С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
На какие части тела женщины дозволено посмотреть перед никахом?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Важность смотрения перед женитьбой на ту, к кому посватались
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщину берут в жены из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее знатности, из-за ее красоты и из-за ее религии. Так ищи же ту, которая придерживается заповедей религии!» аль-Бухари 5090, Муслим 1466.
Это и есть причины, по которым женится человек. Однако то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделил именно религиозность женщины, не означает, что красоте и внешности не следует придавать никакого значения. Дело в том, что религиозность должна стоять на первом месте. И вместе с тем, сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто велел своим сподвижникам смотреть на тех, на которых они желали жениться, чтобы они жили в любви и согласии. Аль-Мугъира ибн Шу‘ба рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я посватался к одной женщине, он спросил меня: «Ты посмотрел на нее?» Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Так сделай это, ибо поистине, это поспособствует тому, чтобы между вами была любовь, согласие!»” Ахмад 4/144, ан-Насаи 2/73, ат-Тирмизи 1/202, Ибн Маджах 1866. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Это великий и важный хадис, которым нельзя пренебрегать.
Абу Хурайра рассказывал: “Однажды один человек решил жениться на женщине из числа ансаров и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Посмотри на нее, поистине, в глазах ансаров есть что-то». т.е. они маленькие»”. Муслим 4/142.
Также Абу Хурайра рассказывал, что однажды пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какая жена является наилучшей?” Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее; повинуется ему, когда он повелевает ей; не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в расходовании его имущества». Ахмад 2/251, ан-Насаи 2/72. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Все это указывает на ту важность, которая придается в Исламе смотрению перед никахом друг на друга. Ведь сколько можно услышать слов, как от мусульман, так и мусульманок: «Куда мы смотрели, когда женились (выходили замуж)?!»
Прекрасное наставление делал по этому вопросу имам Ахмад, сказавший: “Если мужчина решил посвататься к женщине, то сначала ему следует узнать о ее красоте, и если его это устроит, то тогда спросить о ее религиозности, и если это будет похвалено, то тогда жениться на ней. А если ему не понравится ее религиозность, то тогда он оставит ее по причине ее религиозности. Но не следует сначала спрашивать о религиозности, ибо если в этом ее похвалят, а в красоте нет, то получится, что он отверг ее по причине ее красоты, а не религиозности!” См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 2/621.
На какие части тела женщины дозволено посмотреть посватавшемуся?
Усвоив важность смотрения на невесту перед никахом, возникает следующий вопрос: «А на что дозволено смотреть?»
Относительно вопроса, на какие части тела женщины, на которой хотят жениться, можно смотреть, среди ученых есть три мнения:
Первое: Можно смотреть на лицо и кисти рук. Это мнение большинства ученых.
Второе: Можно смотреть на то, что чаще всего остается открытым. Т.е. домашний вид, как волосы, шея, лицо, руки до локтей, голени.
Третье: Дозволено смотреть на все ее тело. Этого мнения придерживался Дауд – основатель мазхаба захиритов и Ибн Хазм, а также это одно из трех мнений имама Ахмада.
Об этих мнениях упоминает имам Ибн Хазм в “аль-Мухалля” 10/30, имам аль-Мардауи в “аль-Инсаф” 8/19, шейх Ибн аль-Къайим в “Тахзиб ас-Сунан” 3/25-26.
Причиной разногласия в этом вопросе стало понимание известного хадиса: «Если кто-либо из вас посватается к женщине, то если он сможет посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть это сделает». Ахмад 3/346, Абу Дауд 2082. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Что касается третьего мнения, то ученые отнесли его к отклоненному мнению, выходящему за религиозный дух, и оно является явно ошибочным. Имам ан-Науауи сказал о мнении, что можно смотреть на все тело женщины: “Это явная ошибка, которая противоречит основам Сунны и единогласному мнению ученых!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/132.
Наиболее же правильным мнением является второе. А упомянутый хадис явно опровергает первое мнение, что дозволено смотреть только на лицо и кисти. О том, что дозволено смотреть на лицо и кисти рук женщины, к которой посватались, нет вообще разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 4/454.
И если бы дозволенно было смотреть только на лицо и кисти рук женщины, то в чем тогда смысл слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если он сможет посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть это сделает»?!
Это понимание подтверждается передатчиком этого хадиса – сподвижником Джабиром ибн ‘Абдуллахом, который передав этот хадис, сказал: “Когда я посватался к одной девушке, я спрятался так, что увидел то, что побудило меня к никаху на ней, после чего я женился на ней”. Абу Дауд 2082.
А в другой версии этого хадиса Джабир сказал: “Когда я посватался к одной девушке, я спрятался за деревом и увидел то, что побудило меня к никаху на ней”. Ахмад 3/346.
Неужели он спрятался для того, что просто взглянуть на лицо?
Также сообщается, что когда Мухаммад ибн Масляма подсматривал за одной женщиной возле ее пальмы, увидев его, ему сказали: “Ты делаешь это, несмотря на то, что являешься сподвижником пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” На это он ответил: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кому-либо из вас впала в душу помолвка к женщине, то нет проблем в том, чтобы он посмотрел на нее!»” Ибн Маджах 1846, Са’ид ибн Мансур 519. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Этот поступок сподвижника Мухаммада ибн Маслямы, который наблюдал за женщиной без ее ведома, так же является доводом против того мнения, что дозволенно смотреть только на лицо и кисти рук. Разве можно себе представить, что он наблюдал за женщиной тайком, если бы она была в том виде, в котором появляется на улице или же даже в никъабе? Тогда зачем бы ему делали порицания те, кто его увидел?
Сообщается, что имам аль-Ауза’и говорил: “Можно смотреть на мясистые места”. См. “аль-Мугъни” 7/454, “Шарх Сахих Муслим” 5/132.
Имам ас-Сан’ани говорил: “Хадис: «посмотреть на то, что побудит его жениться на ней», является общим и относится ко всему, что подразумевает в себе смотрение. И это подтверждается пониманием сподвижников, что приводит ‘Абдур-Раззакъ и Са’ид ибн Мансур, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб открыл голени Умм Кульсум дочери ‘Али (когда посватался к ней)”. См. “Субулю-Ссалям” 3/11.
Имам ас-Сан’ани имеет в виду сообщение, которое передается от Абу Джа’фара аль-Бакъира, рассказавшего, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб посватался к Умм Кульсум – дочери ‘Али ибн Аби Талиба, он поднял подол ее одежды и посмотрел на ее голень, на что она сказала: “Опусти, если бы ты не был правителем-правоверных, то я дала бы тебе по шее!” ‘Абдур-Раззакъ 5/163, Са’ид ибн Мансур 521.
Иснад этого сообщения достоверный и все передатчики надежные, однако, шейх аль-Альбани сказал, что Абу Джа’фар аль-Бакъир не застал в живых ‘Али и тем более ‘Умара, поэтому иснад этого сообщения прерванный. Затем шейх аль-Альбани процитировал слова имама Ибн аль-Къайима из «Тахзиб ас-Сунан» 3/25-26: “Сказал Дауд: «Смотрит на все ее тело». А от Ахмада передается три мнения: Первое, что смотрит на лицо и кисти рук. Второе, смотрит на то, что в основном не прикрыто (дома), как шея, голени и т.п. Третье, сморит на нее всю, на ‘аурат и не ‘аурат”. После чего шейх аль-Альбани сказал: “Я говорю, что второе мнение ближе к внешнему смыслу хадиса и поступкам сподвижников, опиравшихся на него”. См. “ас-Сахиха” 1/207.
На основании упомянутого становится ясно, что более сильным является второе мнение, и ему отдали предпочтение также шейх Ибн Баз, шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин.
Спросили шейха Ибн База: «Каково постановление относительно смотрения на невесту, когда она наряжена и без хиджаба на голове?» Шейх ответил: “Нет в этом проблем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел смотреть на ту, к кому посватались. Сунна является для посватавшегося посмотреть на ее лицо, волосы, руки, ступни. Нет в этом всем проблем. Однако чтобы при этом он не уединялся с ней! Пусть смотрит без уединения, в присутствии ее отца, матери, или кого-либо другого”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”, /Фикъх аз-зауадж/.
Можно ли смотреть на ту, к кому посватались больше, чем один раз?
Если человек уже посмотрел на ту, к кому посватался и определился в своем решении, то не следует ему смотреть на нее после этого и общаться с ней без нужды, без пока он не жениться на ней, она все еще посторонняя для него женщина. Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Дозволено ли тому, кто посватался к девушке, чтобы он часто навещал ее и сидел с ней и членами ее семьи? Или же он посещает ее один раз и все, когда смотрит на нее при ее родных?» Шейх ответил: “Да, тот, кто посватался, не следует ему часто навещать ее и общаться с ней. Он смотрит на нее, чтобы ему стало ясным дело (ее внешность) Если с первого раза ему не стало это ясным, и решил снова взглянуть, то нет проблем. Может повторить это, пока ему не станет ясным. Однако после это, когда он уже утвердился в помолвке, то нет нужды уже навещать их”. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 10/81.
Можно ли смотреть на нее без ее ведома?
Нет никакого запрета в том, чтобы посмотреть на женщину, на которой человек хочет жениться, даже если она не будет знать об этом, и даже если сватающийся увидит ее в домашнем одеянии, поскольку не является условием того, чтобы посмотреть на ту, к кому посватались, ее согласие. Доказательством этому служит вышеприведенный хадис от Мухаммада ибн Маслямы, а также хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-либо из вас посватается к женщине, то нет на нем греха, если посмотрит на нее, если он смотрит для того, чтобы жениться, даже если она не будет знать об этом!» Ахмад 5/424, ат-Табарани 1/52. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 97.
Нельзя оставаться наедине с той, на ком есть намерение жениться
Нет разногласия в том, что нельзя оставаться наедине жениху и невесте, независимо от того, желает он на нее посмотреть или же просто поговорить! Шейх Ибн Баз сказал: “Сунна является для посватавшегося посмотреть на ее лицо, волосы, руки, ступни. Нет в этом всем проблем. Однако чтобы при этом он не уединялся с ней! Пусть смотрит без уединения, в присутствии ее отца, матери, или кого-либо другого”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”, /Фикъх аз-зауадж/.
Может ли девушка отказаться показать свыше лица и кистей рук?
Следует отметить, что никто не имеет права принудить женщину показать тому, кто посватался к ней, свыше лица и кистей рук, если она отказывается это сделать. См. “аль-Мугъни” 7/456.
Быть может она и ее родные придерживаются мнения, что нельзя смотреть ни на что, кроме лица и кистей рук, или же она стесняется и т.п.
Не имеет право смотреть на женщину никто, кроме того, кто твердо вознамерился жениться на ней, особенно на то, что свыше лица и кистей рук
Все упомянутое в данной статье является исключением, которое дозволено только при серьезном намерении жениться! Имам Ибн аль-Къаттан сказал: “Если тот, кто посватался к женщине знает, что она не выйдет за него замуж, или что ее опекун не разрешит ей, то ему не дозволено смотреть на нее, даже если он уже посватался к ней!” См. “Ахкаму-нназар” 391.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
А’маш
Оставить комментарий