Как устанавливают по шариату наступление месяца рамадан?
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Узаконенным путем определения наступлений месяца рамадан является зрительная фиксация новолуния. И необходимо, чтобы наблюдали за новолунием те, кто заслуживает доверия, по причине их приверженности религии и хорошего зрения. Если же они заметили новолуние, то является обязательным поступать согласно с этой зрительной фиксацией луны. Начинают пост, если новолуние указывает на наступление месяца рамадан, так же, как и завершают его, если новолуние указывает на наступление месяца шаууала. И недопустимо опираться на вычисление астрономических абсерваторий, если не было зрительной фиксации. Но если была зрительная фиксация, даже если путем астрономических абсерваторий, то это принимают в расчет. Исходя из слов Пророка (ﷺ): “Когда увидите новолуние, то начинайте поститься, и когда увидите его, то прекращайте”.
Что касается вычисления, то поистине, недозволенно поступать в соответствии с ним так же, как и недопустимо опираться на него. А что касается использования бинокля, с помощью которого удается вблизи увидеть новолуние, то нет в этом проблем. Однако это не является обязательным, ибо внешне Сунна указывает на то, чтобы опирались на обычное видение, а не на что-то иное. Однако если его использовали, после чего увидел его тот, кто заслуживает доверия, то, воистину, поступают согласно с этой зрительной фиксацией. Раньше люди использовали бинокль. Они поднимались на минарет в тридцатую ночь месяца шаъбана, или же в тридцатую ночь месяца рамадана, и наблюдали за новолунием с помощью бинокля.
В любом случае, если подтверждена зрительная фиксация с помощью любых средств, то поистине, является обязательным поступать в соответствии с этим видением. Исходя из обобщенных слов Пророка (ﷺ): “Когда увидите новолуние, то начинайте поститься, и когда увидите его, то прекращайте”» (См. “Китаб ад-Даъуа (5) 2\152-156).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, после того как упомянул доводы относительно того, что следует определять месяц рамадан с помощью зрительной фиксации новолуний, сказал: «Это довод на то, что ученые единогласны в том, что определение наступления рамадана и хаджа (или различных обрядов поклонения), а также определение завершения рамадана определяется с помощью видения новолуний по мере возможности. Но не определяется с помощью вычисления и календаря, как определяют римляне, персы, копты, индусы, а также люди Писания – иудеи и христиане. Некоторые ученые передавали, что людям Писания, которые жили до нас, тоже было велено определять время поста и поклонения с помощью видения новолуний. Как указал на это Всевышний Аллах в Своих словах: “Вам предписан пост, как был он предписан тем, кто был до вас” (аль-Бакара,183). Однако люди Писания изменили это.
Поэтому Пророк (ﷺ) запретил начинать поститься за день или за два до наступления рамадана. И ученые объяснили это тем, что он (ﷺ) опасался того, что добавят к обязательному посту то, чего не имеет к нему отношения, как добавили люди Писания из христиан. Ибо они добавили к своему посту, установили наступление его в тех периодах, что между летом и зимой (т.е. в осеннии сезон), и установили для поста путь вычисления, по которому они определяют наступление его» (См. “Иктида сырат ал-Мустаким” стр.76-77).
Из книги «О посте в месяце Рамадан»
Оставить комментарий