shadow
Скачать статью в формате WORD (DOC)

С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

Ангелы с точки зрения Ислама

 

Из чего сотворены ангелы, какова их сущность, какими они обладают качествами и что отличает их от других созданий

 

Подготовлено редакцией сайта «К Исламу»
2013 г.

 

Кто такие ангелы

Ангелы в арабском языке именуются как  «маляика» (ед. ч. «маляк»). Это слово  произошло от слова «алюка», что в переводе на русский язык означает «послание».

Ангелы - это создания Всевышнего Аллаха, которые обладают телесной формой, сотворенной из света, способны трансформироваться, принимать самые наилучшие образы, обладающие неимоверной силой, скоростью и мобильностью передвижения. Созданий этих настолько много, что точная их численность известна лишь Всевышнему. Аллах сделал их положение почетным, избрав их для поклонения Ему и исполнения Его приказов. Так же их особенностью является то, что они абсолютно покорны Господу и совершают только то, что им велено.

 

Из чего они сотворены

Всевышний сотворил ангелов из света. Со слов матери правоверных Аиши (да будет доволен ей Аллах) передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны созданы из чистого пламени, а Адам сотворен  из того, что было описано вам».[1]

 

Какими качествами они обладают

Существует множество аятов и хадисов, в которых описываются качества и особенности ангелов. Ниже будут перечислены лишь некоторые из них.

Ангелы – обладатели огромной силы и мощи. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные» (сура «ат-Тахрим», 6-аят). Характеризуя же Джибриля, Всевышний сказал: «Научил его обладающий могучей силой» (сура «ан-Наджм», 5-аят). Аллах также описывает его «обладателем силы при Владыке Трона, могущественным» (сура «ат-Таквир», 20-аят).

У ангелов огромные тела и размеры. В сборнике достоверных хадисов имама Муслима приводится хадис о том, что Аиша (да будет доволен ей Аллах) спросила однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о смысле высказывания Всевышнего «Он видел его (Джибриля) на ясном горизонте» (сура «ат-Таквир», 23-аят) и он ответил ей:  «Это был Джибриль. Я видел его в том облике, в котором он был сотворен, только те два раза. Я видел, как он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял собой все пространство между небом и землей».[2]

Имам Ахмад в своем «Муснаде» передает от Абдуллаха ибн Масуда его следующие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля в его настоящем облике: у него было шестьсот крыльев, каждое из которых заслоняло горизонт. С его крыльев осыпаются самоцветы, жемчуга и яхонты, о которых известно одному Аллаху».[3] Хафиз Ибн Касир назвал цепочку передатчиков этого хадиса хорошей.

Так же в сборнике Абу Давуда приводится хадис от Джабира ибн Абдуллаха о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов, которые носят Трон. Воистину, расстояние между мочкой его уха и его плечом составляет семьсот лет». Имам аль-Хайсами в своем известном труде «Маджма аз-Заваид» пишет, что передатчики этого хадиса являются рассказчиками хадисов, которые вошли в «ас-Сахих».

Хотя природа всех ангелов одинакова, внешне, по облику они отличаются друг от друга. Они ранжируются по степеням, и среди них есть двухкрылые, трехкрылые, четырехкрылые, а так же такие,  у которых шестьсот крыльев. Всевышний Аллаһ сообщил об этом: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает» (сура «Фатыр», 1-аят).

Ангелы обладают прекрасной внешностью и красотой. Так описывая Джибриля (мир ему) Всевышний Аллаһ говорит: «Научил его обладающий могучей силой & и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился)» (сура «ан-Наджм», 5-6-аяты). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) комментируя слова Всевышнего «обладающий прекрасным сложением», сказал: «Обладающий прекрасным обликом». Катада же прокомментировал этот аят как «Высокий, обладающий прекрасным обликом».

Повествуя о женщинах, порезавших собственные руки при виде удивительной красоты и прекрасной стати  пророка Йусуфа, Всевышний сказал: «Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: «Упаси Аллах! Да ведь это – не человек. Он – не кто иной, как благородный ангел» (сура «Йусуф», 31-аят). Этот аят свидетельствует о том, что эти слова были сказаны ими по причине того, что у людей сложилось убеждение об изумительной красоте ангелов.

Ангелам также присущи такие качества как благородство и благочестие. Всевышний сказал: «…в руках посланцев & благородных и покорных» (сура «Абаса», 15-16-аят); «Воистину, над вами есть хранители – & благородные писцы» (сура «аль-Инфитар», 10-11- аят).

Также их качеством является стыдливость. Передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об Усмане ибн Аффане (да будет доволен им Аллаһ): «Как же мне не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы».[4]

Ангелы так же описаны знанием. Всевышний Аллах в диалоге с ними сказал: «Во­истину, Я знаю то, чего вы не знаете» (сура «аль-Бакара», 30-аят). Великий и Могучий Аллах подтвердил то, что ангелы обладают знанием, однако сообщил, что Его знания объемлят и то, что не известно ангелам. Об ангеле Джибриле в Священном Коране говорится: «Научил его обладающий могучей силой» (сура «ан-Наджм», 5-аят). Имам ат-Табари в тафсире данного аята сказал: «Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, этому Корану научил Джибриль». И из этого следует, что Джибриль является обладателем знания и тем, кто способен обучать им.

Шариатские тексты упоминают и другие достославные качества ангелов, которые свидетельствуют об их важной миссии и высоком положении.

 

Чем ангелы отличаются от других созданий

Если же говорить об особенностях ангелов, которыми Всевышний Аллах наделил только их и которыми они отличаются от джиннов, людей и всех других творений, то одним из таких присущих лишь им свойств является то, что они являются обитателями небес, а на на землю спускаются только для исполнения велений Всевышнего Аллаха касательно других созданий и устроить порученные им дела. Всевышний Аллах сказал: «Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает» (сура «ан-Нахль», 2-аят). Он также сказал: «Ты увидишь ангелов, окружающих Трон и прославляющих хвалой своего Господа» (сура «аз-Зумар», 75-аят).

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха, e, сказал: «Находящиеся рядом с вами ночные и дневные ангелы сменяют друг друга и собираются вместе на рассветный и послеполуденный намазы. Затем те, которые провели ночь вместе с вами, восходят, и Аллах спрашивает их, хотя Ему лучше знать об этом: «Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?» Они отвечают: «Когда мы покинули их, они совершали намаз. Когда мы явились к ним, они тоже совершали намаз».[5] Шариатских текстов, повествующих об этом очень много, и охватить всех их здесь очень сложно.

Еще одной отличительной чертой ангелов является то, что среди них нет особей женского пола. Укоряя неверующих за то, что они называли ангелов женщинами, Всевышний говорит: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» (сура «аз-Зухруф», 19-аят). Он также сказал: «Воистину, те, которые не веруют в Последнюю жизнь, называют ангелов женщинами» (сура «ан-Наджм», 27-аят).

Своеобразием ангелов является также и то, что они никогда и ни в чем не выходят из повиновения Аллаху и безгрешны по своей сути. Напротив, Аллах сотворил их абсолютно повинующимися Ему и безусловно исполняющими Его веления. Всевышний сказал о них: «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (сура «ат-Тахрим», 6-аят). Он также сказал: «Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (сура «аль-Анбийа», 27-аят).

Еще одной индивидуальностью ангелов является то, что поклонения Аллаху не вызывает у них ни усталости, ни скуки. Всевышний сказал: «А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. & Они славят Его днем и ночью без устали» (сура «аль-Анбийа», 19-20-аяты); «Если же они возгордятся, то ведь находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (сура «Фуссылят», 38-аят).

И это - только некоторые из всех особенных качеств, которыми Аллах наделил ангелов и не наделил людей и джиннов. Таким образом, ангелы являются особенным видом созданий, которые совершенно отличаются от людей и джиннов своей природой и сотворением. Конечно, люди и джинны тоже обладают особенностями, которые отличают их друг от друга. А лучше всего об этом известно Аллаху!

 

Вера в ангелов:  ее важность, суть и доказательства

 

В чем важность  веры в ангелов

Вера в ангелов является одним из столпов веры в исламской религии, и человек не будет верующим, пока не уверует в ангелов. Это утверждено в Писании Аллаха и в Сунне Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Всевышний Аллах сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников» (аль-Бакара, 285). Как видно из аята, Аллах сообщил, что вера в ангелов и в другие столпы веры является частью божественного откровения (уахи), ниспосланного Посланнику (да благословит и приветствует его Аллах). Так как Аллах приказал своему Пророку и его последователям верить в них, и они покорились этому приказу.

Всевышний так же сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (сура «аль-Бакара», 177-аят). Аллах особо указал, что именно вера в эти столпы является свидетельством благочестия. Благочестие же,  в свою очередь, – это понятие, которое вбирает в себя все хорошее, а это означает, что указанные в аяте убеждения являются столпами веры, от которой берут начало ее ответвления, и основой всех праведных деяний.

Вместе с тем, Великий и Могучий Аллах сообщил, что любой, кто не уверовал в эти столпы, является неверующим в Аллаха: «А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (сура «ан-Ниса», 136-аят). Всевышний назвал отрицающих вышеназванные столпы веры, неверующими и глубоко заблудшими людьми. И это значит, что вера в ангелов является важным столпом веры, а неверие в них выводит человека из Ислама.

Это засвидетельствовано и пречистой Сунной. И известный хадис о Джибриле, переданный имамом Муслимом в «ас-Сахихе» со слов Умара бин аль-Хаттаба служит прекрасным доказательством этого. Со слов повелителя правоверных Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Однажды, когда мы сидели около Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нам пришел человек в чисто белой одежде и с очень черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас не знал его. Он уселся прямо напротив Пророка, уперся коленями в его колени и, положив ладони на бедра, сказал: «О Мухаммад! Расскажи мне об Исламе». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам – это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершаешь намаз, выплачиваешь закят, постишься в рамадане и совершаешь хадж к Дому, если можешь добраться до него». «Правильно», – сказал мужчина. Мы же удивились тому, что он сначала спросил его, а затем сам же подтвердил его правдивость. Затем он сказал: «Расскажи мне о вере». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом». «И это правильно», – сказал мужчина. Затем он сказал: «Расскажи мне об ихсане». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя». «Расскажи мне о (Судном) Часе», – попросил человек. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кого спрашивают, сведущ об этом не более, чем тот, кто спрашивает». «Тогда расскажи мне о его признаках», – попросил мужчина. «Рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи овец будут соперничать в возведении домов», ответил он. Затем этот человек удалился, а я еще долго сидел рядом с Пророком. Потом он спросил меня: «Знаешь ли ты, о, Умар, кто спрашивал меня?». Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Поистине, сам Джибриль пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии».[6]

Этот важный хадис указывает на все основы и ступени религии. В нем так же описан непревзойденный метод обучения Исламу, который достиг нас в форме диалога между лучшим среди ангелов – Джибрилем и лучшим среди людей и посланников из рода человеческого - Пророком Мухаммадом, e. Вот почему мусульманам необходимо внимательно изучать этот важный хадис и опираться на него в обучении и преподавании религии, как делали ранние мусульмане, да будет доволен ими Аллах. В хадисе вместе с другими важными вещами упоминаются и ангелы, и отмечается, что вера в них является одним из столпов веры. С этой целью он и был приведен в этой главе. А Аллаху об этом известно лучше всего!

 

В чем суть веры в них

Вера в ангелов включает в себя несколько положений, признание которых является обязательным для того, чтобы раб истинно уверовал в ангелов.

1. Необходимость признания их существования и реальности. Это подтверждают выше упомянутые тексты о том, что вера в ангелов является столпом из столпов веры. И вера человека не может быть правильной, если он не будет убежден в этом.

2. Необходимость веры в огромное количество ангелов, и в то, что точное их количество не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха, как об этом свидетельствуют шариатские тексты. Например, вот этот аят: «Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него» (аль-Муддассир, 31). Смысл этого аята заключается в том, что воинство Аллаха, которое составляют ангелы, настолько велико, что численность их известна лишь Господу миров, как говорили об этом некоторые ранние толкователи Корана.

Так же в длинном хадисе о ночном путешествии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который передается обоими имамами  (аль-Бухари и Муслимом) со слов Малика ибн Саасы, рассказывается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затем передо мной появился Дом заполненный (аль-Бейт аль-Ма`мур)[7], и я спросил: «Что это такое, Джибриль?». Он ответил: «Это – аль-Бейт аль-Ма`мур. Каждый день в него заходят по семьдесят тысяч ангелов, которые после того, как выйдут оттуда уже никогда не вернутся в него».[8]

В сборнике достоверных хадисов «ас-Сахих» имама Муслима также имеется хадис, который передается от Абдуллаха ибн Масуда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В тот день приведут Геенну, у которой будет семьдесят тысяч поводьев, за каждое из которых будут тянуть семьдесят тысяч ангелов».[9] Эти хадисы ясно и однозначно указывают на то, что численность ангелов огромна. И если ежедневно в аль-Бейт аль-Ма`мур входят по семьдесят тысяч ангелов, которые затем после того, как выйдут оттуда уже не возвращаются обратно, и если Геенна в День воскресения будет приволочена таким количеством ангелов, то что можно сказать уже обо всех других ангелах, на которых возложены другие дела. Поистине, об их количестве не ведает никто, кроме Всевышнего и Всеблагого Аллаха.

3. Необходимость признания их высокого и достославного положения перед Господом миров и той милости, которую Всевышний оказал им. Аллах сказал: «Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же (ангелы) – почитаемые рабы. & Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (сура «аль-Анбийа», 26-27-аяты); «…в руках посланцев & благородных и покорных» (сура «Абаса», 15-16-аяты). Великий и Могучий Аллах в этих аятах сообщает, что Им оказана великая милость и почтение ангелам. Он также говорит о них: «…находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (сура «Фуссылят», 38-аят). Аллах подчеркивает, что ангелы почтены тем, что находятся возле Него, а разве есть для них более великая честь, помимо этого. Также они являются обладателями такой великой милости, как быть рабами Всевышнего, которым не наскучивает поклонение их Господу.

Кроме всего упомянутого, Всевышний не раз клянется ангелами, что также указывает на их почетное положении перед Ним: «Клянусь выстроившимися в ряды, & гонящими упорно, & читающими напоминание!» (сура «ас-Саффат», 1-3-аяты); «Клянусь различающими твердо & и передающими Напоминание» (сура «аль-Мурсалят», 4-5-аят). В Книге Аллаха имеется множество примеров того, как Аллах оказал почет ангелам различными способами и в разных контекстах. Они понятны каждому, кто способен размышлять, и шариат в категорично требует признание этого. А Аллаху об этом ведомо лучше!

4. Необходимость веры в то, что ангелы превосходят друг-друга по степеням и статусу, и что их положение перед Аллахом не является одинаковым, так как на это указывают священные тексты. Всевышний сказал: «Аллах избирает среди ангелов и людей посланников. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (сура «аль-Хаджж», 75-аят); «Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха» (сура «ан-Ниса», 172-аят). Аллах говорит, что среди ангелов есть избранные Им посланцы и приближенные, а это является их превосходством над остальными ангелами. Избранными среди ангелов являются приближенные ангелы и ангелы, которые несут Трон, а самыми достойными среди приближенных ангелов являются трое, имена которых были названы в мольбе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которой он открывал ночную молитву: «О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное…».[10]

Самый достойным среди этих трех ангелов является Джибриль, в обязанность которого входит донесение откровения. Его слава и достоинство тоже определяются его обязанностями. Аллах отметил его в Своем Писании так, как не отмечал других ангелов, назвал его самыми славными именами и описал его самыми прекрасными качествами. Одним из его имен является Дух, и о нем  Всевышний говорит следующее: «Верный Дух (Джибриль) сошел с ним (Кораном)» (сура «аш-Шуара», 193-аят); «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа» (сура «аль-Кадр», 4-аят). Это имя так же было упомянуто в сочетании с именем самого Всевышнего Аллаха, что также является огромной честью для ангела. Всевышний сказал: «Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека» (сура «Марьям», 17-аят). Также это имя упоминается в сочетании с определением «святой»: «Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа» (сура «ан-Нахль», 102-аят). А в соответствии с наиболее достоверным толкованием, арабское слово «аль-кудус», которое означает «святость», относится к эпитетам Аллаха.

Всевышний, описывая качества этого ангела, также сказал: «Это – слова благородного посланца, & обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, & которому там (на небесах) повинуются, доверенного» (сура «ат-Таквир», 19-21-аяты); «Научил его обладающий могучей силой & и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился) & на наивысшем горизонте» (сура «ан-Наджм», 5-7-аяты). Аллах именует его благородным посланцем, обладателем силы и прекрасной стати, который занимает высокое положение перед своим Господом, которому повинуются на небесах и которому доверено Откровение.

5. Необходимость проявления любви к ангелам и избегания враждебности по отношению к ним, так как Всевышний сказал: «Верующие мужчины и жен­щины являются помощниками и друзьями друг другу» (ат-Тауба, 71). Этот аят помимо людей также распространяется и на ангелов. Это потому что они тоже являются верующими и находятся в постоянном повиновении своему Господу, как об этом сообщает нам сам Всевышний: «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (сура «ат-Тахрим», 6-аят).

Великий и Могучий Господь сообщил нам также и о том, что ангелы любят Его Посланника и верующих: «Если же вы станете поддерживать друг друга против него (Пророка), то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями» (сура «ат-Тахрим», 4-аят). Аллах также сказал: «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету» (сура «аль-Ахзаб», 43-аят); «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь…» (сура «Фуссылят», 30-аят).

Все это указывает на то, что ангелы любят верующих, оказывают им помощь и поддержку, молят и просят прощения для них, а это значит, что верующие так же должны любить ангелов. Всевышний Аллах предостерегает людей от проявления враждебности по отношению к ангелам и говорит: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилем (Гавриилом) и Микаилем (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (сура «аль-Бакара», 98-аят). Аллах сообщил нам, что враждебное отношение к ангелам вызывает Его гнев и Его враждебное отношение к самому рабу. А все это потому, что ангелы только исполняют приказы и повеления Аллаха, и тот кто враждует с ними, тот фактически враждует со своим Господом.

6. Необходимость веры в то, что ангелы - это всего лишь одно из творений Аллаха, которые не способны ни создавать, ни управлять Вселенной ни распоряжаться чьими-либо судьбами. Ангелы – одно из воинств Аллаха, и они поступают только согласно Его велениям. Управление же всем происходящим во Вселенной в Руках одного Аллаха, и никто не разделяет с Ним этой власти.

Кроме всего прочего, нельзя посвящать ангелам какие-либо обряды поклонения, так как поклонение должно быть полностью посвящено только их Творцу, Творцу всех творений – Всевышнему Аллаху. Нет у него сотоварища ни в господстве, ни в божественности, и нет подобных Ему в Его прекрасных именах и качествах. Это разъяснено самим Всевышним: «Ему также не подобает приказывать вам признавать анге­лов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?» (сура «Аль Имран», 80-аят); «Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же (ангелы) – почитаемые рабы. & Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям. & Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним. & А тому из них, кто скажет: «Я являюсь богом наряду с Ним», – воздаянием будет Геенна. Так Мы воздаем беззаконникам» (сура «аль-Анбийа», 26-29-аяты). Всеблагой Господь сообщает нам, что людям не было велено поклоняться ангелам. И разве может Всевышний приказать такое,  если это является неверием в Великого Аллаха?! Всевышний Аллах также расскрыл всю порочность заявлений людей о том, что ангелы – это дочери Аллаха. Пречист Он и бесконечно далек от этого, а ангелы – это всего лишь Его почтенные рабы, которые обрели этот почет и славу только потому, что Аллах оказал им такую милость. Они исполняют Его приказы и трепетно страшатся Его, и они не смеют заступиться за кого-либо без Его разрешения, и если тот не является приверженцем единобожия, которым доволен Аллах. Следует особо указать, что воздаянием за обожествление ангелов является Геенна, а этого приводит к пониманию того, что ангелы – это всего лишь зависимые рабы, вся мощь и сила которых зависит от их Господа и Создателя.

7. Необходимость веры в каждого из ангелов, чьи имена названы в Коране и Сунне. Имеются в виду  Джибриль, Микаиль, Исрафиль, Малик, Харут, Марут, Ридван, Мункар, Накир и другие ангелы, имена которых упоминаются в священных текстах. Это веление так же относится к тем ангелам, которые в в аятах и хадисах названы по своим качествам, например, Готовый Наблюдатель, и к ангелам, которые именуются в соответствии со своими обязанностями, например, Ангел смерти и Ангел гор. В шариатских текстах упоминаются также и обязанности целых групп ангелов. Например, ангелы, несущие Трон; благородные писцы; ангелы, которым поручено оберегать творения; ангелы, которым поручено оберегание зародышей и материнских утроб; ангелы, которые совершают обход вокруг аль-Бейт аль-Ма`мур; ангелы, которые странствуют по свету; и многие другие, о которых нам сообщили Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

Необходимо верить в каждого из этих ангелов индивидуально, в соответствии с тем, что говорится в священных контекстах об их именах, качествах, обязанностях и судьбах. Более подробно мы остановимся на этом далее, если пожелает Аллах. В данной главе мы коснулись в общем тех убеждений, которые необходимо иметь каждому верующему относительно благородных ангелов в свете Священного Корана и Пречистой Сунны. А Аллах Всевышний  знает об этом лучше!

 

Какие обязанности выполняют ангелы

 

Выше уже было сказано о том, что ангелы – это одно из воинств Всевышнего Аллаха, на которых возложено совершение многих славных деяний и выполнение очень важных обязанностей. Аллах сделал их способными справляться с этими обязанностями самым наилучшим образом, и в зависимости от возложенных Аллахом на них обязанностей, ангелы делятся на множество групп.

1. Ангел Джибриль: на него возложена обязанность передачи откровения от Всевышнего Аллаха Его посланникам. Всевышний Аллах сказал: «Верный Дух (Джибриль) сошел с ним & на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. & Оно ниспослано на ясном арабском языке» (сура «аш-Шуара», 193-195-аяты). В предыдущих главах было уже отмечено, что Джибриль является лучшим и самым почитаемым среди всех ангелов. Аллах сообщил о его силе, преданности и способности к исполнению возложенной на него миссии.

Пророк, e, видел его в его истинном облике, в котором он был создан, лишь два раза. Во всех иных случаях Джибриль являлся к нашему Пророку (да благословит и приветствует его Аллах) в образе мужчины. Впервые Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) увидел Джибриля в его сотворенном облике на горизонте в восточной стороне небосвода. Это засвидетельствовано словами Всевышнего: «Он видел его (Джибриля) на ясном горизонте» (сура «ат-Таквир», 23-аят). А уже во второй раз он увидел его во время своего вознесения на небо. Всевышний Аллах сказал об этом: «Он уже видел его другое нисхождение & у Лотоса крайнего предела, & возле которого находится Сад пристанища» (сура «ан-Наджм», 13-15-аяты).

В сборнике достоверных хадисов Муслима приводится хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, какой смысл несут в себе эти аяты, на что он ответил: «Это был Джибриль. Я видел его в том облике, в котором он был сотворен, только те два раза. Я видел, как он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял собой все пространство между небом и землей».[11]

2. Ангел Микаиль: Он также упоминается в Коране. Всевышний сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилем (Гавриилом) и Микаилем (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (сура «аль-Бакара», 98-аят). Микаиль - обладатель высокого положения перед Господом миров, и поэтому Аллах упомянул его вместе с Джибрилем. И хотя оба они являются сотворенными ангелами, Аллах особо выделил их, а это свидетельствует об их величии и является примером упоминания частного после общего. Имя ангела Микаиля встречается также и в Сунне, и выше мы уже обращали внимание читателя на тот факт, что в мольбе во время ночного намаза Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля…».[12] И на основание этого ученые считают, что эти трое обладатели величия являются лучшими из ангелов.

3. Ангел Исрафиль: третий из трех ангелов, которые были избраны и превознесены Аллахом над другими. Ему поручено подуть в Рог, и он же является одним из ангелов, которые носят Трон. В «аль-Муснаде» имама Ахмада передаются слова Абдуллаха ибн Амра ибн аль-`Аса: «Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел бедуин и спросил: «Что такое Рог?». Он ответил: «Это – рог, в который трубят».[13] Этот же хадис был передан аль-Хакимом и назван им как достоверный, с чем согласился аз-Захаби.[14]

В сборниках хадисов имама Ахмад и ат-Тирмизи передается хадис от Абу Саида аль-Худри о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как я могу наслаждаться, если Ангел Рога уже приложил его ко рту, наклонил голову, прислушался и ждет, когда ему будет велено (подуть в него)». Сподвижники спросили его: «О посланник Аллаха, что же нам (теперь) говорить?». Он ответил: «Говорите: «Нам Достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Покровитель! Мы уповаем только на Аллаха».[15] Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а некоторые другие ученые посчитали его достоверным.

Исрафиль протрубит в Рог трижды. После первого дуновения все творения будут объяты величайшим страхом и ужасом, после второго – все они потеряют сознание или умрут, а после третьего - начнут воскресать. Всевышний Аллах сказал: «В тот день подуют в Рог, и придут в ужас те, кто на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает выделить» (сура «ан-Намль», 87-аят). В этом аяте речь идет о первом дуновении; следующие два дуновения упоминаются в словах Всевышнего: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (сура «аз-Зумар», 68-аят).

4. Ангел смерти (аль-Маляк аль-Маут): этому ангелу поручено забирать души творений при их смерти. Всевышний сказал: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу» (сура «ас-Саджда», 11-аят). У Ангела смерти есть помощники в лице других ангелов, которые являются к тем, кто уходит из жизни в разных обличьях, в зависимости от того, какими были деяния покидающих мир людей. К праведным и благочестивым верующим они приходят в наилучшем облике, а к нечестивцам - в пугающем и вселяющем ужас образе. Всевышний Аллаһ сказал: «Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений» (сура «аль-Ан`ам», 61-аят).

5. Ангел гор: на этого благородного ангела возложена обязанность управления горами. О нем рассказывается в том хадисе, где повествуется как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, еще в начале своего пророчества отправился в близлежащий от Мекки Таиф, чтобы  призвать его жителей к Исламу, но те отвернулись от его призыва. В хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывает: «Вдруг меня осенило облако. Я посмотрел на него и увидел Джибриля. Он обратившись ко мне, сказал: «Аллах слышал, что твой народ сказал и ответил тебе. И вот, Аллах послал к тебе Ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь». Тут ко мне обратился Ангел гор. Он поприветствовал меня миром и сказал: «О Мухаммад! Поступай, как пожелаешь. Если ты хочешь, я водружу на них две горы (Ахшаб)». Я сказал: «Нет, я надеюсь, что Аллах выведет из их чресел тех, кто будет поклоняться только Ему, не приобщая к Нему сотоварищей».[16] Горы Ахшаб – это расположенная в Мекке гора Абу Кубейс и гора, которая стоит напротив нее.

6. Ангел - смотритель за материнскими утробами. От Анаса ибн Малика сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Великий и Могучий Аллах назначил ангела, который говорит: «Господи, капля! Господи, кровяной сгусток! Господи, разжеванный кусочек!». Когда же он собирается завершить его сотворение, то говорит: «Мужчина или женщина? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?». Затем он записывает все это в утробе матери».[17]

7. Ангелы, несущие Трон. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (сура «Гафир», 7-аят); «… и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (сура «аль-Хакка», 17-аят). Исламские ученые отмечали, что вокруг Трона есть также приближенные ангелы, которые вместе с теми ангелами, которые несут Трон, являются самыми славными среди них.[18]

8. Ангелы - Стражи Рая. Всевышний сказал: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!» (сура «аз-Зумар», 73-аят); «…сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата» (сура «ар-Раад», 23-аят).

9. Ангелы - Стражи Ада, которых возглавляют девятнадцать ангелов. Всевышний сказал: «Те, которые попали в Огонь, скажут стражам Геенны: «Помолитесь вашему Господу, пусть Он облегчит наши мучения хотя бы на день» (сура «Гафир», 49-аят); «Пусть он зовет свое сборище. & Мы же позовем стражей Ада!» (сура «аль-`Аляк», 17-18-аяты); «Их (ангелов) над ней – девятнадцать. & Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих» (сура «аль-Муддассир», 30-31-аяты).

Всевышний Аллах говорит также: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно» (сура «аз-Зухруф», 77-аят). Ангел Малик упоминается и в хадисах. В Сунне дошло до нас, что он является Хранителем Ада и что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел его. В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Самуры Ибн Джундуба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ночью я увидел двух мужчин, которые явились ко мне и сказали: «Тот, кто разжигает Ад – это Малик – его Хранитель. Я – Джибриль, а это – Микаиль».[19]

10. Посетители Дома заполненного (аль-Бейт аль-Ма`мур). Каждый день в эту небесную обитель входят семьдесят тысяч ангелов, которые затем уже никогда не возвращаются туда. Об этом передается в хадисе Малика ибн Саасы, который рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затем передо мной возник Дом заполненный (аль-Бейт аль-Ма`мур), и я спросил: «Что это такое, Джибриль?» Он ответил: «Это – аль-Бейт аль-Ма`мур. Каждый день в него заходят семьдесят тысяч ангелов, которые после того, как выйдут оттуда никогда уже не возвращаются в него».[20]

11. Ангелы, которые странстувуют в поиске собраний, где поминается Аллах. В обоих достоверных аль-Бухари и Муслима передается от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть у Аллаха ангелы, которые странствуют по дорогам и ищут тех, кто поминает Аллаха. Найдя таких людей, они зовут друг друга: «Поспешите сюда! Вот то, что вам нужно!» Затем они окружают их своими крыльями, поднимаясь до ближайшего неба».[21] Исламские ученые говорят, что эти ангелы не из числа тех ангелов, которые оберегают творения.

Также достоверно известно, что есть ангелы, которые передают Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, салям от его последователей. Имамы Ахмад и ан-Насаи привели в своих сборниках с достоверной цепочкой рассказчиков хадис Абдуллаха Ибн Масуда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У Великого и Могучего Аллаха есть ангелы, странствующие по земле и передащие мне салям от моих последователей».[22]

12. Благородные писцы. На них возложена обязанность записывать и подсчитывать деяния творений. Всевышний Аллаһ сказал о них: «Воистину, над вами есть хранители – & благородные писцы, & которые знают обо всем, что вы совершаете» (сура «аль-Инфитар», 10-12-аяты); «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). & Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (сура «Каф», 17-18-аяты). Имам Муджахид в тафсире этого аята сказал: «Один ангел находится справа, а другой – слева. Находящийся справа записывает добрые деяния, а находящийся слева записывает злодеяния».

13. Мункар и Накир: Это ангелы, в чьей обязанности искушать и допрашивать рабов в их могилах. Сообщения о них приходят в различных достоверных сборниках. Например, у аль-Бухари и Муслима, приводится хадис от Анаса ибн Малика о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда раба ложат в могилу, и его друзья уходят от него, он слышит шум их сандалий, и к нему приходят двое ангелов. Они усаживают его и спрашивают: «Что ты говорил об этом человеке – Мухаммаде?» Верующий отвечает: «Свидетельствую, что он – раб Аллаха и Его посланник». Тогда ему говорят: «Посмотри на свое место в Аду! Аллах заменил его местом в Раю», – и он видит оба (эти места)».[23]

В сборниках ат-Тирмизи и Ибн Хиббана передается хадис от Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда покойника (или же он сказал: «…кого-нибудь из вас…») кладут в могилу, к нему приходят два черных ангела с синими глазами, которых зовут Мункар и Накир. Они говорят: «Что ты говорил об этом человеке?..» Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим.[24]

Все эти ангелы - самые известные из тех, чьи имена и обязанности которых упоминаются в шариатских текстах. Каждый мусульманин обязан должен веровать в них и в то, что сказано о них. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

 

Какую пользу приносит мусульманину вера в ангелов

Верующий получает огромную пользу от веры в ангелов.

Во первых, это является знанием о величии Творца и совершенстве Его могущества и власти;

Во вторых, это помогает ему быть благодарным Всевышнему Аллаху за Его милость и заботу, проявленную Им Своим рабам, поручив ангелам оберегать их, записывать их деяния и совершать другие деяния, которые приноят им пользу как в мире ближнем, так и в Последней жизни;

В третьих, это формирует у верующего чувство любви к ангелам за то, что, они благодаря наставлению Всевышнего поклоняются Ему самым прекрасным образом, поддерживают верующих и молят Аллаха о прощении для них.

 

____________________

 

При составлении статьи были использованы материалы из книги «Основы веры в свете Корана и Сунны», авторы: проф. Салих ас-Сухейми; проф. Абд ар-Раззак аль-Бадр; проф. Ибрахим ар-Рухейли; редакционный совет: проф. Али Насир Факихи; проф. Ахмад аль-Гамиди; перевод с арабского Кулиева Э. Р.

 

 


[1] Муслим «Сахих» (2996).

[2] Муслим «Сахих» (177).

[3] Ахмад «Муснад» (1/395), (6/294).

[4] Муслим «Сахих» (2401).

[5] аль-Бухари «Сахих» (555), Муслим «Сахих» (632).

[6] Муслим «Сахих»(8).

[7] Храм на седьмом небе, расположенный непосредственно над Каабой. – Прим. пер.

[8] аль-Бухари «Сахих» (3207), Муслим «Сахих»(164). Текст хадиса приведен по версии Муслима.

[9] Муслим «Сахих»(2842).

[10] Ахмад «Муснад» (6/156), ан-Насаи «Сунан» (3/173). Схожий по смыслу хадис также передается у Муслима (770) и у Ибн Маджаха (1357).

[11] Муслим «Сахих» (177).

[12] Ахмад «Муснад» (6/156), ан-Насаи «Сунан» (3/173). Похожий по смыслу хадис также передали Муслим (770) и Ибн Маджах (1357).

[13] Ахмад «Муснад» (2/162, 192).

[14] аль-Хаким «Мустадрак» (2/506), (4/589), здесь текст хадиса приведен по версии аль-Хакима.

[15] Ахмад «Муснад» (3/7), ат-Тирмизи «Сунан» (2431), (3243).

[16] аль-Бухари «Сахих» (3231), Муслим «Сахих» (1795).

[17] аль-Бухари «Сахих» (318), Муслим «Сахих» (2646).

[18] Ибн Касир «Тафсир» (7/120).

[19] аль-Бухари «Сахих» (3236).

[20] аль-Бухари «Сахих» (3207), Муслим «Сахих»(164). Текст хадиса приведен по версии Муслима.

[21] аль-Бухари «Сахих» (6408), Муслим «Сахих»(2689). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.

[22] Ахмад «Муснад» (1/452), ан-Насаи «Сунан» (1282). Текст хадиса приведен по версии Ахмада.

[23] аль-Бухари «Сахих» (1374), Муслим «Сахих»(2870). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.

[24] ат-Тирмизи «Сунан» (1073), «аль-Ихсан фи Такриб Сахих Ибн Хиббан» (3117). Текст хадиса приведен по версии ат-Тирмизи.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Автор

Админ

Так же смотрите

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>