Шейх Мухаммад ибн ‘абдиль-Уаххаб аль-Уассаби
С дозволения Аллаха Всевышнего, ниже я хотел бы представить краткую биографию уважаемого шейха, ученого Йемена, Мухаммада ибн ‘абдиль-Уаххаба аль-Уассаби, хафизаху Ллах, чтобы братья и сестры знали об это большом ученом, о его призыве, о похвальных отзывах ученых в его адрес.
Итак …
Его имя и происхождение:
Зовут его: абу Ибрахим Мухаммад ибн ‘абдиль-Уаххаб ибн ‘Али аль-Уассаби аль-‘Абдили аль-Йамани
Аль-Уассаби - от места Уасаб ас-Сафиль, провинции Заммар, запад Заммара, примерно 8 часов на машине.
Аль-‘Абдали - от имени племени “бану ‘абдиЛлях”, который находится в Уассаб ас-Сафиль.
Родился шейх в пятидесятых годах примерно того века, в племени “бану ‘абдиЛлях”, и детство провел там. Уже с раннего возраста он стремился изучать истину и крепко держался за нее.
Требование знаний:
Он начал обучение в школе, изучал там письменность и чтение, вместе с отцом заучивал Куран.
Будучи подростком, он отправился в Саудию, учился там в аль-Хараме, в Мекке. Так же некоторое время требовал знание в институте при аль-Хараме.
Затем он вернулся в свой город и стал призывать людей к таухиду (единобожию), стал порицать ширк (многобожие), бид’а (новшества) и слепое следование мазхабам. Встали против его призыва те, кто встал, и стали они его порицать. Причиной этого было то, что люди того времени и места жили слепо следуя мазхабу аш-Шафи’и (и не хотели принимать то, что соответствовало доводу, хотя и противоречило этой правовой школе), так же сильное влияние было там у секты суфиев, с их новшествами и многобожием.
Но в последствии люди приняли Сунну и она распространилась в этих землях, а причиной этому был благородный шейх (аль-Уассаби) и другие из обладающих знанием.
Так же шейх совершил путешествие в Даммадж, к шейху Мукбилю, рахимаху Ллах, и находился там 4 года, за исключением зимы. Он учился там сам и обучал студентов.
Переезд в аль-Худейду:
В городе Худейда (это портовый город на Красном море) была построена мечеть, чтобы шейх мог там преподавать, и он переехал туда. Это мечеть Сунны, шейх остановился там и начал свой призыв, уроки, начал составлять книги, отвечать на волнующие и важные вопросы. Вместе с ним переехали туда многие требующие знания. Сунна стала распространяться и там.
Его труды:
Шейх обладает большим потенциалом и способностью в составлении книг, из его трудов можно упомянуть следующие:
1 - القول المفيد في أدلة التوحيد (чем-то напоминает матн “китаб ат-Таухид”, он написал его более чем 20 лет назад)
2 - «إيضاح الدلالة في تخريج حديث: «لا اعتكاف إلا في المساجد الثلاثة
3 - القول الجلي في عمرة المكي
4 - عدد درجات المنبر
5 - حكم رضاع الكبير
Шейху принадлежит более 80-ти работ, как об этом рассказал брат Мухаммад ибн Яхья аль-Уассаби, что он слышал это от самого шейха, на одном из его уроков.
Сам шейх Мукбиль, рахимаху Ллах, хорошо отозвался о шейхе и его работах, сказав: “Он мастер в тахкыйке (исследование, проверке), в составлении работ, книг, а его слова в хадисе достигают предела мастерства”. (из книги “ат-тарджама” шейха Мукбиля)
Так же в книге “Ийдах ад-Даляля” шейх говорил: “Он объединил в себе (знание наук) фикх и хадис, он помнит биографии ученых, разногласия их (в вопросах религии), помнит степени достоверности хадисов”.
Его усердие на пути призыва к Сунне, на пути распространения ее словами и делами:
Шейх Мухаммад аль-Уассаби есть живой пример того, как на практике нужно воплощать Сунну. Все это проявляется в его жизни, в еде, питье, отношениях семейных, в призыве, в молитве, посте … и других видах поклонения.
Во всех своих встречах он побуждает к Сунне, как мы1 слышали это от него на уроках. Он иногда говорил: “Сунна - это чтобы махр был 500 дирхемов, что равно примерно 5000 йеменских риалов, и лучший путь - это путь Мухаммада, мир ему и благие приветствия, и ахлис-Сунна будут первыми если пожелает Аллах (будут превосходить всех), и я, хвала Аллаху, сделал это на практике с моими дочерьми, я сказал: 5000 риал - это будет ваш махр.
Давайте воплощать Сунну на практике, давайте стараться быть суннитами в словах и делах, это считается призывом, призывом на практике к благому, к благодати, клянусь Аллахом”. (сл. запись “ахкам аз-Зауадж”)
Так же он говорил: “Мы, рабы Аллаха, требуется от нас, чтобы мы поступали в соответствии с Исламом, и чтобы мы практиковали его, если хотим быть счастливыми и преуспевшими, тогда мы обретем счастье в этом мире и в мире вечном, если будем поступать в соответствии с Исламом словами, делами, на практике”.
Говорил шейх Мукбиль, рахимаху Ллах, про шейха аль-Уассаби: “Он силен в своей любви к Сунне”, так же: “Если стала явной ему истина, то он хватался за нее коренными зубами, и ничто не могло отвратить его от этого”.
Так же он говорил:
“Его любовь к ахлис-Сунна сильна, как сильно его порицание к ахлиль-бид’а”.
“Озабоченность его - это ‘акыйда”2.
“У него правильное понимание в извлечение пользы”.
“У него сильная ненависть к порочным и отвратительным сектам, которые разорвали целостность мусульман”.
“Скромность, мягкость, благоразумие, доброта, терпение и выносливость - это то, чем одарил его Аллах, и по причине этого любят его студенты и простолюд” (см. вступление к “аль-кауль аль-муфид”)
Его отношение к мубтади’а (сектантам):
Шейх известен своим ненавистным отношением к новшеству и сторонникам новшества, и многие большие ученые свидетельствуют об этом.
Говорил шейх Мукбиль, рахимаху Ллах: “Шейх Мухаммад (аль-Уассаби) - он призывающий к единению мусульман, он предостерегающий от сект…он ненавистный к сторонникам новшеств (мубтади’а), ко всем согласно их новшествам”. (см. вступление к “Иийдах ад-Даляля”)
Говорил так же шейх в вступлении к “тануир аз-зулюмат” шейха Мухаммад аль-Имама: “Из современных ученых, которые были и есть противниками приверженцев заблуждения: шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани, шейх ибн Баз, шейх Раби’ и другие. В Йемене: шейх Мухаммад ибн абдиль-Уаххаб аль-Уассаби, шейх ‘абдуль-‘Азиз аль-Бура’ий, шейх ‘абдуЛлах ибн Усман, шейх Усман аль-‘Атами, шейх Яхья Хаджури, шейх Ахмад ибн Са’ид аль-Хаджури, шейх ‘абдуРракыйб аль-Иббий, и среди них шейх Мухаммад аль-Имам, который объединил между словами, делами и призывом”.
Так же во вступление к “Фатх аль-Уаххаб” шейха Яхьи он говорил: “В наше время среди благородных ученых, которые встали против бид’а, такие как: шейх ибн Баз.. в Йемене: шейх ‘абдуль’Азиз аль-Бура’ий, шейх Мухаммад ибн абдиль-Уаххаб, шейх Мухаммад аль-Имам, шейх ‘абдуль-Мусауир, так же почтенный шейх, суннит, саляфит, уроки которого не прекращаются, а книги его сражаются с ахлиль-бид’а - шейх Яхья аль-Хаджури”.
Его аскетичность и богобоязненность:
Шейх Мухаммад аль-Уассаби из аскетов этого времени, терпеливый, мягкий, добрый. Мы слышали как он сам рассказывал о своей учебе, и говорил: “Когда мы учились в аль-Хараме (имеется в виду институт аль-Харама), нам в день давали по 1-му риалу, и это было нашем довольством на целый день, и мы терпели ради получения знаний, и не влезали в долги, если было что-то у меня, я покупал из того, что облегчил мне Аллах, а если не было у меня денег, то я терпел и не брал в долг. Так жил мой отец, и я не перестаю поступать как он”.
Шейх Мукбиль, рахимаху Ллах, так отозвался о нем: “Аскет, богобоязненный, терпеливый к бедности и трудностям”.
Вместе с этим шейх из скромнейших людей, как это и должно быть у ахлис-Сунна, как об этом говорил так же шейх Мукбиль, рахимаху Ллах: “Мы прибегаем к Аллаху от того, чтобы продавать нашу религию за мирскую долю, за фонды или за то, что подобно этому, как сделал абу аль-Хасан (аль-Маъриби)”, так же сказал: “Ахлис-Сунна - их призыв, нет в нем бид’а, нет сектантства, нет фондов, нет призыва к сбору имущества, как сказал Всевышний Аллах …
وَلَا يَسْأَلْكُمْ أَمْوَالَكُمْ ﴿﴾ إِنْ يَسْأَلْكُمُوهَا فَيُحْفِكُمْ تَبْخَلُوا وَيُخْرِجْ أَضْغَانَكُمْ
и не попросит у вас вашего имущества
Если же Он попросит у вас его и проявит настойчивость, то вы поскупитесь, и Он выведет наружу вашу злобу (или зависть)
Сура Мухаммад, 36-37
Ахлис-Сунна не собирают людей ради имущества”.
Его учителя:
Учителей у шейха Мухаммада было много, от кого-то он взял немного, от кого-то больше, из них:
- шейх Альбани
- шейх ибн Баз
- шейх ‘Усеймин
- шейх Мукбиль
- шейх Салих ибн Хумейд, рахимахуму Ллах.
Его ученики:
Их так же много, они обучались у него кто много кто мало, из них:
- шейх Яхья аль-Хаджурий
- шейх Джамиль ас-Сальуи
Так же многие большие требующие знания в Даммадже, так же многие требующие знания в Худейде, из них:
- шейх Мухаммад аль-Мухаммади
- шейх Садик аль-Бейдани
- Мухаммад Бамусий
- Фадыль аль-Уассаби и другие.
Похвала ученых в адрес шейха аль-Уассаби:
Сказал шейх Мукбиль, рахимаху Ллах, во вступлении к “Ийдах ад-Даляля”: “Достопочтенный шейх Мухаммад ибн ‘абдуль-Уаххаб аль-Уассаби, шейх таухида, хадиса и фикха, обладающий прекрасными нравами, богобоязненный аскет, милостивый воспитатель, призывающий к единению мусульман, предостерегающий от сект, терпеливый к бедности и трудностям, мудрый в призыве, который любит саляфов этой уммы, и ненавидит нововведенцев, каждого по мере его бид’а. Мы просим Аллаха, чтобы Он укрепил нас и его на истине, и чтобы Он завершил наши дела благим завершением, поистине Он слышащий мольбы”.
Так же он сказал в “ат-Тарджама”, стр. 165: “Призывающий к Аллаху, аскет, терпеливый, он мастер в тахкыйке (исследование, проверке), в составлении работ, книг, а его слова в хадисе достигают предела мастерства. Основатель научного центра в аль-Худейде, в мечети “ас-Сунна””.
На некоторых уроках своих он так же говорил:
“Если бы поступили они по справедливости, то сделали бы шейха Мухаммада муфтием Йемена”.
“Если я умру, то держитесь шейха Мухаммада ибн ‘абдиль-Уаххаба”.
“Из современных достопочтенных ученых, которые были и есть противниками приверженцев заблуждения: шейх Мухаммад ибн абдиль-Уаххаб аль-Уассаби..”
Сказал ученый шейх Ахмад Саляма, рахимаху Ллах: “Поистине брат, ученый, Мухаммад ибн ‘абдиль-Уаххаб аль-Уассаби, подарил мне свое послание которое назвал “аль-Кауль аль-Муфийд”…” (см. вступление к “аль-Кауль аль-Муфид”)
Сказал шейх Ахмад ан-Наджми, рахимаху Ллах: “Почтенный ученый, шейх Мухаммад ибн ‘абдиль-Уаххаб аль-Уассаби”. (см. вступление к “аль-Кауль аль-Муфид”)
Сказал шейх Яхья (аль-Хаджурий): “Шейх Мухаммад ибн ‘абдиль-Уаххаб аль-Уассаби - шейх благородный, доверенный, аскет, терпеливый, ученый почтенный … из предводителей Сунны, которому Аллах дал спокойствие, твердость (на Сунне), наделил его любовью к ней и её приверженцам. Его увещевание дороже чем жемчуг, у него есть работы написанные, среди которых: “аль-Кауль аль-Муфид” … у него есть научный центр благословенный в аль-Худейде, в котором он дает полезные уроки”. (см. “ат-Табакат”)
Сказал шейх Мухаммад аль-Имам: “Наш отец, шейх Мухаммад ибн ‘абдиль-Уаххаб аль-Уассаби”, хафизаху Ллах”.
В завершение:
Эта небольшая статья, в которой биография шейха, хафизаху Ллах, суть ее - знания об этом благородном шейхе, о его старании. Рассказ же подробный о нем может занять много времени, и к Аллаху наши обращения.
——————————————————————
1 - это слова составителя биографии, которая взята с сайта: http://www.ahl-elathar.net/vb/showthread.php?t=2041
2 - то есть все его стремление и усердие направлено на изучение и распространение правильных вероубеждений
Перевел Марат абу Зейнаб
17-го числа, месяца Раби’ аль-Ауаль, 1434 г.х.
(29 января 2013 г)
Оставить комментарий