи” (Аль-Бухари, Муслим)
Произвольная, добровольная молитва. К числу таких молитв относится и не перечисленные выше молитвы, совершение которых желательно как ночью, так и днем. Например, добровольная утренняя молитва (саляту-д-духа) или ночное молитвенное бдение (саляту–т-таджахуд).
Саляту-д-духа
Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Каждый день, каждому из вас следует давать садаку, столько раз, сколько суставов есть в его теле. Каждое произнесение слов “Слава Аллаху (Субхан-Ааллах) есть садака, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” (Альхамду ли-Ллях) есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха” (Ля иляха илля-Ллах) есть садака: и каждое произнесение слов “Аллах велик” (Аллаху акбар) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака и удержание от порицаемого есть садака, но все это заменяют собой два раката (добровольной дополнительной молитвы) утром (ад-духа). (Муслим)
Что же касается времени ее совершение “духа” (утро), то она обозначает собой определенный период, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и заканчивается незадолго до полудня, и совершать эту молитву лучше всего именно в это время.
Саляту-т-тахажуд
Молитва совершаемое ночью, лучше дневной молитвы, поскольку она ближе к смирению и искренности. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорит: «Поистине есть ночью такой период, когда Аллах Всевышний обязательно дарует мусульманину любое из благ мира этого и мира иного, если он обратится к нему с мольбой об этом именно в это время, и это бывает еженощно» (Муслим со слов Джабира, да будет доволен им Аллах)
Сообщается, что Сахль бин Саад, да будет доволен им Аллах, сказал:«(Однажды) Джибрииль (ангел) явился к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: “О Мухаммад! Живи сколько хочешь но, поистине, ты умрешь, делай, что пожелаешь, но, поистине, ждет воздаяние за это, люби кого хочешь, но, поистине, ты расстанешься с ним, и знай, что достоинством мусульманина является ночная молитва, а сила его заключается в том, чтобы не испытывать необходимость в обращении к людям с просьбами”» (ат-Табарани и аль-Аусат)
Земной поклон в знак благодарности
В исламе принято совершать земной поклон в знак благодарности Аллаху в тех случаях, когда человеку ниспосылаются очередные милости или когда от него отводится какая-нибудь беда. В подобных случаях мусульманин, находящийся в состоянии ритуальной чистоты после частичного или полного омовения и не совершающий ритуальную молитву, совершает один земной поклон.
Сообщается, что Саад бин абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, выехали из Мекки в Медину, а когда мы приблизились к Азваре, он спешился, воздел руки к небу и в течении какого-то времени взывал к Аллаху. Затем он склонился в земном поклоне и долго оставался в таком положении, после чего встал и снова воздел руки к небу, простояв так в течении какого-то времени. Затем он снова склонился в земном поклоне, и это повторилось трижды, а потом он сказал: “Поистине, я обратился к своему Господу с мольбами и стал ходатайствовать за свою общину, и Он даровал мне треть ее, после чего я совершил земной поклон в знак благодарности моему Господу. А потом я поднял голову и (снова) обратился моему Господу с мольбой за мою общину, и Он даровал мне треть ее, после чего я (снова) совершил земной поклон в знак благодарности моему Господу. А потом я поднял голову и (снова) обратился моему Господу с мольбой за мою общину, и Он даровал мне последнюю треть ее, и я в третий раз поклонился в знак благодарности моему Господу.”». (Абу Дауд)
О смирении во время молитвы
Молитва, совершения которой ислам ждет от людей, не сводится к одному только произнесению определенных слов языком и совершению определенных движении телом, которые не сопровождаются размышлением разума и смирением сердце, а действия человека во время молитвы не должны напоминать собой действия петуха, старающегося побыстрее склевать разбросанные перед ним зерна. Нет требуемой и принятой молитвой станет такая молитва, которой сопутствуют размышления, страх и стремление представить себе величие Того, кому ты поклоняешься.
Аллах Всевышний сказал: «Преуспеют те верующие, которые в молитве своей проявляют смирение…» (Верующие.1-2) Это значит: добьются успеха те верующие, которые во время своих молитв проявляют смирения. Под смирением во время молитвы подразумевают присутствие сердцем пред Аллахом Всевышним, когда молящийся представляет себе, что он близок к Нему.
Сообщается, что сподвижник пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Абдуллах бин Аббас часто говорил: «Два кратких ракаата сопровождаемых размышлением лучше целой ночи молитв с рассеянным сердцем». Именно Такая молитва доставляла радость пророку. Говоря:«О Биляль! Объяви о начале молитвы и принеси нам облегчение ею» (Абу Дауд)
О том, что приводит к смирению и укрепляет его
1. Сохранение спокойствия во время молитвы. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, во время молитвы совершал все движения спокойно, дожидаясь, пока каждая кость не вернется на свое место.
2. Память о смерти во время молитвы. Вспоминать о ней необходимо, поскольку пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда приступаешь к молитве, молись так, как молится прощающий (с этим миром)» Ахмад и Ибн Маджа
3. Размышление над читаемыми аятами и дуа. Это выражается в удалений должного внимания толкованию аятов Корана и произнесение слова «Амин» после прочтение «Фатихи», за что полагается великая награда. Сообщается что пророк да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда имам произносит слова «Амин, произносите его и вы, ибо, поистине, тому, кто скажет это одновременно с ангелами простятся его прежние грехи». (Аль-Бухари, Муслим)
То же самое касается и к ответу на слова имама: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу-», когда молящийся позади него говорит: «Господь наш хвала Тебе» (Раббана уалакльхамд)-, так как и за это полагается великая награда.
4. Отчетливое и красивое чтение Корана, Это необходимо делать, поскольку Аллах Всевышний сказал: «…и читай Коран отчетливо» (Закутавшийся, 4) И это необходимо делать также потому , что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:«Украшайте Коран своими голосами». (Абу Дауд)
5. Знание о том, что Аллах отвечает человеку во время молитвы.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Я разделил молитву между Собой и рабом Своим поровну, и рабу достанется то, о чем он просит». И если раб скажет:(во время чтении фатихи на намазе)«Хвала Аллаху, Господу миров…» - Аллах говорит: «Раб Мой воздал Мне хвалу». И если раб скажет: «…Милостивому, Милосердному…» - , Аллах говорит: «Раб Мой восславил Меня». И если он скажет: «…Царю Судного дня…» -, Аллах говорит: «Раб Мой превознес Меня». И если скажет: «…Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помощи…» -, Аллах говорит: «Это (будет поделено) между Мной и рабом Моим, и достанется рабу Моему то, о чем он просит». И если он скажет: «…веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал , не тех, на кого Ты разгневался , и не заблудших» -, Аллах говорит: «Это – рабу Моему, и будет рабу Моему то, о чем он просит!» “(Ат-Тирмизи и Абу Аюб)
6. Совершение молитвы поблизости от какой-нибудь преграды. Это ограничивает молящегося смотреть вдаль, оградит его от шайтанов и помешает людям проходит перед ним во время молитвы. В соответствии сунной (пример пророка) расстояние между ним и такой преградой должно равняться трем локтям, а расстояние между этой преградой и тем местом, которого он касается лбом во время совершения земного поклона, должно быть достаточным для того, чтобы там могла пройти овца, о чем говорится во многих достоверных хадисах.
7. Следует просить у Аллаха защиты от шайтана. Сообщается, что однажды Абул-Ас, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, поистине, шайтан мне мешает совершать молитву и читать Коран, запутывая меня!» В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Это шайтан по имение Хинзаб, и если ты почувствуешь его (присутствие), то обратись за защитой к Аллаху от него и трижды сплюнь налево». Он сказал: «Я так и сделал, и Аллах удалил его от меня». (Муслим)
8. Необходимо размышлять о том, как молились наши предшественники. Когда Ибн Зубаир становился на молитву, он проявлял такое смирение, что казалось, будто он одеревенел. Сообщается, что однажды, когда Маслама бин Башар молился в мечети и часть стены обрушилась, люди вскочили со своих мест, а он даже не заметил того, продолжая молится. Сообщается также, что некоторые из них во время молитвы уподоблялись брошенной на землю одежде, цвет лица других изменялся, когда они уходили после молитвы, так как они представали перед Всемогущим и Великим Аллахом, а третья, совершая молитву, не знали, кто находится с права и слева от них.
9. Необходимо помнить об отличительных особенностях проявление смирения во время молитвы. Об одной из них пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если любой человек, исповедующий ислам, с наступлением времени обязательной молитвы совершит омовение должным образом, будет проявлять должное смирение и совершать поклоны как надо, это станет для него искуплением прошлых грехов, если только не было среди них грехов тяжких, и так будет всегда.
10. Усердное обращение с мольбами во время земных поклонов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Наиболее близок раб к Господу своему во время совершения им земного поклона, так почаще обращайтесь к Нему с мольбами (в такие моменты)». (Муслим)
Этика обращение с мольбами к Аллаху – дуъа
Значение слова «дуъа» – это просьба обращение к Аллаху Всевышнему, проявление стремление к тому благу, которое находится в Его распоряжении, и обращение к нему с мольбой о том, чтобы желаемое осуществилось, а надежды сбылись.
Самое главное в мольбе к Аллаху – это не придавать Аллаху Всевышнему сотоварищей, то есть не допускать Ширк – многобожье (о чем мы подробно поговорим в следующих главах), которое является непростимым грехом перед Всевышним Аллахом. Аллах Всевышний сказал: «…Поистине Аллах не прощает, чтобы ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает».(«Аль-Ниса»,48)
Рай запрещен многобожникам и Ад – их местонахождение. Всевышний Аллах сказал в суре «Аль-Маида»: «…Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил Рай. Убежищем для него – огонь, и нет для несправедливых помощников!»
В обращении с мольбами к Аллаху желательно соблюдать следующие правила:
1. Наиболее подходящее время обращения. Для обращения с мольбами к Аллаху подходит любое время. Однако есть наиболее подходящие времена и обстоятельства указанные в Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Так, например, передают со слов Джабира бин Абдуллаха, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет для Аллаха более достойного дня, чем день Арафата: (в этот день) Аллах Всевышний нисходит к нижнему небу и с гордостью говорит обитателем небес об обитателях земли: «Посмотрите на рабов моих: они явились ко Мне с всклокоченными волосами и покрытыми пылью телами и пришли отовсюду, надеясь на милость Мою, хотя они и не видели Моего наказания; и не увидит никто такого дня, в которой будет избавлено от огня больше (людей), чем в день Арафата!» (Муслим)
Что касается рамадана, то он предпочтителен для этого по той причине, что: В этом месяце запираются врата ада, отворяются врата рая и шайтанов сажают на цепи, а ангел возглашает с небес: «Радуйся, о стремящийся к благу, прекрати, о стремящийся ко злу!» (Ахмад и ан-Насаи)
Что касается пятницы, то передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Лучшим из дней, когда только вставало солнце, является пятница: в этот день был создан Адам, мир ему, в этот день он был введен в рай и в этот день он был удален из него, и Час (День воскресенья) этот настанет не иначе как в пятницу». (Муслим, Абу Дауд и ан.Насаи)
В этот день мусульманин должен почаще обращаться к Аллаху со своими мольбами, так как есть в нем такой период времени, когда на мольбы человека дается ответ. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Есть в пятницу такой период, когда Аллах Всемогущий и Великий обязательно дарует рабу, исповедующему ислам, то благо, о котором он просит(,если он обращается с этой просьбой) именно в это время (,наступающее) после послеполуденной (аср) молитвы». (Ахмад)
Если говорить о ночи предопределения, то она предпочтительна по той причине, что она лучше тысячи месяцев. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах простит прошлые грехи тому, кто проведет ночь предопределения в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха» (аль-Бухари, Муслим)
В другом хадисе сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: « – (Однажды) я спросила: «О посланник Аллаха, как ты считаешь, что мне следует говорить, если я узнаю о наступлении ночи предопределения?» Он сказал: «Говори:«О Аллах, поистине, Ты – Прощающий и Ты любишь прощать, так прости же меня!» (Аллахумма иннака гафууан тухиббуль гафуа фаъфуанни)» (Ахмад, ибн Маджа ат-Тирмизи)
Что же касается предрассветного времени, то оно являться предпочтительным по той причине, что в этот период сердце еще свободно от всевозможных расстройств , а Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто обращается к Нему в это время, отрешаясь от всего остального. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, богобоязненные (пребудет) в райских садах (среди) источников, получая, что даровал им Господь их, ибо прежде они творили благое, Они спали ночью лишь немного и на заре молили о прощении…» («Рассеивающие», 15-18.)
К числу периодов времени, когда предпочтительно обращаться к Аллаху, относится также и промежуток между азаном и объявлением о начале молитвы (камат). Сообщается, что Агас Ибн Малик, сказал: « – Однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не отвергается мольба, с которой обращаются к Аллаху между азаном и объявлением о начале молитвы». Люди спросили: «Что же нам говорить, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Молите Аллаха о прощении и избавлении (от всего дурного) в этом мире и в мире вечном». (ат-Тирмизи)
Кроме периодов времени известны и благословенные места, в которых обращение к Аллаху более предпочтительно, чем в местах иных. К числу таких мест относится Достопочтенная Мекка , Лучезарная Медина, район горы Арафат, дома Аллаха (мечети), разбросанные по земле.
2. О движениях обращающегося. Обращаясь с мольбой к Аллаху, человек должен повернуться лицом к Каабе и воздеть руки к небу.
Сообщается, что Абдуллах бин Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел к этому месту молитвы, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой о дожде, и он воззвал к Нему и взмолился о ниспослании дождя, обратившись лицом к кибле (Каабе)». (Аль-Бухари)
Сообщается, что Абу Муса аль-Ашъари , да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился с мольбой к Аллаху, а потом воздел руки к небу так, что я увидел белизну его подмышек». (Аль-Бухари)
Передают со слов Сальмана аль-Фариса, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Господь ваш – Живой и Щедрый, и Он устыдится раба Своего, если тот опустит руки ни с чем после, того как поднимает их к Нему» (Абу Дауд )
3. О том, как следует начинать мольбу. Очень желательно начинать обращения к Аллаху следует с восхвалении Аллаха Всевышнего, обращении к Нему по Его прекраснейшим именам и мольбы за пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, что необходимо повторить также в середине и в конце своего обращения.
Сообщается, что Фадаля бин Убайд, сказал: «(Однажды,) когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, услышал, что какой-то человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не обратившись перед эти с мольбой за него он сказал: «Этот человек слишком спешит», после чего позвал его к себе и сказал, обращаясь к нему и к другим: «Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратиться с мольбами к Аллаху, пусть начнет с того, что воздаст Ему хвалу и восславит Его, потом пусть обратится к Нему с мольбой за пророка, а уже потом просит, чего пожелает». (Абу Дауд, 148)
4. О смирении, покорности и настойчивости при мольбе. Аллах Всевышний сказал: «Обращайтесь к Господу своему с мольбами смиренно и тайно, поистине, Он не любить преступающих! Не распространяйте нечестие по земле после того, как она была приведена в порядок, м взывайте к Нему со страхом и стремлением. Поистине, милость Аллаха близка к творящим благое!» («Преграды» 85-56)
Благородный Коран разъясняет нам, что одной из причин того, что мольба Закарийи, мир ему, были услышаны, послужило то, что он обращался к Аллаху смиренно и тайно. Аллах Всевышний сказал: «…и Закарийа, когда он воззвал Господу своему: «Господь не оставляй меня в одиночестве, ведь Ты – лучший из наследующих!» И мы ответили ему, даровав ему Йахйу и сделав пригодной для него жену его. Поистине они спешили творить благое, взывали к Нам, побуждаемые) желанием и страхом, и проявляя смирение по отношении к Нам.» («Пророки», 89-90)
Что касается настойчивости в мольбах, то она является похвальной, поскольку относится к числу смирения и покорности и свидетельствует о том, что человек ожидает от Аллаха только благого. Сообщается, что Абу Зухайр сказал: «Однажды ночью мы вышли (из дома) вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и пришли к одному человеку, который настойчиво обращался к Аллаху со своими мольбами. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, остановился, прислушался к тому, что он говорит, и сказал: «Это станет обязательным, если он завершит!». Его спросили: «Как же он должен завершить, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Сказав «Амин» и ушел, а люди сказали тому человеку: «Говори «Амин» и радуйся!» (Абу Дауд)
Что же касается троекратного повторение мольбы, то необходимость этого обусловлено необходимостью следования примеру пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Сообщается, что Ибн Масъуд сказал: «Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось повторять свои мольбы по три раза и просить Аллаха о прощении по три раза» (Абу Дауд, 1524)
Сообщается, что Убайй бин Каъб сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вспоминал о ком-нибудь и обращался к Аллаху с мольбами за него, то начинал с себя». (Ат-Тирмизи)
Таким образом любому из тех, кто пожелает обратиться к Аллаху с мольбой за другого человека, следует начинать с самого себя, чтобы мольба его была более искренней и увеличилось вероятность того, сто она будет принято. Передают со слов Абу Хурайры, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не говорит:»О Аллах, прости меня, если пожелаешь, помилуй меня, если захочешь!» (Тирмизи)
Пусть каждый проявляет решительность в просьбах, но принудит Его к Чему бы то ни было не в силах никто!» (Аль-бухари, Муслим) Итак мусульманин должен просит своего Создателя проявляя усердие и не колеблясь, так как только Он, слава Ему, способен делать и выбирать и только Он может все.
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи убежденном в (том, что получите) ответ, и знайте, что Аллах не отвечает на такую мольбу, которое исходит от невнимательного и небрежного сердца». (Ат-Тирмизи)
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: «Я обращался с мольбой (к Аллаху), а (Он) не ответил мне!» (Аль-Бухари, Муслим)
Задержка дара ни в коем случае не должна вызывать отчаяния, ибо Аллах, слава Ему, поручился за тою, что даст тебе ответ, но только так, как Он этого пожелает, и тогда, когда Он этого пожелает.
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мольбам раба будут внимать до тех пор, пока он не станет просить о чем-нибудь греховном или о разрыве родственных связей, при условии, что он не станет торопить (события). Люди спросили: «О посланник Аллаха, а что значить торопить?» Он ответил: «Это значит, что он станет говорить: «Я обращался к Аллаху с мольбами много раз, но я не вижу никакого ответа!» -, после чего обращения с мольбами ему в тягость и он отказывается от этого». (Муслим)
Таким образом, одной из причин оставления мольбы без ответа, может стать то, что раб Аллаха начинает торопить события, читая, что ответ на его просьбу задерживается слишком долго, в результате чего он вообще прекращает обращаться к Аллаху со своими мольбами. Человек, поступающий так, уподобляется тому, кто сажает в землю семя или саженец и принимается смотреть за ним и поливать его, а потом вдруг начинает считать, что он растет слишком медленно и забрасывает его.
5. Об обращении к Аллаху тайно. Аллах Всевышний указал рабам Своим путь к тому, как следует обращаться с мольбами к Нему наилучшим образом, сказав: «Обращайтесь к Господу вашему смиренно и тайно…» («Преграды»,85)
Слова «тайно» указывает на то, что обращаться к Аллаху следует про себя, чтобы как можно больше удалиться от всего показного. Именно за это Аллах воздает хвалу Своему пророку Закарийи, о котором Он сказал: «…когда он воззвал своему Господу тайно…» (сура «Марьям», 3) Что же касается шариата, то он определенно указывает на то, что если какие либо из дел благочестия не вменяется в обязанность совершать открыто, то за тайное их совершение награда будет больше, чем за открытое.
Эту главу нашей брошюры , то есть главу об обращении к Аллаху нам бы хотелось завершить следующим хадисом. Передают со слов Абу Саъида аль-Худри, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Кто бы из мусульман не обратился к Аллаху с мольбой о том, в чем не будет ничего греховного и то, что не приведет родственных связей, Аллах непременно дарует ему одну из трех: либо удовлетворить его мольбу уже в этой жизни, либо сделает ее запасом для человека в мире вечном, либо отвратит от него зло, равное (по величине) тому, о чем он просит» (Абу Дауд и ат-Тирмизм).
И на последок нам хочется привести следующие слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Аллах Всевышний сказал: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч Небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (,что заполнят они собой) чуть ли не всю Землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!” (Передал ат-Тирмизи со слов Абу-ль-Аббас Абдуллах Ибн Аббаса)
Сура « Ф А Т И Х А » (Открывающая)
Бисмиллаhир-Рахманир-Рахиим (1) Альхамду лиллаhи Роббил ъаламиин (2) Ар-Рахманир - Рахиим (3) Малики яумид-дин (4) Ийака наъбуду уа йяака настаъиин (5) Ихдинас-сыйротоль мустақиим (6) Сыйротоль-лязиина анъамта ъалайhим ғойриль мағдууби ъалайhим-уаляддоооол-лиин (7) Амин.
Смысловой перевод: С именем Аллаха Всемилостивого, Милосердного (1) Хвала Аллаху, Господу миров (2) Всемилостив и Милосерден Он Один, (3) Дня Судного Один Он властелин. (4) Лишь пред Тобой колени преклоняем и лишь к Тебе о помощи взываем: (5) «Направь прямой стезею нас, (6) Что Ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарен, убереги нас от пути разгневавших Тебя и тех, которые в неверии блуждают»(7)Амин.
Сура «Каусар» (Изобилие)
Бисмиллаhир-Рахманир-Рахиим. Иннаа аътойнаа кал-каусар (1) Фасолли лироббика уа анхар (2) Инна шаани яка hуаль абтар (3)
Смысловой перевод: С именем Аллаха Всемилостивого, Милосердного. Все блага даровали Мы тебе.(1) Так обрати же Господу твои молитвы и жертвоприноси. (2) Ведь тот, кто ненависть тебе питает, отвергнут будет (Им) навечно. (3)
Сура «Ихлас» (Очищение)
Бисмиллаhир-Рахманир-Рахиим. Қуль хуаллаhу ахад (1). Аллаhу ссомад (2). Лям ялид уа лям юуляд (3) Уа лям якуль-ляhу куфуан ахад (4).
Смысловой перевод: С именем Аллаха Всемилостивого, Милосердного. Скажи: «Он – Аллах – един;(1) Извечен Аллах один;(2) Не рождал Он и не был рожден,(3) И с Ним никто не сравним».(4)
Сура «Фалак» (Рассвет)
Бисмиллаhир-Рахманир-Рахиим. Қуль аъуузу бироббиль фалақо(1) Минн шаррима холақо(2) Уаминн шарри ғоосикин изаа уақаб (3) Уаминн шарин-наф-фаа-саатифил ъуқад (4) Уаминн шарри хаасидин изаа хасад (5).
Смысловой перевод: С именем Аллаха Всемилостивого, Милосердного. Скажи: «Ищу спасенья я у Господа рассвета (1) От зла того, что Он создал;(2) От зла спустившегося мрака;(3) От зла того, кто колдовство творит;(4) От зла завистника, когда в нем зависть зреет».
Сура «Нас» (Люди)
Бисмиллаhир-Рахманир-Рахиим. Қуль аъуузу биробинн-наас (1) Маликин-наас (2) Илааhин-наас (3) Минн шаррил уасуасилхон-наас (4) аль-лязии юас-уи-суфии судуурин-наас (5) Миналь жиннати уан-наас (6)
Смысловой перевод: С именем Аллаха Всемилостивого, Милосердного. Скажи: «Ищу спасенья я у Господа людей, (1) Властителя людей, (2) У Бога человеческого рода (3) – От зла недоброго смутьяна, что наущая, исчезает; (4) – Кто смуту вносит в сердце человека (5) – И обитает среди джиннов и людей» (5).
Молитва «ат-Ташахуд» (Свидетельство исповедание веры)
Ат-тахиату лильляhи уа-с-салауату уат-тайибат
ассаламу ъалейка айюhан-набиу уа рахматуллаhи уа баракатуh.
Ас-саламу ъалейна уа ъала ибадиль-ляхи-с-солихин.
«ашhаду ал ля иляhа илляллаh уа ашhаду ан-на Мухаммадан ъабдуhу уа расуулуh»
Смысловой перевод: Приветствия Аллаху и молитвы и благие дела, мир тебе о пророк, и милость Аллаха и Егоблагословения, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник.
Молитва «Ибраhима»
Аллаhумма солли ъала Мухаммадин уа ъала али Мухаммад, кама солейта ъала Ибраhима уа ъала али Ибраhим.
Иннака хамидум-мажид.
Аллаhумма барик ъала Мухаммадин уа ъала али Мухаммад, кама баракта ъала Ибраhима уа ъала али Ибраhим.
Иннака хамидум-мажид.
Смысловой перевод: О Аллах! Ниспошли мир Мухаммаду, и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты мир Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине Славен Ты и достоин похвалы! О Аллах! Благослови Мухаммада, и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Поистине Славен Ты и достоин повалы!
И на последок нам хочется привести следующие слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Аллах Всевышний сказал: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч Небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (,что заполнят они собой) чуть ли не всю Землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!” (Передал ат-Тирмизи со слов Абу-ль-Аббас Абдуллах Ибн Аббаса)
Истинное знание у Аллаха, хвала Ему! Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семейство и последователей.
Ас-Саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
Редакция сайта www.islamic.kz
Оставить комментарий