shadow
Скачать статью в формате WORD (DOC)

БисмилЛяхи Ар-Рахмани Ар-Рахим

О запретности препирательств относительно религии, и о предостережении от спорщиков

Абу ‘Алия сказал: « Два аята в Книге Аллаха насколько же суровые (или устрашающие) в отношении тех, которые препираются относительно Корана: «Знамения Аллаха оспаривают только неверующие» (Гафир 4).

А также: «А те, которые спорят относительно Писания, находятся в полном разладе с истиной» (аль-Бакара 176)»  (См аль-Байхакъи «Шу’абуль-иман» 2 \422 и ибн Батта «аль-Ибана» 540).

Всевышний Аллах сказал: «Нет места доводам между нами и вами» (аш-Шура 15).

Муджахид, в толковании этого аята, сказал: «(То есть) нет места спорам между нами и вами» (аль-Бухари «сахихе» 4\1819, ат-Табари «тафсир» 25\18, Абу Ну’аим « Хильйатуль-аулийа» 3\298 и ибн Батта «аль-Ибана» 648).

От Айшы (да будет доволен ею Аллах) передано, что посланник Аллаха (соллаЛлаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Поистине, самым ненавистным для Аллаха, среди людей, является — непримиримый спорщик!»

А в другой версии было сказано: «Поистине, Аллах ненавидит непримиримого спорщика» (аль-Бухари 5\127 и Муслим 2054).

Также Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Для посланника Аллаха (соллаЛлаху ‘алейхи уа саллам) самым ненавистным, среди людей, был — непримиримый спорщик» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 523).

Однажды некоторые сподвижники посланника Аллаха (соллаЛлаху ‘алейхи уа саллам) спорили относительно аятов Корана, что даже повысились их голоса. После чего вышел к ним посланник Аллаха (соллаЛлаху ‘алейхи уа саллам), разгневанный, что даже его лицо покраснело, бросив в них песок, сказал: “Успокойтесь, о народ! Именно по этой причине погибли те, кто жил до вас, поскольку они разногласили со своими пророками и приводили одни аяты Писания в противовес другим. Поистине, аяты Корана не были ниспосланы, чтобы опровергать друг друга, а, воистину, они были ниспосланы, чтобы подтверждать друг друга. То, чего узнали из Корана, поступайте в соответствии с Ним. А то, чего не знаете, то обратитесь с этим к тому, кто знает это” (Имам Ахмад 6702. Достоверность подтвердил шейх Альбани в “Акида ат-Тахауийа”1\218 ).

А в другой версии говорится, что однажды посланник Аллаха (соллаЛлаху ‘алейхи уа саллам), гневный, вышел к людям, которые спорили относительно предопределения Аллаха, что даже у посланника Аллаха (соллаЛлаху ‘алейхи уа саллам) от сильного гнева покраснело лицо, подобно зерну гранаты. Затем сказал: “Что с вами, почему вы приводите одни аяты Аллаха в противовес другим? Ведь по этой причине погибли те, кто жил до вас” (Ибн Маджа 85 и имам Ахмад 6668. Шейх Альбани назвал хадис хорошим в “сунан”).

Шейх Усаймин говорил: «Да, Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. То, чего тебе известно, то поступай в соответствии с ним. Будь это приказ, запрет или какое-либо сообщение (т.е. если это приказ, то выполняй, если это запрет, то сторонись, а если это сообщение, то твердо верь в него — прим. пер). А то, чего тебе неизвестно, то скажи: “Аллаху об этом лучше известно” И не возлагай его на себя» (См. Шейхуль-Ислам ибн Таймия “иктидаус-сыратуль-мустаким” стр.38).

Также посланник Аллаха (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Не препирайтесь относительно религии Аллаха и не приводите одни аяты Аллаха в противовес другим (См. аз-Захаби «Мизан аль- и’тидал» 2\348 и ибн Батта «аль-Ибана» 642).

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передано, что пророк (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам), обращаясь к тем, кто спорил относительно аятов Корана,  сказал: «О люди, не приводите одни аяты Аллаха в противовес другим, ибо это вселяет в ваши сердца сомнение! Какой бы народ не сбивался с прямого пути, кроме как по причине (их) препирательства» (ат–Табари « тафсир» 25\88 и ибн Батта «аль-Ибана» 796).

Также Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что посланник Аллаха (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Какой бы народ не сбивался с прямого пути, после прямого руководства, кроме как по причине (их) препирательства». После чего прочитал аят: «Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися! » (аз-Зухруф, 58)» (ат-Тирмизи 3253. Шейх Альбани назвал хадис хорошим «Сахих сунан ибн Маджа» 1\14).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается о том, что пророк (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Препирательство относительно Корана является неверием (куфр)» (Абу Дауд 4603. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса «Сахих сунан Абу Дауд» 3\117).

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передается о том, что посланник Аллаха (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Я гарантирую дом на краю Рая тому, кто оставит спор, даже если он прав, дом в середине Рая и на вершине Рая» (Абу Дауд 2051, аль-Байхаки «Сунан аль-Кубра» 10\349 и ибн Батта «аль-Ибана» 533).

Джабир рассказывал: «Мухаммад ибн ‘Али сказал мне: «О Джабир, не препирайся, поистине, спор объявляет ложным Коран» (См. аль-Хатыб «Тарих багдад» 5\321 и ибн Батта «аль-Ибана» 542).

Мухаммад ибн Уаси’ рассказывал о том, что он слышал как Муслим ибн Ясар говорил: «Остерегайтесь споров, поистине, в этот момент (спора) проявляется невежество ученого. И посредством этого спора шайтан желает вести его в заблуждение» (См. Абу Ну’аим « Хильйатуль-аулийа» 2\294 и ибн Батта «аль-Ибана» 548).

Всевышний Аллах сказал: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором» (Аль-Ан’ам,68).

Мухамад ибн ‘Али ибн аль-Ханафи сказал: «Не усаживайтесь с препирающимися, ибо они являются теми, которые разглагольствуют о аятах Аллаха» (См. ат-Табари «тафсир» 7\229, аль-Лялякаи «’Итикъад ахлу-ас-Сунна уаль-Джама’» 1\100 и ибн Батта «аль-Ибана» 553).

аль-Му’ауийа ибн Курра сказал: «Препирательства относительно религии делают тщетными деяния» (См. аль-Лялякаи «’Итикъад ахлу-ас-Сунна уаль-Джама’» 1\100, Абу Ну’аим « Хильйатуль-аулийа» 9\917 и ибн Батта «аль-Ибана» 562).

‘Умар ибн ‘Абудул-‘Азиз сказал: «Тот, кто часто спорит, не перестает перемещаться с одной религии на другую» (См. Ибн Са’д «ат-Табакат» 5\372, ибн Абу Шейба «Мусаннаф» 7\175, аль-Байхакъи «Шу’абуль-иман» 2 \293 и ибн Батта «аль-Ибана» 570).

Хузейфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайся перемещения в религии Аллаха, ибо религия Аллаха — одна» (См. ‘Абдур-Раззак «мусанниф» 11\249, Аль-Бйхакъи 10\42 и ибн Батта «аль-Ибана» 572).

Имам Малик сказал: «Трудноизлечимая болезнь - перемещение в религии» (См. «Аль-Ибанату аль-Кубро» 576).

Абу Ибрахим рассказывал о том, что он слышал как Ма’руф говорил: «Воистину, если Аллах желает добра для раба, то открывает для него двери деяния и закрывает двери спора. А если желает для него зла, то открывает для него двери спора и закрывает двери деяния» (См. аль-Байхакъи «Шу’абуль-иман» 2 \295, Абу Ну’аим « Хильйатуль-аулийа» 8\361 и ибн Батта «аль-Ибана» 589).

Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал, как имам Малик говорил: «Коран является руководителем (аль-Имам), а что касается спора, то я не знаю что это!» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 590).

Мухаммад ибн Уаси’ рассказывал: «В один из дней я видел Сафуана ибн Мухриза, который находился недалеко от людей, которые спорили между собой. После чего он встал с места и начал, стряхивая свою одежду, говорить: «Вы не что иное, как зараза! Вы не что иное, как зараза!» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 646).

Салих ибн Муслим рассказывал: «В один из дней я был вместе с аш-Ша’би, а когда мы находились перед мечетью, он сказал: «Вызвали мою ненависть вот эти аль-Араьийун этой мечети, до такой степени, что стали для меня самыми ненавистными, чем мусор моего двора!» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 602).

аль-Араьийун — Это те, которые, желая поспорить, спрашивают: «А какое твое мнение, если будет так или так-то, а если будет так-то и так и т.д.».

Исма’ил ибн Абу Халид рассказывал о том, что аш-Ша’би сказал: «Нет для меня ненавистнее, чем слово: какое твое мнение, если будет так-то и так, а какой твой взгляд, если будет так-то и так?!» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 605).

‘Имран говорил: «Остерегайтесь споров и препирательств! Остерегайтесь тех, которые говорят: «какое твое мнение, если будет так-то и так, а какой твой взгляд, если будет так-то и так?!» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 637).

‘Икрима рассказывал о том, что ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайтесь мнений, ибо Всевышний Аллах отверг мнение ангелов, когда сказал им: «Я установлю на земле наместника».  Ангелы сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Затем  Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакара 30).

Всевышний Аллах сказал пророку (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам): «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (аль-Майда 49). 

Всевышний Аллах не сказал: «Суди между ними согласно своему мнению» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 812).

Передается, что однажды Абу Муавия рассказывал хадис Абу Хурайры, в обществе Харуна ар-Рашида, о том, что однажды поспорили Адам и Муса, мир им обоим. Тогда один из присутствующих сказал: “Как это, Адам и Муса? Ведь между ними столько лет?!”. И тогда Харун ар-Рашид разгневался, вскочил со своего места и сказал: “Он тебе передает хадис от посланника Аллаха (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам), а ты возражаешь и говоришь “Как?”».

Имам абу Усман ас-Сабуни, относительно действий Харуна ар-Рашида, сказал: «Точно также необходимо человеку возвеличивать хадисы посланника Аллаха (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам), принимать их, покориться им и верить в них. И также необходимо строго порицать того, кто пошел, в этом вопросе, не по той дороге, по которой пошел Харун ар-Рашид (да смилуется над ним Аллах) в отношении того, кто противопоставил достоверному хадису свои умозаключения, и пришел с вопросом “Как это возможно?!” в виде отрицания и невозможности этого. Не принял сообщение от пророка (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам), тогда как является обязательным принимать все то, что достоверно пришло от посланника (саллаЛлаху ‘алейхи уа саллам)» (См. Акида Асхабул Хадис стр.98).

Рассказывал Закран о том, что аль-Хасан запрещал препирательства относительно религии. И он говорил: «Спорит тот, кто сомневается в своей религии» (См. аль-Лялякаи «’Итикъад ахлу-ас-Сунна уаль-Джама’ 1\98, аль-Бухари «ат-Тариху аль-Кабир» 1\244 и ибн Батта «аль-Ибана» 609).

Хаарис сказал: «Если двое мужчины сидят и спорят относительно религии, то пусть знают, что пребывают в бид’ате (новшества) пока не разойдутся» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 615).

Махди ибн Маймун рассказывал: «Я слышал как Мухаммад ибн Сирин, когда некий мужчина спорил с ним относительно чего-то, сказал: «Поистине, я знаю, что ты хочешь, и я лучше знаю (как правильно вести) спор, чем ты, но, тем не менее, я не спорю с тобой» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 623).

Имам Малик рассказывал: «Сулейман ибн Ясар когда слышал спор, на каком-либо заседании, то вставал и покидал их» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 626).

Аль-Хасан ибн ‘Амр рассказывал о том, что Ибрахим сказал: «Я никогда (ни с кем) не спорил» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 631).

‘Анбасат рассказывал о том, что Джа’фар ибн Мухаммад сказал: «Остерегайтесь препирательства в религии, ибо оно порождает лицемерие!» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 636).

Маймун Абу ‘Амр сказал: «Не достигнет раб истинной веры (иман), пока не оставит препирательство, даже если будет прав» (См. аль-Байхакъи «Шу’абуль-иман» 4 \317 и ибн Батта «аль-Ибана» 645).

Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал, как Анас ибн Малик говорил: «Спор относительно знаний ожесточает сердце и порождает ненависть» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 653).

Аль-Асма’и рассказывал: «Я слышал как А’раби говорил: «Тот, кто оскорбляет людей и спорит с ними, то у него изъян в мужской доблести и чести. А тот, кто часто выделяется чем-то, то познается этим» (См. ибн Батта «аль-Ибана» 657).

Пречист Аллах, обладающий абсолютным совершенством и далекий от любых недостатков! И действительно когда человек часто выделяется чем-то с нехорошей стороны, становится известным среди людей с нехорошей стороны, а так же наоборот, если выделяется чем-то с хорошей стороны, то люди его знают только с хорошей стороны. Прошу Аллаха, чтобы Он сделал нас в числе тех, кто часто проявляется тем, чем доволен Всевышний Аллах!

Эти асары (предания) я привел из книги, которая называется «аль-Ибана»  автором которой  является выдающийся ученый имам ибн Батта. Прошу Всевышнего Аллаха вознаградить за его весьма полезные труды и его старание в распространении истины!

И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Автор

Админ

Так же смотрите

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>